6 отечественных мультфильмов-шедевров для всех возрастов

. Их создавали в позднем СССР и в России

Названы 6 российских и советских мультфильмов-шедевров

Обновлено 05 января 2025, 11:01
Кадр из анимационного фильма «Старик и море» режиссера Александра Петрова
Фото: Dentsu Tec, Imagica Corp.

Кадр из анимационного фильма «Старик и море» режиссера Александра Петрова

Анимация никогда не соглашалась с ролью, которую ей навязывают современные реалии: она нечто большее, чем няня, развлекающая и обучающая детей. РБК Life собрал подборку отечественных мультфильмов, которые заставляют говорить об анимации как об искусстве, которому все возрасты покорны.

«Выкрутасы»

Год: 1987

Режиссер: Гарри Бардин

Проволочный человек сажает проволочное дерево, строит проволочный дом, заплетает проволочную жену, но не успевает завести проволочного сына: его покой нарушают различные обстоятельства из внешнего мира. Разозлившись, он решает отгородить свой мирок, а когда проволоки не хватает на колючий забор, расплетает сад, дом, жену и собаку...

Гарри Бардин любит объемную мультипликацию и экспериментирует с формой, демонстрируя неограниченные возможности техник и материалов. В арсенале режиссера — пластилин («Серый Волк энд Красная Шапочка», 1990), веревки («Брак», 1987), спичечные коробки («Конфликт», 1983).

Мультипликатор завоевал народную любовь после выхода «Летучего корабля» (1979), а своими «Выкрутасами» добился признания на Каннском фестивале в конкурсе короткометражек в 1988 году. Бардин увез из Канн не только пальмовую ветвь, но и галстук-бабочку, одолженную у пианиста Владимира Крайнева и обещанную в качестве подарка в случае победы. По словам режиссера, в этой же бабочке он выходил на получение пяти премий «Ника» в своей карьере.

«Ежик в тумане»

Год: 1975

Режиссер: Юрий Норштейн

Сказка Сергея Козлова о заблудившимся в тумане Ежике благодаря Норштейну ожила, ушла в народ и поселилась в сердцах советского и современного российского зрителя.

Норштейн признавался, что ценит в фильмах не эффектные сюжеты, а самые прозаичные мысли, которые «под мыслью режиссера обретают глобальный характер». Действительно, сказка в один печатный лист бумаги не богата событиями: Ежик пошел в гости к Медвежонку считать звезды, но по пути заблудился в тумане, встретил Лошадь, Филина, Летучую Мышь, Собаку и чуть не утонул в реке.

Но в этом тумане Ежик разглядел нечто потрясающее, что удалось выхватить и перенести на экран Норштейну. Это сродни озарению: «Когда мы рисовали Ежика, мы смотрели на «Спаса» Андрея Рублева. Помните эту икону? Должно было быть ощущение всемирности героя. Его взгляд, движения, все прочее. Я помню, когда мы снимали сцену его встречи с Медвежонком, подошел мой коллега и товарищ Николай Серебряков, посмотрел на него и сказал: «Божий человек», — вспоминает режиссер.

«Уборная история — любовная история»

Год: 2007

Режиссер: Константин Бронзит

Женщина средних лет работает кассиршей в общественном туалете. Перед глазами мелькают то торопливые посетители уборной, то фотографии счастливых парочек на страницах журнала Happy woman, который она периодически почитывает. Серая жизнь героини черно-белого мультфильма заиграет новыми красками, когда вокруг начнут появляться разноцветные букеты от таинственного незнакомца.

Мультфильм был номинирован на «Оскар» как «лучший анимационный короткометражный фильм». В той же категории в 2016 году за «Оскар» боролся другой проект режиссера «Мы не можем жить без космоса», в котором Бронзит продолжает разговор об одиночестве — центральной теме в его последних работах.

Режиссер называет свое кино олдскульным, подразумевая под этим акцент на оригинальном, интересном сюжете: «Бывает, что кино нарративное, но видно, что для автора история не главное, ему важнее музыкальные пассажи или визуальный ряд. А по всем моим фильмам видно, что ни дизайн картинки, ни даже музыка не имеют для меня первостепенного значения».

«Старик и море»

Год: 1999

Режиссер: Александр Петров

Анимационная экранизация одноименной повести Эрнеста Хемингуэя, выполненная в технике «ожившей живописи»: масляными красками по матовому стеклу. Мягкая, почти акварельная и слегка небрежная картинка хорошо рифмуется с морской тематикой.

Александр Петров признавался, что работа над мультфильмом шла со скрипом и он даже жалел о том, что взялся за экранизацию повести, объясняя это тем, что она хороша сама по себе: «Все ее экранные версии значительно слабее первоисточника, будь то кино 1958 года со Спенсером Трейси, которое курировал еще сам Хемингуэй, или лента Джада Тейлора 1990 года. Да, это хорошие фильмы, но в них нет того накала и той мощи, что есть в книге».

И все же «Старик и море» Петрова стал первым российским короткометражным анимационным фильмом, получившим «Оскар». Также этот проект запомнился как первый в истории мультфильм, созданный для кинотеатров большого формата IMAX.

«Клубок»

Год: 1968

Режиссер: Николай Серебряков

Кукольная анимация по мотивам сказки советско-еврейского писателя Овсея Дриза, которую часто сравнивают с пушкинской «Сказкой о рыбаке и рыбке».

Через ночь и стужу пробирается старуха в лохмотьях. Она находит волшебный клубок, который оборачивается барашком. С его помощью старуха вяжет себе сначала валенки, потом платье, потом дом и мебель, а потом и новое молодое лицо. Но когда пряжи не хватает, в ярости выбрасывает барашка из окна, зверек убегает, расплетая все, что связала старуха, а затем и ее саму.

Действие происходит под музыку Эдуарда Артемьева — композитора «Зеркала», «Соляриса» и «Сталкера» Андрея Тарковского, где музыкальное сопровождение играет одну из главных ролей. Мультфильм не получил никаких значимых фестивальных наград, но закрепился в топах советских анимационных артхаусов.

«Жил-был пес»

Год: 1982

Режиссер: Эдуард Назаров

Рисованный мультфильм по мотивам украинской сказки «Серко». Хозяева гонят из дома старого Пса. Восстановить авторитет ему помогает Волк, давняя вражда с которым перерастает в робкую, неловкую, но искреннюю дружбу.

По словам Назарова, получившийся мультфильм — это «не фарс, не карикатура, а нормальная, жизненная история». И эта жизненная история оказалась очень жизнеспособной: фразы волка, произнесенные голосом Армена Джигарханяна, «Ты заходи, если что» и «Щас спою» стали народными.

Перед тем как начать работу над мультфильмом, Эдуард Назаров совершил поездку на Украину, где ходил по музеям, ездил по деревням и готовился переносить увиденное на экран. Подобрать музыкальное сопровождение к мультфильму помогли сотрудники Института искусствоведения, фольклористики и этнологии имени М.Ф. Рыльского НАН Украины.

Поделиться