Полузабытая сага о спасении империи: чего ждать от «Мегалополиса»
. Предпоказ фильма Фрэнсиса Форда Копполы состоялся в «Художественном»18 декабря в московском кинотеатре «Художественный» прошел предпоказ монументальной философской научно-фантастической картины Фрэнсиса Форда Копполы «Мегалополис», премьера которой состоялась в мае 2024 года на Каннском кинофестивале. Рассказываем о фильме подробнее.
85-летний автор «Апокалипсиса сегодня» вынашивал идею «Мегалополиса» по меньшей мере 40 лет, еще 20 лет искал средства на реализацию. Он задумал историю, в которой судьбы Римской империи и Америки рифмовались бы, составляя предостережение или даже пророчество.
Однако амбициозный проект провел десятилетия в производственном аду: Коппола пытался реализовать его в 1989 и 2001 годах, но студии финансировать его отказывались. Тогда режиссер, решив вовсе отказаться от услуг студий, потратил 120 млн из собственных средств, заработанных на винодельческом бизнесе, чтобы снять свое кино. Съемки заняли всего полгода, завершившись в марте 2023-го.
На ключевые роли Коппола позвал как многолетних соратников (Дастина Хоффмана, Джона Войта, Кэтрин Хантер), так и проверенных актеров новой голливудской волны. Главную роль, архитектора Цезаря Каталину, исполнил Адам Драйвер («Аннетт»). Его соперника, Фрэнка Цицерона, сыграл Джанкарло Эспозито («Во все тяжкие»). Дочь Фрэнка, Юлию, воплотила на экране Натали Эммануэль («Игра престолов»). В сюжете немаловажные роли отведены персонажам Шайи Лабафа и Обри Плазы, которые, по сути, становятся антагонистами.
«На первый взгляд все понятно: завязка, развитие, кульминация и финал у «Мегалополиса» есть. Только даже самые ярые поклонники нелинейного повествования могут сойти с ума от увиденного. Бессмысленный монтаж, диалоги, звучащие так, будто актеры видят сценарий впервые, несинхронизированные действия персонажей, внезапные цитирования Марка Аврелия, праздник любви, футуризм, утопия и неоримские наряды».
Из обзора Аси Заболоцкой
Профессиональные зрители приняли фильм иронично и прохладно, указывая на скомканность монтажа и чрезмерный пафос, так что первые рецензии, вышедшие до даты релиза в кинотеатрах в ноябре, сформировали скорее негативное представление о «Мегалополисе». Благодаря широкому прокату появились более разнообразные мнения насчет работы Копполы, хотя общая оценка до сих пор остается ниже средней.
Ирина Хакамада
Первыми показ фильма 18 декабря посетили режиссеры Клим Шипенко, Юрий Быков и Владимир Битоков, музыкант Павел Артемьев, актриса Ирина Рахманова, актеры Денис Косяков и Александр Горчилин, а также Михаил Лабковский, Ирина Хакамада и другие.
Картина действительно обладает недостатками, которые видны невооруженным глазом. То на первый план внезапно выскакивает острый социальный комментарий или артхаусная композиция из Николаса Виндинга Рефна, то мелодраму перебивают философские рефрены, в которые вторгаются вспышки сатиры.
Будто бы с огромным материалом, требующим вдумчивого отношения и оформления, обошлись небрежно. Чего бы точно не сделал главный герой, Цезарь Каталина, со своим волшебным материалом мегалоном, из которого собирался возвести город золотой для жителей Нового Рима. Благородная идея Копполы показать истинного достойного радетеля за судьбы мира и наказать интриганов, стремящихся к власти и безраздельному богатству, порой не выдерживает наброшенных на нее одеяний из волшебной ткани, позолоченных венцов, разнузданных оргий и стилизованных под Римскую империю визуальных элементов, которыми картина пестрит, словно безумный калейдоскоп.
Однако у «Мегалополиса» есть и очевидные достоинства. Это и актерские работы Шайи Лабафа, списанного со счетов голливудской индустрией за скандальные выходки, и Обри Плазы, «рожденной» ситкомом «Парки и зоны отдыха», но превратившейся в последние годы в самостоятельную актерскую единицу, привлекающую аудиторию и окупающую проекты. Это и путешествие по жанрам кино, где Коппола раздает оммажи Фрицу Лангу, Орсону Уэллсу, Сидни Люмету и другим прославленным кинематографистам. Порой режиссер использует прямые цитирования (Шекспир, Марк Аврелий, Гессе и другие) — этим грешит сценарий, рисующий перед зрителем идеализированный образ высокообразованной элиты, питающей альтруистичные и гуманистические интенции.
Камера Михая Малаймера-мл. прилежно осматривает сияющие величественные панорамы Нового Рима и забирается в сердце тьмы вслед за персонажем Адама Драйвера (то ли провидцем, то ли мошенником) в сцене отчаяния и отвержения, утопая в красно-зеленом свете.
У «Мегалополиса» старомодное чувство юмора, что не мешает ему быть очаровательным, напоминая полузабытую сагу, сказание о том, что случилось в далекой-далекой империи за тридевять земель, куда путников приведет самокат-дорога из золотистого мегалона.
Фильм «Мегалополис» выйдет в прокат 9 января 2025 года