Мода на вино: как она формируется и можно ли ее предугадать

Винный эксперт Роман Сосновский рассказал, как формируется мода на вино

Обновлено 05 июня 2024, 11:43

Что общего у винной индустрии и индустрии моды? Оказывается, в обеих этих сферах есть устойчивые и краткосрочные тренды, которые определяют и производство, и потребительский спрос, и перспективы на ближайшие сезоны

Natalia Bostan / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Natalia Bostan / Shutterstock / FOTODOM

Мир высокой моды многим представляется несколько легкомысленным и очень переменчивым. Более фундаментальные отрасли, включая виноделие, казалось бы, должны быть свободны от сезонных веяний. Но тем не менее многие эксперты говорят, что мода на вино — это реальность. Такой точки зрения придерживается, в частности, лучший сомелье России 2018 года Роман Сосновский, автор телеграм-канала «Винный душнила».

Какие факторы влияют на моду на вино?

«Мода на вино существует, это действительно правда. Мы можем сравнить в этом плане мир вина с миром высокой моды, где есть более долгие и более короткие тренды. Это проявляется во вкусах, которые приобретают вина. Тренды формируются под влиянием самых разных обстоятельств», — утверждает эксперт. Этими факторами могут быть удачный урожай в том или ином регионе, тенденции в отношении к алкоголю у разных поколений, мода на органические продукты или борьба на государственном уровне за здоровый образ жизни граждан. И даже личные пристрастия влиятельных винных критиков или маркетинговая политика производителей вина.

В качестве примера Роман Сосновский приводит моду на насыщенные, мощные, плотные и «дубовые» (с долгой выдержкой в дубовой бочке) вина, которые были чрезвычайно популярны 15–20 лет назад — в 2000-х. Чем больше дуба в аромате и вкусе вина, тем дороже стоили такие вина и тем больше интереса вызывали. «Одна из причин такой моды в том, что 1990–2000-е годы самым значимым винным критиком планеты был Роберт Паркер, американец, человек, который сам любил полнотелые, насыщенные вина и очень щедро им выставлял высокие оценки, — рассказывает Роман Сосновский. — Соответственно, многие винодельни, независимо от того региона, где они находились, от винодельческой зоны, от апелласьона и так далее, часто стремились делать вина такого стиля. Это накладывалось на общую популярность вин подобного стиля того времени».

Позже «дубовый» тренд сменился совершенно другой модой, которая в корне отличается от предшествующей. «Это радикальный уход от этой стилистики — насыщенной, полнотелой, мощной, сладкой — в сторону вин более деликатных, более тонких, более легких с точки зрения выдержки. Иногда это вина, в которых дуб отсутствует вообще», — подчеркивает сомелье. По его мнению, потребитель пресытился тяжелыми винами и активно демонстрирует спрос на более легкие, низкоалкогольные. По мнению Сосновского, это так называемый долгий тренд, или долгая мода: интерес к легким винам длится уже около десяти лет и пока что не ослабевает.

Этот же тренд отмечает и известный западный винный критик Дженсис Робинсон. В 2023 году на симпозиуме RISE Калифорнии (США) она назвала одним из ведущих винных трендов моду на легкие кислотные освежающие вина, такие как совиньон блан, светлые красные, такие как пино нуар, а также розовые и игристые. «Дубовые» красные, по мнению Робинсон, ушли в прошлое.

Вдолгую или вкороткую: устойчивые и кратковременные тренды

Роман Сосновский утверждает, что наряду с длительными и устойчивыми трендами в винном мире существуют и краткосрочные, едва ли не сезонные, как в мире fashion, моды. Так, несколько лет назад трендом стали так называемые петнаты — игристые вина, сделанные по старинной технологии создания игристых вин — так, как их делали, когда еще не было шампанского. Петнаты понравились потребителям своим легким, интересным вкусом, к тому же они соответствовали и моде на натуральность. «Петнатов стало появляться огромное количество из самых разных стран, — вспоминает Роман Сосновский. — Мода эта продлилась буквально пару-тройку лет, после чего стремительно пошла на убыль. Сегодня петнаты ни у кого не вызывают какого-то бешеного восторга или невероятного интереса».

Foxys Forest Manufacture / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Foxys Forest Manufacture / Shutterstock / FOTODOM

Среди других примеров «быстрой моды» эксперт называет увлечение оранжевыми винами, популярность винных напитков — игристых шипучих вин, которые продаются в алюминиевых банках, а также бум на испанскую элитную бутилированную сангрию, легкое фруктовое вино. Эти тренды были очень короткими — настолько, что даже не все они успели «докатиться» до России. Так, например, вина в алюминиевых банках не слишком популярны в нашей стране, хотя они вызвали настоящий бум на западном рынке.

ЗОЖ как фактор винной моды

Что же, по мнению эксперта-сомелье, становится причиной таких коротких модных явлений в мире вина? «Глобальная причина в том, что на протяжении долгого времени потребление вина в мире снижается. Очень сильно падают эти цифры, — сетует Роман Сосновский. — Это связано и с тем, что молодое поколение пьет достаточно мало вина, и с тем, что Всемирная организация здравоохранения с каждым годом все более и более радикально подходит к вопросу вина».

Эксперт напоминает, что если в 1990-е годы медиа и даже некоторые врачи говорили, что вино — это полезно, то потом мнения стали более осторожными. Речь шла уже о некой «безопасной дозе» вина и его «умеренных терапевтических свойствах». Тем не менее в научно-популярной прессе еще периодически появлялись статьи о пользе для здоровья ресвератрола, содержащегося в вине, а мужские журналы писали, что «бокал вина заменяет час в тренажерном зале». В последние же годы практически все научные и научно-популярные источники очень радикально утверждают, что «безопасной дозы вина не существует», и потребление падает.

«Рынок периодически на это реагирует изобретением каких-то новых, привлекательных для покупателя форм, — объясняет Роман Сосновский. — Иногда это тренды, которые создаются внутри самого рынка, чтобы таким образом популяризировать потребление вина в целом либо вин каких-то отдельных регионов. То, что формируется производителями, — это короткие тренды».

Мода на биодинамику: прагматика или эзотерика?

Еще одной длительной винной модой, по мнению Романа Сосновского, стал тренд, производный от общемировой моды на натуральность, экологичность, естественность, захвативший самые разные сферы жизни — от одежды и манеры проведения досуга до продуктов питания и напитков. Не остался в стороне и винный мир: появились «органические» и «биодинамические» вина. «Отсюда популярность, которая растет последние 10–20 лет и не ослабевает, органических виноградников, а также биодинамических виноградников и вин. Хотя биодинамика, по сути, этакая «винная эзотерика». И еще веганских вин, хотя веганское вино является, по сути, оксюмороном», — комментирует эксперт. По его мнению, вино тоже пытается «подстраиваться» под тренд на более здоровый образ жизни.

«О биодинамике любой ученый вам скажет, что это абсолютная эзотерика, — утверждает он. — Но приходится признать, что самые дорогие вина на планете создаются биодинамическими хозяйствами. Это забавный момент. Многие винодельни стремятся к статусу биодинамических, это продолжение тренда на натуральность, естественность, на отрицание химических препаратов. Нередко это доходит до абсурда, но до сих пор приводит людей в восторг».

Какие вина никогда не выйдут из моды?

В мире вина, уверен Роман Сосновский, есть свои голубые фишки — винные регионы, которые всегда актуальны. С годами мода на них не уходит, а только растет, как растет с годами стоимость и ценность производимых в них вин. Разумеется, таких голубых фишек не может быть много. «Это топовые вина Бордо, это вся Бургундия. Топовые вина Бургундии давно стали товаром категории люкс, с каждым годом их цены уходят куда-то в стратосферу, и в целом весь регион дорожает. И это, наверное, Шампань. Это три лидера с точки зрения премиального сегмента, мода на которые не уходит, извечная классика. Есть регионы, которые чуть меньше ценятся, например Брунелло-ДиМонтальчино, Бароло в Италии, топовые вина северной Роны и так далее. Но даже внутри этого сегмента стилистически происходят изменения, возникают новые веяния, новые технологии, но это уже их внутренняя кухня», — считает эксперт.

Massimo Santi / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Massimo Santi / Shutterstock / FOTODOM

Но есть и принципиальное отличие винной моды от сферы fashion. В мире вина однажды возникшие тренды всегда оставляют след. «Если взглянуть на нынешний рынок, можно увидеть и большое количество и петнатов, и оранжевых вин, и даже вина, хотя их существенно меньше, сделанные в том старом стиле двадцатилетней давности, когда ценилось большое количество дуба, когда вина были суперароматичные, тяжелые, — утверждает Роман Сосновский. — Все приходит в мир вина, занимает свою нишу и не исчезает бесследно. У всех трендов есть свои ценители. Может быть, их становится меньше, тренд становится нишевым, но сохраняется». Таким образом, можно сделать вывод, что окончательно из моды не выходит ни одно вино, пока его еще производят и продают.

Какие вина в моде в России?

Роман Сосновский отмечает, что у российского рынка есть свои особенности в смысле винной моды в силу того, что мировые вина пришли в Россию только в 1990-е годы, и то сначала довольно ограниченно. «Поколение винолюбов 1990-х годов предпочитало Бордо и другие французские вина, потому что других не было. Италию начали открывать для себя в начале—середине 2000-х. Сейчас все меняется», — утверждает эксперт.

Вкусы современных россиян, в том числе тех молодых, которые пьют вино, стали более разнообразными — прежде всего потому, что предложение на российском рынке 2020-х неизмеримо шире, чем в 1990-е и даже в 2000-е. Хотя под влиянием глобального устойчивого тренда в России сейчас предпочитают более легкие, тонкие, свежие и деликатные вина.

Есть и другие факторы, влияющие на отечественный рынок. «Появляются разные пошлины для вин из недружественных стран, и наше потребление волей-неволей будет корректироваться этим фактором, — признает Роман Сосновский. — Есть прогноз, что будем пить немного больше и немного больше увлекаться и заниматься винами Нового света, прежде всего дружественных нам стран. Возможно, будет некое «переоткрытие» Чили, Южной Африки и некоторых других винодельческих регионов, которые для нас долгое время оставались экзотикой. Возможно, Китая, Турции и так далее».

Однако, по мнению эксперта, «классика никуда не денется». «Бургундия, Шампань, Бордо — дорогие вина — будут только расти в цене. Несмотря на растущую цену, они до сих пор востребованы. Эти вина просят привезти сомелье в ресторанах, их, в свою очередь, заказывают гости — здесь ничего не меняется», — подтверждает Сосновский.

Есть и очень оптимистичный тренд: будет расти доля российского вина. «Хотелось бы, чтобы эти вина были конкурентоспособны и интересны сами по себе, а не потому, что их как-то «спускают сверху», — комментирует эксперт. Если верить Дженсис Робинсон, которая утверждает, что будущее — за новыми для мирового винного рынка регионами и небольшими аппелласьонами, обладающими собственной неповторимой сложившейся экосистемой, то у российского виноделия есть будущее.

Наконец, Сосновский отмечает растущую популярность в России биодинамических вин. «Не знаю, как это будет развиваться дальше. У нас это не так популярно и востребовано, как на Западе, где если вино биодинамическое, натуральное или органическое, оно уже ценно благодаря этому. Но у нас этот тренд тоже заметен и, думаю, в ближайшее время ослабевать не будет», — считает сомелье.

Поделиться
Авторы
Теги