Vivino добилась запрета на продажу товаров под своим брендом в России

Обновлено 20 мая 2024, 07:42

Владелец приложения о винах Vivino смог отстоять свое право на использование товарного знака в России. Причиной для обращения с жалобой в Роспатент стала продажа российской компанией товаров на маркетплейсах под одноименным брендом

Postmodern Studio / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Postmodern Studio / Shutterstock / FOTODOM

Датская компания «Вивино АпС» смогла через Коллегию палаты по патентным спорам (ППС) Роспатента доказать неправомерность использования бренда Vivino российской фирмой «Подарки оптом» для своих товаров, говорится в решении коллегии Палаты по патентным спорам.

Как сказано в решении коллеги, в феврале 2021 года житель Татарстана Александр Каспин подал заявку на регистрацию товарного знака Vivino. В феврале 2022 года он смог зарегистрировать бренд в Государственном реестре и стал собственником товарного знака в России. В конце декабря того же года Каспин передал исключительную лицензию на использование торгового знака татарстанской компании ООО «Подарки оптом», продолжая юридически оставаться владельцем товарного знака. Лицензия, согласно договору, заключенному между Каспиным и этой компанией, действует вплоть до окончания срока действия исключительного права на товарный знак (до февраля 2031 года).

Российская компания, используя товарный знак Vivino, продавала бокалы для вина и пива с различными надписями. Продукцию можно было купить как на сайте самого ООО, так и на маркетплейсах Ozon и Wildberries. На обеих платформах ООО «Подарки оптом» зарегистрировано уже четыре года и реализует продукцию под общим торговым брендом «Другие подарки».

По данным системы СПАРК, ООО «Подарки оптом» было зарегистрировано в Татарстане в 2015 году. Основной вид деятельности компании — «производство прочих готовых изделий, не включенных в другие группировки».

Выручка ООО за 2023 год составила 799,3 млн руб., что на 317,2 млн руб. больше, чем годом ранее. Чистая прибыль компании в прошлом году составила 107,9 млн руб. Это почти в 7,5 раз больше, чем было в 2022 году.

По версии датской компании, зарегистрированный россиянином товарный знак дублирует название и бренд приложения Vivino, созданного для помощи пользователям при выборе и покупке вина. Так, в возражении датской компании отмечается, что «компания Вивино АпС является разработчиком и дистрибьютором крупнейшего винного маркетплейса, базы данных и приложения VIVINO, созданного в 2010 году и предназначенного для помощи любителям вина в выборе подходящего напитка, который на сегодняшний момент насчитывает более 60 млн зарегистрированных пользователей в мире, а на Россию в среднем приходится 400 тыс. пользователей <...>, а также обладает исключительным правом на товарные знаки vivino по международной регистрации»

Приложение Vivino начало работать в 2010 году. С его помощью пользователи могут выбрать вино, ориентируясь на оценки, выставленные напитку другими людьми, зарегистрированными в приложении. Как сообщается в решении коллегии, в приложении Vivino по состоянию на апрель 2024 года зарегистрировано более 60 млн человек по всему миру. Около 400 тыс. пользователей заходят в него из России ежемесячно.

При этом датская компания «Вивино АпС» также зарегистрировала свой товарный знак в России. Заявка на регистрацию была подана в августе 2021 года, а в Госреестр знак был внесен в январе 2022 года. Кроме того, товарный знак датской компании обладает исключительным правом по международной регистрации.

@heinizach / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @heinizach / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Основатель Vivino Хайни Захариассен

«Поскольку обозначение Vivino обладает высокой известностью, ассоциируется с компанией Вивино АпС, у потребителя при восприятии оспариваемого товарного знака <...> может возникнуть представление о том, что данное лицо запустило свою линейку по производству товаров и услуг, связанных с алкогольной продукцией, т. е. существует угроза введения потребителя в заблуждение относительно изготовителя», — объясняется позиция датской компании в документе ППС.

Однако Александр Каспин, который использовал бренд Vivino для продукции в России, с такими доводами не согласился. По его мнению, компания «Вивино АпС» не ведет деятельность на территории России и не планирует использовать товарный знак для более широкого перечня товаров, чем одноименное приложение. Он также заявил Роспатенту, что сведения о приложении на территории РФ до 2021 года «были незначительны», а российские пользователи не могут приобрести вино через приложение из-за санкций. Каспин также утверждал, что само приложение Vivino не является уникальным для сканирования вина, а продукция, которую реализует ООО «Подарки оптом» не является однородной продукту, созданному «Вивино АпС». В числе доводов Каспина также отмечается, что он подал заявку на регистрацию товарного знака Vivino в России раньше, чем датская компания.

Изучив доводы и возражения сторон, в Роспатенте решили, что приложение Vivino было известно в России до того, как Александр Каспин зарегистрировал свой товарный знак и начал его использовать. Это, в частности, подтверждается публикацией материалов с упоминанием приложения в российских СМИ. По этой причине потребители действительно могут ассоциировать продукцию, которую реализует ООО «Подарки оптом», с разработкой датской компании, а значит, доводы о введении потребителя в заблуждение «представляются обоснованными», посчитали в Роспатенте.

В итоге с товарного знака Vivino, зарегистрированного Александром Каспиным, правовую охрану частично сняли. Это касается нескольких классов товаров согласно Международной классификации товаров и услуг (МКТУ). Это значит, что он не сможет использовать слово Vivino как товарный знак или бренд для некоторых товаров, связанных с употреблением, хранением вина. В частности, речь идет о винных и пивных бокалах, штопорах, оборудовании для производства, розлива и хранения вина и пива. Однако Роспатент по-прежнему разрешает использовать товарный знак Vivino, поэтому ООО «Подарки оптом» могут продолжать указывать его на своих товарах, для которых не была аннулирована правовая охрана.

Правовая охрана торгового знака Vivino недействительна по следующим направлениям:

  • 6-й класс по МКТУ: изделия и устройства из металлов, в том числе металлические бочонки, металлические крышки для бутылок и т. д.
  • 7-й класс по МКТУ: машины и оборудование, орудия сельского хозяйства и торговые автоматы, в том числе машины для мойки или наполнения бутылок, машины для укупорки бутылок, прессы для вина или аппараты для подачи пива под давлением.
  • 8-й класс по МКТУ: ручные инструменты, в частности инструменты для декантации жидкости, мотыги для обработки виноградников, штопоры для бутылок ручные.
  • 16-й класс по МКТУ: бумажные обертки и упаковки для бутылок, картонные подставки для пивных кружек.
  • 20-й класс по МКТУ: неметаллические средства для хранения и транспортировки, в том числе бочонки для вина, деревянные коробки для бутылок, пробки неметаллические, резервуары для вина, за исключением металлических.
  • 21-й класс по МКТУ: кухонная утварь, посуда, за исключением вилок, ножей и ложек, в том числе бокалы для вина, бутылки, аэраторы, хрустальная или стеклянная посуда, соломинки и стаканы для напитков, ковши для вина, пивные кружки, штопоры и т. д.
  • 41-й класс по МКТУ: обучающие и развлекательные услуги, организация культурных и спортивных мероприятий, в том числе предоставление отзывов или рейтинга пользователей в развлекательных и культурных целях.

Как убедился корреспондент «РБК Вино», бокалы для вина под брендом Vivino до сих пор доступны к приобретению через маркетплейсы Ozon и Wildberries. Однако товары продаются со скидкой до 80%.

В ответ на запрос «РБК Вино» патентный представитель Каспина, который владеет брендом Vivino в России, сообщил, что намерен оспаривать решение Роспатента в установленные законом сроки. В числе прочего в ответе говорится, что обозначение Vivino не является авторским или уникальным. «Например, в США товарный знак Vivino не принадлежит Vivino Aps, а используется австрийской компанией G.J. Riedel GmbH. Там у датской компании нет вопросов», — отметил представитель Александра Каспина.

«РБК Вино» также направил запрос для получения комментариев юридической фирме «Семенов и Певзнер», которая представляет интересы датской «Вивино АпС» в России. Представитель компании от комментариев отказался.

Генеральный директор агентства «Артпатент», патентный поверенный Григорий Бусарев говорит, что практика регистрации в России и в других странах брендов известных компаний — это нередкая история.

«Бывает, что компании регистрируют знаки, известные в других странах. Это происходит как случайно, так и неслучайно. В случае с брендом Vivino можно предположить, что регистрация является неслучайной, учитывая, что правообладатель и лицензиат занимаются продажей подарочной продукции. Возможно, они были в курсе наличия бренда, учитывая известность приложения Vivino», — говорит он.

«Конкретный спор возник из-за существующей проблемы однородности товаров и услуг. Потому что эксперт, который рассматривает заявку, не знает известности продукта и не противопоставляет товары и услуги регистрируемому знаку. Таких ситуаций достаточно много, и я не думаю, что это связано с тем, что одна из компаний — иностранная», — говорит управляющий партнер юридической компании «Зуйков и партнеры» Сергей Зуйков.

Он также отметил, что у Александра Каспина мало шансов оспорить решение Роспатента. «Решение Роспатента понятно. Знак аннулирован для всех товаров, связанных с вином. Другие классы товаров у конкретного товарного знака сохранены», — добавил эксперт.

В декабре 2023 года компания «Подарки оптом» зарегистрировала в Роспатенте собственный товарный знак Vivino Int по 9-му и 35-му классам МКТУ. Девятый класс, согласно классификации МКТУ, включает в себя в основном научные и исследовательские аппараты, оборудование для аудиовизуальных и информационных технологий, а также оборудование для спасения и защиты. К 35-му классу относятся услуги, связанные с управлением бизнесом, эксплуатацией, организацией и администрированием коммерческих или промышленных предприятий, а также рекламу, услуги маркетинга и продвижения.

По словам Григория Бусарева, этот перечень находится ближе к тому, чем занимается датская компания «Вивино АпС». «Это более близкая регистрация. Я думаю, что ее ждет та же участь, что и другой товарный знак: он, скорее всего, будет аннулирован, потому что зарегистрирован в отношении тех же товаров и услуг, в отношении которых известен бренд Vivino», — говорит эксперт.

Поделиться