Что такое культура потребления вина. Объясняет Анатолий Корнеев
Анатолий Корнеев рассказал о культуре потребления вина
Вино — один из древнейших напитков. Оно менялось со временем, развивалось как элемент обрядов и гастрономии, став частью культурного контекста и социальной среды. Говорить о вине как о некой эстетической категории и рассуждать о культуре потребления стало модно. О том, что такое культура потребления вина и насколько она развита в России, мы спросили сооснователя и вице-президента Simple Group Анатолия Корнеева
Что такое культура потребления вина?
Культура — это совокупность производственных, общественных и духовных достижений, которые накопило человечество. В этом смысле культура употребления спиртных напитков — это ровно такое же емкое и многосоставное понятие. И прежде всего это осознанное ограничение употребления спиртных напитков и цивилизованное их потребление. Но это конечный результат комбинации множества факторов.
Качество вина
Один из них — это производственный цикл, мы должны говорить о том, как вино производится, и стремиться неизменно повышать его качество. Мы страна вина не только торговая или страна виночерпиев. Мы еще и страна-производитель, один, кстати сказать, из немаловажных производителей. К производству вина нужно относиться очень требовательно.
Еще один элемент в общей культуре потребления — то, как общаются с потребителем те, кто продает вино. Наша задача — объяснить людям, что иногда лучше купить одну бутылку, но хорошего, качественного вина, чем купить две бутылки очень простого, примитивного и, в общем, не несущего в себе ничего, кроме спирта. Это иллюзия вина. Когда мы говорим про Simple Group, если простым языком это говорить, мы попросту учим людей не пить фигню и не пить много.
У нас должна быть договоренность производителя, потребителя и посредника между ними, что они будут продавать более высокое качество, более качественный продукт, надежный, стабильный.
Культурное значение
Следующий важнейший аспект в общей культуре потребления — социальная функция вина. Это фундаментальный продукт с точки зрения социальной — взаимодействия с людьми. Вино сопровождает нас в трудные моменты жизни, вино сопровождает рождение ребенка, любое застолье, получение диплома. У него есть множество функций, и они, эти функции, бесчисленны. Мое наблюдение: люди, которые очень хорошо разбираются в вине, практически на профессиональном уровне, они вообще безгранично богаты, и речь тут не про деньги. У них очень богатый интеллектуальный и культурный код. Мы должны понять, что только у вина есть шансы сделать этот спиртной напиток «управляемым злом». В этом смысле вино могло бы стать государству подспорьем.
Важнейшая часть — это образование и просвещение. Нужно работать с людьми, доносить правильные знания. Тут есть нюансы законодательные — эти ограничения, даже в отношении российского вина, они действуют, к сожалению, и пока затрудняют коммуникационную поддержку на широком уровне. Поэтому распространение правильных знаний об алкоголе сейчас возможно через точечное локальное воздействие. Это большая наша беда.
Значение для экономики
Есть еще и экономический фактор, который демонстрирует развитие культуры потребления. Если вы возьмете Францию, которая является одним из абсолютных лидеров по стоимости вина, значению своей винной индустрии, то в ВВП Франции вино составляет только 2%. Это незначительная часть экономики. Заметная, но незначительная.
Но при этом, как только вы берете все вовлеченные в виноделие сопутствующие сферы экономики, вы уже превращаете эту долю ВВП в 5%. Рестораны, туризм и дальше по списку. Вино является носителем существенного блока развития. Винодельческая отрасль — это длинные деньги. Это капиталоемкая индустрия. Государство очень поддерживает это развитие. Дотации в индустрию идут до 80%. Это рекордные на сегодняшний день показатели, поэтому наша винодельческая индустрия развивается, как ни один другой сектор нашей экономики.
Культура потребления в России
В России высокая культура употребления вина. Но она касается крупнейших городов — Москвы, Петербурга. При этом они различаются. Петербург тяготеет к скандинавской модели потребления спиртных напитков. Москва по концепту потребления тяготеет к Южной Европе.
Как «измерить» культуру потребления?
Это, как ни странно, очень просто. Во-первых, посмотрите на соотношение потребления вина на душу населения и потребления крепких спиртных напитков на душу населения. Должна быть обратнопропорциональная зависимость: потребление вина должно расти, а потребление крепких спиртных напитков — снижаться. Во-вторых, смотрите на то, насколько на этом рынке высокая доля потребления вин с остаточным сахаром: если большое количество вин с остаточным сахаром или добавленным сахаром употребляет этот рынок, то культура потребления вина находится на начальном этапе. В-третьих, сколько в стране пьют розового вина, как выглядит пропорция между красным, розовым и белым. Если люди понимают и пьют розовое вино, то в стране более развитая винная культура. Мы, в отличие от Китайской Народной Республики, сильно развитый рынок, потому что у нас уже употребляется розового вина около 4%. А с другой стороны, мы еще по-прежнему пьем около 25–30% вина с содержанием сахара. Это как раз в том самом низком ценовом сегменте.