Потребление вина в России сократилось вдвое за 47 лет

Обновлено 17 мая 2024, 06:42

Россияне стали пить вдвое меньше вина, чем в советское время, его производство за последние 6 лет тоже сократилось, но, по данным экспертов, структурно стало более качественным. Самым популярным алкогольным напитком в России остается пиво, его потребление выросло втрое с 2000 года

Rawpixel.com / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Rawpixel.com / Shutterstock / FOTODOM

Потребление вина в России за 47 лет сократилось более чем в 2 раза: по данным на 2022 год, на душу населения приходится 6,2 л вина/год, в то время как пик потребления пришелся на 1975-й — около 13 л вина/год. Такие данные приводит агентство «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР) в исследовании «Вино для России. Виноделие в условиях осознанного протекционизма».

ООО «Национальные Кредитные Рейтинги» (НКР) — кредитное рейтинговое агентство в России. Создано 11 февраля 2019 года. В декабре 2019 года агентство приступило к присвоению кредитных рейтингов. В 2022 году Банк России внес НКР в список агентств, чьи рейтинги будут учитываться при допуске неквалифицированных инвесторов, прошедших тестирование, к покупке структурных облигаций.

Агентство присваивает рейтинги банкам и страховщикам, нефинансовым компаниям любого размера из всех отраслей экономики, холдинговым, лизинговым и финансовым компаниям, а также органам власти.

По данным исследования, пик потребления водки тоже остался в прошлом, в 1995 году, с каждым годом спрос на нее падает.

С 2000 года самым популярным алкогольным напитком в России стало пиво. Его потребление выросло более чем в три раза, с 16,5 л (в 1975 году) до 52,2 л (в 2022 году) на душу населения. Пик потребления пива пришелся на 2010 год — 70,3 л на душу населения. Крепкие спиртные напитки стали пить в России незначительно больше — 6,8 л в 2022 году против 4,8 л в 1975-м.

Как отмечают аналитики, за последние 2022 и 2023 годы совокупное потребление алкоголя в России было статичным на фоне ограниченности располагаемых доходов населения. Однако в структуре продаж за 2023 год также лидирует пиво и пивные напитки — 76%, на втором месте — винодельческая продукция с показателем 9%, далее идут водка — 8% и иные напитки 6%, а также коньяк — 1%.

Как менялось производство вина

Производство россииской винодельческой продукции в 2018–2023 годах снизилось на 29%, но её структура качественно улучшилась, отмечают авторы исследования. Так доля виноградосодержащих напитков в общем объеме винодельческои продукции за шесть лет сократилась с 33% до 1%, или всего 604 тыс. дал. Это стало возможным в связи с запретом на использование импортного виноматериала в рамках исполнения закона о вине.

«Производители переключились на тихие, игристые и ликерные вина, доля которых выросла в среднем на 27 процентных пункта за тот же период, несмотря на сокращение производства на 10% в 2023 году. За шесть лет выпуск ликерных вин подскочил сразу в 11 раз и составил 0,9 млн дал по итогам 2023 года», — говорится в исследовании.

В 2023 году началось снижение производства. Выпуск игристых вин снизился на 13% за год, коньяка — на 1%, тихих вин — на 8%, ликерных вин— на 20%, виноградосодержащих напитков — 86%. Общий объем производства виноградных, игристых и ликёрных вин (без учета вина наливом) сократился на 10% по сравнению с предыдущим годом, до 45 млн дал.

По данным НКР, уже в 2024 году наблюдается тренд в сторону роста общих показателей производства. Кроме того динамика производства виноматериалов демонстрирует положительную динамику с 2020 года. Тогда в России произвели 46,53 млн дал виноматерилов, в 2023 — уже 73,87 млн дал и это на 15% больше, чем годом ранее.

Как сообщал РБК, производство алкоголя в России в 2022 году выросло на 2,24% по сравнению с предыдущим годом и превысило 1 млрд дал. Производство игристых вин выросло до 16,1 млн дал, тихие вина прибавили в производстве 10%, их объем достиг 32,7 млн дал. В то же время совокупные розничные продажи алкоголя, включая пиво и пивные напитки, за 12 месяцев 2022 года выросли примерно на 1% год к году, до 1 млрд дал.

Поделиться