Дмитрий Храбров: «Задачу еврозамещения можно считать выполненной»
Генеральный директор компании «Русский Свет» рассказал РБК, какие вызовы ждут электротехническую отрасль после ухода с российского рынка ведущих зарубежных компаний.
— Как изменился российский рынок электротехнической продукции за последний год?
— Как и в других отраслях, главный тренд — уход с отечественного рынка ведущих игроков-гигантов: Schneider, ABB, Legrand. В нашем портфеле как компании-дистрибьютора они генерировали порядка 20% выручки. Российских производителей, которые смогли бы заместить полностью весь ассортимент и объем ушедших брендов, сегодня нет, поэтому мы стали изучать китайский рынок и искать производителя, чья продукция не уступает по качеству европейским аналогам. Выходом стал прямой контракт с компанией Chint.
Быстрой адаптации бизнеса способствовали и налаженные каналы параллельного импорта. Ведь на объектах, где уже установлена продукция Schneider, ABB или Legrand, менять ее следует только на аналоги того же производителя. А вот все новые проекты сегодня реализуем уже на базе продукции Chint. Еще одна особенность последнего года — общее падение спроса. Даже сегодня за счет инфляции наш рынок растет, но если считать в штуках — падает.
— Российские игроки могут делать погоду в электротехнике?
— Да, например, Курский электроаппаратный завод, который, на наш взгляд, замещает европейские бренды и выпускает хороший продукт. Но широта ассортимента и мощности производства пока не позволяют полностью перекрыть потребности рынка. Новые игроки, наверное, не появятся на нашем рынке, а вот существующие в перспективе трех лет могут запустить производство и локализовать в России выпуск аналогичной продукции. Я знаю, что есть уже компании, которые запустили проекты и планируют наладить производство к 2025 году.
— Как цифровизация отрасли способствует ускорению реализации новых проектов?
— Активная фаза цифровизации пришлась на 2020 год. Клиенты из числа системообразующих компаний — УГМК, «Северсталь», «Металлоинвест» — имеют распределенные по стране структуры закупок. На практике это большое количество предприятий, где у каждого закупщика свои поставщики со своими ценами и своим ассортиментом. Гигантам интересно выбирать стратегического партнера один раз, чтобы в том числе фиксировать цены, сделать процедуру закупки прозрачной и оптимизировать человеческие ресурсы на закупку. Для этого мы некоторое время назад разработали и запустили свой b2b-портал RS24.RU с множеством полезных инструментов, с помощью которого закупки могут проходить именно по фиксированным ценам, с разными уровнями доступа, своей системой утверждения заявок закупщиков их руководителями.
Второй важный момент — интеграция между нашим b2b-порталом и учетными системами контрагентов. Здесь используется в том числе технология электронного обмена данными — EDI: обмен номенклатурой и техническими характеристиками, обмен заказами, электронный документооборот. Коробочные продукты, особенно иностранные, в российской электротехнике работают плохо.
— Можно ли назвать такой портал маркетплейсом?
— Наш b2b-портал гораздо более функциональный, чем просто маркетплейс, в котором можно собрать корзину и оформить заказ. В нем есть разделение уровней доступа между группами предприятия, где каждая видит только свой раздел. Есть массовая заливка заявок из учетной системы клиента, утверждение заявок руководителями закупщиков, есть возможность выгрузить документацию и аналитику за прошлые периоды, подключить ЭДО и обмениваться юридически значимыми документами, минуя бумажные носители. Отдел клиентского маркетинга «Русского Света» постоянно изучает бизнес-клиентов и лучшие практики переносит уже в виде готовых решений на b2b-портал.
К слову, разрабатывался он более десяти лет, и начинали мы именно как интернет-магазин, однако со временем поняли, что нашим контрагентам такое решение неинтересно. Поэтому мы пошли в куда более сложную историю с разработкой специальных сервисов именно под конкретные потребности клиентов. Делим их на четыре основных сегмента — строительно-монтажные организации (застройщики и генподрядчики), крупные производственные предприятия и холдинги, региональные оптовые компании, DIY и классические розничные магазины. Под каждое направление есть свой сервис.
— Когда контрагент — очень крупная компания, подход отличается?
— У нас есть отдельные площадки для взаимодействия, например, с «Северсталью» или УГМК. Такие площадки, куда запускают поставщиков, работают по схожим схемам. Сначала поставщики проходят тендерные процедуры. Если их цены, сроки поставок, ассортимент подходят, такую компанию пропускают на собственный маркетплейс. У УГМК порядка 50 предприятий, разные закупщики покупают разный ассортимент. Что касается нас, если раньше один и тот же автоматический выключатель разные предприятия одного холдинга закупали у десяти производителей, сейчас была проведена нормализация номенклатуры, и закупается строго та позиция, которая есть в утвержденном ассортименте. Подобная унификация способствует и взаимозаменяемости продукции, и общему подходу к закупкам со стороны главных энергетиков отдельных предприятий.
Разработка подобных торговых площадок — дело долгое, сложное и дорогое. Поэтому маркетплейсы такого типа становятся бизнес-продуктами, к которым новые компании со стороны станут подключаться уже на коммерческих условиях.
— Несколько лет назад многие российские предприятия взяли курс на устойчивую энергетику. Что изменилось?
— В ближайшее время это не основная задача экономики нашей страны. Нам нужно закрыть пробелы в доступе к технологиям и уже потом начинать переход на зеленую энергетику и перестройку всей энергосистемы страны. Но мы продолжаем вести проекты с нашими клиентами по снижению потребления электроэнергии на производстве, в том числе переоснащать цеха на светодиодное освещение, внедрять более современные решения в области распределения электроэнергии.
— Что ждет российский рынок электротехнической продукции в ближайшее время?
— Объем рынка останется стабильным: без ввода новых зданий, инфраструктурных проектов в любой отрасли экономика просто не выживет. А где стройки, там, естественно, поставки электротехнической продукции. Главная задача — заместить то, что ушло, локализовать нужные производства в нашей стране. При этом не следует опасаться определенной зависимости от китайских поставок. В России сейчас имеются возможности управлять этими процессами. Да, какие-то контроллеры мы ждем из-за рубежа, но программировать их под собственные нужды давно умеем сами.
Любой непростой период для отрасли — время консолидации бизнеса, увеличение доли рынка под контролем сильных игроков. Себя мы причисляем к ним: буквально пару недель назад подписали соглашение об аренде крупнейшего современного складского комплекса в районе Домодедово, активно развиваем собственную логистическую сеть, причем не только в столичном регионе. Принципиально новых игроков на нашем рынке ожидать преждевременно. Слишком высок порог входа.