В Иране хотят лечить отказывающихся носить хиджаб женщин. Что известно
. Власти страны объявили о намерении открыть специальные клиникиВ Иране хотят лечить отказывающихся носить хиджаб женщин
Иранские власти намерены открыть по всей стране специальные учреждения для женщин, отказывающихся носить хиджаб в общественных местах. Эти учреждения будут называться «клиники лечения женщин от нежелания носить хиджаб».
О каком лечении идет речь, что грозит тем, кто отказался от ношения хиджаба, и что об этом говорят международные правозащитные организации, выяснил РБК Life.
«Это будет тюрьма»
Первая клиника откроется в Тегеране, рассказала глава иранского Департамента женщин и семьи штаба по поощрению добродетели и предотвращению порока Мехри Талеби Дарестани. Она же будет курировать это учреждение.
«В Тегеране откроется психологическая клиника, направленная на предотвращение снятия хиджаба, для подростков, молодых людей и женщин. В этом центре будет научный подход к лечению психологической проблемы снятия хиджаба», — заявила чиновница.
В центре, по словам Дарестани, будут проводить «индивидуальные консультации, групповые встречи и семинары по самопознанию и управлению социальным давлением». Программа также включает обучающий курс с участием профессоров в области философии, которые расскажут о роли хиджаба в укреплении индивидуальной идентичности. Все программы разработаны «с подходом укрепления уверенности в себе». Находиться в этом учреждении женщины и подростки, нарушающие религиозные требования, будут «на добровольной основе», уверяет чиновница.
В правозащитных организациях заявили о неприемлемости таких мер. Иранская журналистка Сима Сабет, которая сообщала, что Корпус стражей исламской революции совершал попытку покушения на нее, назвала этот шаг «позорным».
«Идея создания клиники для «лечения» женщин, не носящих хиджаб, пугает, ведь людей изолируют от общества просто за то, что они не соответствуют правящей идеологии», — заявила Сабет.
Иранский адвокат по правам человека Хоссейн Раиси отметил, что клиника для лечения женщин, не соблюдающих ношение хиджаба, «не является исламской и не соответствует иранскому законодательству». Особую тревогу, по его словам, вызывает тот факт, что эта инициатива прозвучала от департамента по делам женщин и семей Тегеранского штаба по поощрению добродетели и предотвращению пороков, который находится под прямым руководством верховного духовного лидера Ирана Али Хаменеи.
Молодая женщина из Ирана, которая пожелала сохранить анонимность, в беседе с The Guardian выразила мнение, что «это будет тюрьма».
«Это будет не клиника, а тюрьма. Мы с трудом сводим концы с концами и сталкиваемся с перебоями в подаче электроэнергии, но это государство беспокоится о куске ткани», — сказала она.
Ответ властей на протест
Объявление об открытии клиники последовало вскоре после акции протеста одной из студенток Тегеранского университета. В начале ноября Аха Дарьяи разделась на улице до нижнего белья, выступив таким образом против притеснений из-за неправильного ношения хиджаба. Утверждалось, что во время ареста ее избили, а затем поместили в психиатрическую клинику.
Правозащитная организация Amnesty International и ранее сообщала об имеющихся доказательствах применения пыток, насилия и принудительного приема лекарств к протестующим и политическим диссидентам, которых власти считают психически неуравновешенными и помещают в государственные психиатрические службы.
Например, в октябре 2023 года местную жительницу Рою Закери, которую сняли на видео скандирующей антиправительственные лозунги, государственные СМИ назвали «психически больной». Девушку отправили в женское отделение психиатрической больницы, а люди, близкие к ее семье, рассказали The Guardian, что Закери вводили снотворные, подвергали физическому насилию и заковывали руки и ноги в цепи.
Массовые протесты в 2022 году
Ситуация в Иране обострилась в 2022 году. Страну всколыхнула смерть 22-летней Махси Амини, ранее задержанной полицией нравов. Ее обвинили в нарушении закона, предписывающего женщинам покрывать голову платком. Через несколько часов после задержания девушка впала в кому и через три дня умерла.
Власти Ирана заявили, что девушка умерла из-за полиорганной недостаточности. Согласно их сообщению, когда девушку доставили в полицейский участок, у нее случился припадок из-за церебральной гипоксии (снижение поступления кислорода в головной мозг). Следующие три дня заметных улучшений не было, поскольку притоку нужного уровня кислорода мешали проблемы с нарушением дыхания и низкое давление. Именно оно вызвало полиорганную недостаточность.
Семья Амини заявила, что до ареста девушка была совершенно здорова.
По улицам городов прошли массовые протесты: женщины бросили вызов властям, они снимали и сжигали свои платки, выкрикивая «женщина, жизнь, свобода». Участников акций жестко разгоняли представители подразделений Корпуса стражей исламской революции, беспорядки были названы террористическими актами. По данным КСИР, погибли более 300 человек, зарубежные правозащитные организации сообщали более чем о 500 жертвах.
Генеральный прокурор республики Мохаммад Джафар Монтазери тогда пообещал пересмотреть закон об обязательном ношении хиджаба. Тогдашний президент Ирана Ибрахим Раиси допустил пересмотр Конституции на фоне протестов. Однако каких-либо изменений внесено не было, а вскоре власти ужесточили уже действующие требования.
Полиция нравов и «умные» камеры
Весной 2023 года иранское гостелевидение сообщило, что в метро Тегерана создадут «группы по обеспечению соблюдения правил ношения хиджаба». Женщинам, которые отказались от его ношения, запретят пользоваться этим видом транспорта. Летом того же года власти республики пустили по улицам пешие и автомобильные патрули, цель которых — следить, чтобы женщины правильно носили хиджаб. Такие меры, заявили в полиции, способствуют «душевному спокойствию общества».
Кроме того, в общественных местах появились «умные» видеокамеры, чтобы выявлять женщин без хиджабов, а также тех, кто носит их небрежно. Обязанность устанавливать личности нарушительниц также за полицией. Они рассылают уведомления «с предупреждением о последствиях», могут выписать штраф и задержать.
Иранские государственные СМИ ведут своеобразный отчет в виде репортажей о работе патрулей. Журналисты показывают, как полицейские ходят по улицам в поисках нарушительниц. Увидев представителей правопорядка, девушки поправляют платок, тех, кто не успел, публично отчитывают.
Требования к одежде
Правивший страной до революции шах Мохаммед Реза Пехлеви выступал за светскую модель государства и продвигал политику, которая предоставляла женщинам широкие права.
На протяжении нескольких лет велась активная кампания «Пробуждение женщин», диктовавшая новый, современный облик женщин в общественной сфере, резко контрастирующий с традиционным образом женщины в исламе. Они получали образование, работали, посещали общественные места. А в моде в тот период была одежда западного образца: иранские женщины носили короткие платья, купальники.
Строгий дресс-код в Иране был введен после революции 1979 года, в результате которой к власти пришло духовенство, провозгласившее страну исламской республикой. С самого начала режима высший руководитель Ирана Рухолла Хомейни (предшественник действующего духовного лидера Али Хаменеи) предпринял постепенные шаги по введению обязательного ношения хиджаба на рабочем месте и в учебных заведениях.
В 1979 году десятки тысяч женщин вышли на улицы Тегерана, выступая против запретов, которые ограничили их в правах. Однако это привело лишь к еще большим ужесточениям. В 1983 году требование носить хиджаб стало распространяться и для нахождения на улице, а для тех, кто не соблюдал его, были введены наказания, включая порку. В течение следующих четырех десятилетий власти приняли дополнительные правила, касающиеся конкретных аспектов одежды, а также поведения, семейной жизни, искусства, театра.
Сейчас женщины в Иране обязаны носить одежду, закрывающую все тело, кроме овала лица. Строго отслеживается правильное ношение хиджаба, покрывающего голову. Для мужчин нормы гораздо мягче: им запрещены шорты, украшения для шеи и «гламурные западные прически».
«Моя тайная свобода»
Иранские женщины не переставали, хотя и зачастую безуспешно, бороться за свои права. С развитием социальных сетей протестная активность вышла на новый уровень и получила дополнительную площадку. Большую популярность в Сети получила уехавшая из Ирана журналистка Масих Алинеджад. Как и миллионы других девочек, она с детства носила платок и даже спала в нем. В какой-то момент, признавалась девушка, она забывала, что у нее есть волосы.
Уже будучи взрослой и прожив несколько лет в Лондоне, Алинеджад решилась отказаться от платка. Она опубликовала снимок с развевающимися волосами в соцсетях, ее примеру последовали сотни других иранок. Молчаливый фотопротест получил название My Stealthy Freedom («Моя тайная свобода»). Сейчас у сообщества в Facebook (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России) более 1 млн подписчиков. Общая аудитория более 7 млн человек в разных соцсетях, из которых, по данным организации, около 80% находятся в Иране.