Что такое элитное вино

Сомелье Олеся Александрова назвала критерии выбора элитного вина в России

Обновлено 29 мая 2024, 06:40

Термин «элитное» ассоциируется с роскошью, избранностью и, как следствие, высокой ценой. Что такое элитное вино и что, кроме стоимости, нужно принимать во внимание, выбирая такое вино, — в нашем материале

YAKOBCHUK VIACHESLAV / Shutterstock / FOTODOM
Фото: YAKOBCHUK VIACHESLAV / Shutterstock / FOTODOM

Какое вино считается элитным?

Согласно толковому словарю Ушакова, «элитный — представляющий собой элиту, то есть отборный, лучший». Но по каким критериям определить отборность? «Я бы постаралась все же увести это в определение Fine (& Rare) Wines, ввиду того что «элитное» стало слишком массовым определением, чего не скажешь о тех винах, которые под этим подразумеваются. Если кратко — это дорогое, труднодоступное, особое», — считает Олеся Александрова, шеф-амбассадор премиальных вин Simple Group.

По мнению эксперта, элитные вина — те, что называют Fine Wines, — не имеют каких-то официально прописанных, неизменно установленных критериев и правил, по которым их можно выделить среди прочих. Олеся Александрова называет определяющие отличия таких вин от обычных, даже недешевых:

  • Вина высокого качества, сбалансированные, с длительным финишем.
  • Соответствуют стилю заявленного региона или, собственно, создают этот стиль.
  • Обладают значительным потенциалом к выдержке.
  • Вина «с историей», узнаваемые, с отличной репутацией, которая складывается не в последнюю очередь из высоких оценок винных критиков, топовых мест в профессиональных рейтингах.
  • Редкие и востребованные вина, что определяется их ценностью на вторичном рынке.

Качество вина в любом случае остается основой оценки напитка как элитного. Но без правильного продвижения даже топовое по своим органолептическим свойствам вино вряд ли станет известно критикам и сделается узнаваемым. Олеся Александрова считает, что маркетинг — обязательное условие попадания того или иного вина в категорию элитных, но условие далеко не единственное. «Для того чтобы вино попало в элитную категорию, важен основательный базис — соответствующий уровень качества, на который в дальнейшем накладывается маркетинг», — подчеркивает эксперт.

Где делают элитное вино?

В сознании даже самого не «винного» человека в России понятие элитного вина в первую очередь связывается с Францией. Свою роль в этом сыграло множество самых различных факторов, начиная от места вина в русской литературе, которую все изучали в школе. В произведениях, например, Пушкина, Толстого или Тургенева вина, которыми наслаждаются аристократы и богатые купцы, обычно французские, реже немецкие — в основном мозельские и рейнские. Это объясняется тем огромным влиянием, которое Франция оказывала на вкусы и привычки привилегированных слоев российского населения как минимум с середины XVIII века до 1880-х годов, когда это влияние в некоторой степени ослабло благодаря национальной политике Александра III.

В своей книге «При дворе последнего императора» начальник канцелярии министерства Императорского двора Александр Мосолов вспоминал: «При Александре II все подаваемые вина были иностранного происхождения. Александр III создал для русского виноделия новую эпоху: он приказал подавать иностранные вина только в тех случаях, когда на обед были приглашены иностранные монархи или дипломаты».

Zdenek Matyas Photography / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Zdenek Matyas Photography / Shutterstock / FOTODOM

Историк Леонид Выскочков в статье «Алкогольные напитки при Императорском дворе Николая I» отмечает, что в погребе императора «первые два места занимали красные сухие бордоские вина, славившиеся как «королевское вино»: «Шато Лафит» (3750 бутылок 1-го и 2-го сортов) западного винодельческого района Франции, произведенное в департаменте Жиронда из винограда поместья Шато Лафит, и «Медок» (3613) [из] одноименного района по побережью рек Гаронны и Жиронды (до 12° алкоголя). Присутствовало также красное «Шато Бран-Мутон» из Медока. <…> Присутствовали и различные бургундские вина, в том числе любимое красное сухое вино Наполеона «Шамбертен» («Жевре-Шамбертен») из региона Кот-д'Ор и белое вино «Марсиль» («Мерсо») из субрегиона Кот-де-Бон. Среди французских вин было и ценившееся еще Петром I красное сухое вино «Эрмитаж» (с берегов Роны южнее Лиона)».

Поскольку российский императорский двор роскошью не уступал, а зачастую и превосходил другие европейские дворы, можно сказать, что красные бордоские и бургундские вина были «элитными из элитных». Как «первый дворянин в государстве», император задавал тон всей аристократии и богатейшим купцам, которые тоже пили французское.

Далее исследователь пишет: «Из итальянских вин указано белое полусладкое игристое (D'Oro), из немецких — «Мозельвейн» («Мозельское»), а также рейнские вина, в том числе редкий «Рейнвейн Йоганнисберг» («Шлосс Йоганнисберг»), получавшийся особым способом (как в Сотерне) из лоз на берегу Рейна между Майнцем и Кобленцем. Популярны были также испанские вина. По свидетельству сводной ведомости «в расходе» значилось 626 бутылок «Пахарате» и 593 — хереса».

За прошедшие со времен правления Николая I два столетия ситуация не слишком изменилась. По свидетельству Олеси Александровой, сейчас Fine & Rare Wines в основном происходят из тех же регионов, что и двести лет назад: «В первую очередь это Франция с Бордо, Бургундией, Шампанью, следом Италия с Тосканой и Пьемонтом, США и вина Калифорнии, а также топовые вина Испании — «Приорат», «Рибера дель Дуэро» и другие». Такое распределение элитных вин обусловлено, по мнению эксперта, «множеством факторов — от истории, религии, экономической ситуации, социального и культурного развития до менталитета».

Однако виноградарство и виноделие не стоят на месте, и странно было бы думать, что за столетия не произошло никаких перемен. Сейчас на карте происхождения элитных вин существуют места, которых двести лет назад не было и в помине. «Один из ярчайших примеров этих регионов — Калифорния, которая за последние 30 лет совершила невероятный скачок, вышла на пьедесталы с точки зрения редкости и востребованности и продолжает динамично развиваться, находя новые регионы и создавая новые стили», — утверждает Олеся Александрова.

Можно ли узнать элитное вино по вкусу?

Если тема элитного вина возникает в обычном разговоре людей, не вовлеченных в винную индустрию и не слишком увлеченных этой темой, можно услышать, что «на вкус это (добавим название любого Fine Wine) ничем не отличается от простого столового». Действительно, для того чтобы отличить простое хорошее вино от элитного, нужна своеобразная «напробованность», аналогичная «насмотренности» ценителей изобразительного искусства или кино.

Aerial Mike / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Aerial Mike / Shutterstock / FOTODOM

Олеся Александрова считает, что люди, очень далекие от вина и, во всяком случае, не специалисты винной индустрии, действительно не смогут в слепой дегустации отличить вина Fine & Rare от «обычных». «Если же мы говорим про любителя, который с такими винами знаком и регулярно сталкивается, то здесь гораздо больше вероятность, иногда вплоть до возможности угадать производителя, — уточняет эксперт. — Это можно сравнить с искусством, где также необходима подготовка, та самая «насмотренность». Не хотелось бы уводить это в элитарность и обособленность, но данная категория вин именно там и существует».

Можно ли выгодно продать элитное вино?

Бутылка Fine & Rare Wine — это серьезная инвестиция. Например, в 2018 году на аукционе Sotheby's бутылка бургундского «Романе-Конти», винтаж 1945 года, была продана за $558 тыс. Это редчайшее вино принесло своему прежнему владельцу вполне реальную прибыль. «Если проследить изменение цен, проанализировать показатели международной винной биржи Liv-ex, то в долгосрочной перспективе вино — хорошая инвестиция», — полагает Олеся Александрова.

И тут же уточняет, что, как и в любых инвестициях, винному коллекционеру «с прицелом на перепродажу» необходим грамотный консультант со всеобъемлющим и проницательным подходом к делу и глубоким знанием вин, винтажей и их инвестиционной привлекательности. В России, по мнению Олеси Александровой, быть таким инвестором непросто.

«Если рассматривать реалии нашего рынка, то, к сожалению, законодательство таково, что не позволяет перепродавать частные коллекции. Поэтому здесь вариант только своевременно выпить», — утверждает эксперт.

Есть и еще одна сложность в винных инвестициях — это хранение. Если золотые слитки или драгоценные камни можно просто держать в надежном сейфе в охраняемом помещении, то для хранения элитного вина с целью выдержки, чтобы оно не потеряло своих потребительских и потенциально инвестиционных свойств, нужны особые условия. «Это должно быть темное помещение или винный шкаф с температурой в диапазоне 12–16 °C, без активных вибраций и вдали от резких и посторонних запахов, — напоминает Олеся Александрова. — Например, кухонный холодильник совершенно для этого непригоден».

Поделиться
Авторы
Теги