Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» вернулась в Третьяковку

. Теперь она экспонируется в антивандальной капсуле

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» вернулась в Третьяковскую галерею

Обновлено 16 декабря 2024, 11:00
Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» вернулась в Третьяковскую галерею
Фото: olga_b_lyubimova / Telegram

Картина Репина «Иван Грозный и сын его Иван» вернулась в Третьяковскую галерею

Картина Ильи Репина «Иван Грозный и сын его Иван» («Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года») вернулась в постоянную экспозицию Третьяковской галереи, сообщила в своем телеграм-канале министр культуры Ольга Любимова.

Любимова отметила, что теперь произведение, написанное в 1883–1885 годах, надежно защищено: оно «экспонируется в специально сконструированной климатической антивандальной капсуле». По фото видно, что картина размером 199,5х254 см висит в углублении в стене и закрыта прозрачным стеклом.

В 2018 году посетитель разбил защитное стекло с помощью металлического столбика ограждения и несколько раз ударил им холст. Он оказался прорван в нескольких местах в середине, но изображения лиц и рук царя и царевича не пострадали. Вандала — Игоря Подпорина — в 2019 году приговорили к двум с половиной годам колонии по ст. 243 УК (уничтожение или повреждение объектов культурного наследия). Он объяснил свой поступок тем, что картина «оскорбляет чувства верующих, православных и вообще всех в России», а «Иван Грозный причислен к лику святых». Во время происшествия он был пьян.

Работа над поврежденным полотном заняла четыре года. В мае 2022 года картину впервые показали после реставрации. На тот момент гендиректор галереи Зельфира Трегулова (в феврале 2023-го она ушла с поста, ее заменила Елена Проничева) уточнила, что картину представят публике после того, как для нее сделают специальную защитную капсулу.

В июне прошлого года реставраторы Третьяковской галереи Андрей Голубейко и Александра Орловская получили Государственную премию за выдающиеся достижения в области литературы и искусства — за восстановление картины.

Ранее генеральный директор Русского музея в Санкт-Петербурге Анна Манилова рассказала о завершении реставрации картины Карла Брюллова «Последний день Помпеи». Решение отправить полотно на комплексную научную реставрацию впервые за 200 лет принял открытый совет музея. Весь процесс занял больше девяти месяцев: за это время мастера удалили старые записи и тонировки, подвели реставрационный грунт в места старых заделанных прорывов и мелких утрат, выполнили регенерацию лака, покрыли лицевую сторону слоем нового, провели тонировку потертостей и покрыли финальным слоем лака лицевую поверхность картины. Реставрация проходила прямо в выставочном зале из-за габаритов полотна, за ней могли наблюдать все желающие.

Поделиться