Кино на выходные: «Мария» с Анджелиной Джоли и «Анора» с Юрой Борисовым

. Фильмы-триумфаторы Канн и Венеции уже есть в Сети
Обновлено 21 декабря 2024, 06:00
«Мария»; «Анора»
Фото: Fabula; Neon

«Мария»; «Анора»

Хиты двух важнейших европейских кинофестивалей — Венецианского и Каннского — можно посмотреть онлайн. РБК Life подробнее рассказывает о «Марии» с Анджелиной Джоли и «Аноре» с Майки Мэдисон, Марком Эйдельшейном и Юрой Борисовым.

«Мария»

По Парижу конца 1970-х прогуливается, разговаривая с журналистом-обожателем, оперная дива Мария Каллас (Анджелина Джоли). Она давно оставила сцену — после нервного срыва голос так и не вернулся к ней. Каллас живет в своей огромной квартире со швейцаром Ферруччо (Пьерфранческо Фавино) и кухаркой Бруной (Альба Рорвахер), заставляя одного двигать из конца в конец залы огромный рояль, а вторую — слушать ее пение и льстить. Мария не деспот, как может показаться из этого короткого жизнеописания, но ослепительная и очень хрупкая натура, которой повезло обладать чрезвычайной самоуверенностью. Или не повезло — Мария, кажется, догадывается о своем проклятии.

Это третий фильм-исследование чилийского постановщика Пабло Ларраина, который принялся изучать женские судьбы 8 лет назад, выпустив «Джеки» с Натали Портман. Биографическая основа в нем постепенно замещалась обобщением, и конкретная историческая фигура становилась характеристикой. Скорбящая Жаклин Кеннеди у Ларраина после гибели своего прославленного мужа посвящает себя сохранению «правильной» памяти о нем, таким образом картина становится манифестом женской преданности и служения мужчине. В 2021 году вышел второй байопик — «Спенсер. Тайна принцессы Дианы» с Кристен Стюарт в главной роли. Ларраин выбрал для изображения переломный момент — рождественские выходные в Сандрингемском дворце в декабре 1991 года, после которых измотанная токсичным семейством Диана решается на развод — ради себя и своих детей. Ларраин провернул ту же схему: превратил индивидуальную историю в универсальную.

В «Марии» же схема не сработала: героиня глубоко погружена в страдания по великолепию, которое утекает сквозь пальцы, что само по себе тяжело поддается универсализации. Глядя на нее хочется не посочувствовать женской доле, а воскликнуть: «Как больно смотреть!» Великолепная, заставляющая замереть весь мир одним лишь поворотом своей головы, Мария убивается по своему любовнику Аристотелю Онассису, который бросил ее ради женитьбы на вдове Джеки, заставил избавиться от беременности, а потом и вовсе умер. Ее навещают страшные воспоминания о нацистской оккупации Греции, где ей приходилось петь для немецких солдат. Она ненавидит свою мать, холодна к родной сестре, также пережившей времена оккупации вместе с ней, высокомерна и глубоко несчастна. Ее единственные друзья — таблетки, а спутники на последнем этапе жизни — слуги, которые по мере возможностей заботятся о тающей на глазах, болезненно худой оперной диве.

Хотя блуждание по воспоминаниям Марии Каллас порой утомительно, перформанс Анджелины Джоли, которая в кадре исполняет партии певицы своим голосом, все равно впечатляет. Обрамленная тесно преследующим ее взглядом камеры Эдварда Лахмана, актриса то растерянно распахивает взгляд, то, не повышая тона, ведет бескомпромиссные беседы хоть с официантом, хоть с президентом, то лукаво улыбается в ответ на неприкрытую лесть. Джоли — Каллас, Каллас — Джоли: «Мария» не даст представления о личности оперной певицы, но даст представление о женщине, к ногам которой однажды припал весь мир.

«Анора»

Эротическая танцовщица Эни (Майки Мэдисон) встречает наследника русского олигарха в ночном клубе в Бруклине. Ваня (Марк Эйдельштейн) очень юный, беспечный и страшно богатый. Эни, немного говорящая по-русски, заражена вирусом сказки про Золушку, поэтому когда новый «клиент» предлагает ей стать его девушкой, а потом и женой, она соглашается.

Однако после хэппи-энда в дверь бесцеремонно стучит реальность: живущие в России родители Вани, узнав из таблоидов о браке сына с «проституткой», отправляют подручных армянских решал фиксить ситуацию. В самый ответственный момент принц бежит из замка, едва успев натянуть штаны, и Эни приходится искать его по всему Бруклину вместе с тремя неприятными мужчинами, один из которых — бритый гопник Игорь (Юра Борисов) — даже пытался ее связать телефонным шнуром.

Секс, наркотики и русские эмигранты — три главных компонента этой шумной и во многом неприятной истории. Американский режиссер «Проекта «Флорида» Шон Бэйкер давно хотел проникнуть в пестрый мир Брайтон-бич с ресторанами и ночными клубами, где работают живущие на грани нищеты потомки русских эмигрантов. Эни — на самом деле Анора Михеева, которая отчаянно хочет ассимилироваться и, возможно, осуществить американскую мечту. Важно, что Бэйкер не делает ее голддиггершей в поисках наживы. Она искренняя и даже простоватая, беззлобная и наивная представительница поколения зумеров. Ваня, несмотря на развращенность деньгами родителей, которые он спускает на вечеринки и кокаин, такой же растерянный зумер — на этом зумерском клее они и сближаются. Однако Эни предсказуемо оказывается благороднее своего принца, который и жизни-то не нюхал. Когда в сюжет экстренно вмешаются родители (Алексей Серебряков и Дарья Екамасова), выяснится, почему.

«Анора» — трехактная. В первом рассказана история знакомства Эни с Ваней, многократно показаны их нелепый секс, вечеринки, которые кажутся отвязными только самим их участникам (правда, выглядят эти сцены кутежей как упрек молодому поколению от старших) и полное, просто тотальное отсутствие химии. То, что Анора заблуждается насчет сказки, в которой оказалась, видно на физическом уровне — угловатый Ваня с подозрением на запущенную форму СДВГ никак не пара сознательной и преданной Эни. Во втором разворачивается душераздирающая и одновременно комичная сцена, где всех выводят на чистую воду. Карен Карагулян в роли Тороса, который присматривает за Ваней, и Ваче Товмасян в роли Гарника, который помогает Торосу, нецензурно врываются в «медовый месяц» молодоженов в сопровождении помощника Игоря (Юра Борисов), и переворачивают мир Аноры с ног на голову. Она кусается, брыкается и визжит, пытаясь защитить себя и свою сбывшуюся американскую мечту, но без толку. В истерике и хаосе этой совершенно чудовищной сцены Бэйкер прячет ключ к третьему акту.

Американский фильм с русскими артистами стал настоящим хитом сразу после премьеры на Каннском кинофестивале в мае, где мнения на его счет среди профессиональных зрителей разделились, но председательница жюри Грета Гервиг подвела итог, выдав Шону Бэйкеру «Золотую пальмовую ветвь». Актриса Майки Мэдисон, которую Леонардо Ди Каприо поджег из огнемета в «Однажды в Голливуде», собрала всевозможные восторги (у Мэдисон номинация на «Золотой глобус»). Марк Эйдельштейн и Юра Борисов объехали все премьеры на Западе, раздавая интервью журналистам.

К слову, перформанс Борисова отечественному зрителю не покажется экстра выдающимся: такого персонажа, надежного парня, актер изображает плюс-минус в каждом фильме со своим участием. Однако для западной аудитории образ, подсмотренный Бэйкером конкретно в «Купе номер 6» Юхо Куосманена, новый. И он обеспечил Юре Борисову номинацию на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль второго плана.

Поделиться