Финдиректор «Автобана» — о цифровизации сферы дорожного строительства
О цифровом развитии сферы дорожного строительства и потенциале практического применения IТ-решений рассказывает директор по экономике и финансам АО «ДСК «Автобан» Юлия Штрек.
— Как вы оцениваете динамику цифровизации российской дорожной отрасли?
— Дорожно-строительная отрасль в нашей стране долгое время была очень консервативной, это сформировало очень большой запрос на IT-продукты и на «цифру» в самом широком смысле слова. Управленческие команды в этой сфере сегодня активно расширяют свой кругозор в поиске новых возможностей.
Существуют два основных драйвера цифровой темы: внешний — это государство и внутренний — запрос на повышение эффективности компании. Основной акцент, который с точки зрения IТ делает государство, — внедрение электронного документооборота при взаимодействии с Главгосэкспертизой. Отдельное направление — это цифровизация взаимодействия между самим государством и заказчиком.
Своего рода законодателями цифровизации в строительстве сейчас выступают девелоперские компании, которые являются и заказчиком, и проектировщиком, и генподрядчиком. Они достаточно далеко продвинулись в цифровой трансформации управления строительством, а также процесса продажи квартир. В дорожном строительстве ситуация немного сложнее. В России на сегодня сложилось десять крупных дорожно-строительных компаний, которые в той или иной степени занимаются собственной цифровизацией. Поскольку отрасль долгое время почти ничего не заказывала в области IT-продуктов, то интеграторы, к сожалению, практически потеряли отраслевую экспертизу. Методологически подкованных команд на рынке, по сути, нет.
— Что в первую очередь сейчас определяет отраслевой спрос на технологии и на какие именно?
— Если брать среднестатистическую компанию из отрасли с выручкой примерно 1–3 млрд руб., в России таких более 150, то их автоматизация на сегодня — это «1C Бухгалтерия» и Excel для всего остального. При таком уровне развития не приходится говорить ни про какое информационное моделирование, инженерный документооборот или цифровое управление проектом. У такой компании зачастую не хватает бюджета на развитие цифровых компетенций и экспертизы.
В глобальном смысле мы существенно отстаем в цифровизации, особенно в информационном моделировании. Но это и дает основной эффект повышения качества проектирования и сокращения срока строительства. У нас очень большой задел на будущее с учетом того, с какой позиции мы стартуем и как далеко уже продвинулся цифровой рынок.
Основной спрос ориентирован на эффективность технологии, ее окупаемость и простоту внедрения. На рынке дорожного строительства сейчас нет комплексного решения для управления строительством, который можно было бы развернуть за короткое время на всю компанию. Поэтому мы вынуждены смотреть на комплексные продукты из смежных отраслей или часто создавать их самостоятельно.
— Какие направления цифровизации сегодня в вашем фокусе и как они сочетаются с общей стратегией развития компании?
— Для нас ключевая идея — развитие собственной компетенции через цифровые партнерства. В рамках нашей цифровой стратегии, которую разработали с экспертами отрасли, мы выделили ряд интересных для себя направлений. На ближайшее время задача с точки зрения «цифры» — доукомплектовать нашу цифровую «дочку» «Автобан Digital» до полноценного отраслевого интегратора. В том числе и кадрами, понимающими отраслевую специфику, а их на рынке сейчас дефицит.
Эту задачу мы ставим на ближайшие три года. Ее реализация будет зависеть от успешности наших строительных проектов, которые позволят реинвестировать полученную прибыль в развитие цифровых продуктов. Отдельной строчки в смете «цифровизация предприятий» у нас сейчас нет. За счет прибыли происходят и проекты развития, и техническая модернизация предприятия, и мотивация сотрудников.
Достаточно большой перечень затрат, которые попадают в сметный расчет, мы должны укладывать в доходную часть. Ставим себе задачу сокращения сроков производства и роста рентабельности. Надеемся, что, достигнув этого за счет внедрения, в том числе внутренних продуктов и наработок, сможем ускориться с цифровизацией.
— Какие из своих цифровых проектов за последнее время вы могли бы выделить?
— Экспертизу и наработки в области управления строительным проектом на базе «1С», которые мы собирали с 2019 года, выносим сейчас в отдельный модуль, продукт под условным рабочим названием «1С: Магистраль». Это будет типовое решение, которое позволит российским компаниям без больших затрат перейти к цифровизации процесса управления дорожно-строительным проектом. Рассчитываем, что доформируем готовый продукт в течение ближайших двух лет и выйдем с ним на рынок. Пока что речь идет о коробочном решении. Возможно, на втором этапе перейдем на облачный сервис.
— Каковы ваши планы по дальнейшему внедрению цифровых технологий?
— Основная цель — это трансформация строительного процесса с применением всего арсенала возможностей автоматизации. Начиная с блоков 1C и заканчивая прикладными решениями по управлению проектами.
В рамках стратегии цифровизации мы определили для себя основные направления приложения усилий на ближайший период. Это реинжиниринг 1C-процессов, создание отраслевого продукта, развитие модульных предложений по планированию работ и учетов факта, методологические доработки — в календарном системном планировании. Также в фокусе разработка систем управления дорожно-строительной техникой и грузоперевозками, системы контроля качества и контроля производства при помощи сервисов бизнес-аналитики. Все это мы планируем сшить в единый контур инженерным и электронным документооборотом.
Внедрение всех этих решений позволит нам повысить эффективность взаимодействия с заказчиком, сократить предпроектный период, повысить контроль и управляемость рентабельностью объекта. А также высвободит дополнительные ресурсы внутри компании и позволит расширить горизонт развития.
В целом цифровизация выступает драйвером многих процессов, обеспечивает прозрачность, благодаря ей появляется видение, как повысить эффективность и производительность. К примеру, 5–10% экономии можно получить просто на корректном и оперативном подсчете затрат. Из нашей практики внедрение автоматизированной системы календарно-сетевого планирования сокращает сроки от 7 до 15% в зависимости от сложности проекта. А цифровизация процесса управления дорожно-строительной техникой на базе нашей платформы «Смарт.тех» дала эффект до 30% роста выработки на единицу техники за год.
— Какой потенциал вы здесь видите?
— Объем наработанных нами продуктов уже достаточно большой. Сегодня линейка покрывает, наверно, до 60% управления строительным проектом. Мы можем четко контролировать и рентабельность, и ресурсы. Далее речь идет о сервисах, обеспечивающих удобство на местах — коллегам-строителям, мастерам, прорабам, механизаторам прямо на месте стройки. Ведь основная емкость нашего рынка — не топ-10 игроков, а большое количество средних региональных предприятий.
Система заживет, когда не только крупные игроки будут работать в едином цифровом продукте, по единым стандартам, но и те предприятия, которые являются в том числе нашими региональными субподрядчиками. Тогда можно уже будет говорить о цифровизации отрасли. Пока что ее уровень достаточно низкий и носит локальный характер.