Артур Саркисян — о сложных и не очень винах по-простому. Мнение
Артур Саркисян объяснил на примере оперы и стендапа разницу между винами
Винные специалисты часто говорят на языке, не всегда понятном широкой аудитории. Партнер «РБК Вино», президент Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян в авторской еженедельной колонке объяснил подход к выбору вин простым языком
Представим себе, что вы решили скоротать вечер за просмотром видео в жанре стендап. Никто не ждет от такого просмотра актерской игры на уровне «Гамлета» или каких-то мощных эмоций. Шутки, гэги могут быть талантливо написаны, а могут быть пошлыми и неудачными, но в любом случае — это простое удовольствие, которое должно вызвать улыбку, не более того.
То же самое примерно происходит с вином. Есть вина «на каждый день» — скоротать вечер, запить рядовую домашнюю еду. Такой винный стендап. Вышел на сцену, произвел яркое впечатление, вызвал улыбку — и спасибо. В хорошем повседневном вине не должно быть технических ошибок — чистый и желательно яркий аромат, понятный несложный вкус. Всем знакомый молодой совиньон блан в яркой стилистике — это как раз хороший стендап. Цитрусовые и тропические фрукты в аромате, приятная свежесть. Браво.
Другой случай из практики вечернего времяпрепровождения. Вы идете на современную пьесу. Три–четыре актера на сцене, сюжет построен на диалогах «про жизнь», иногда забавных, иногда — философских. Можно и улыбнуться, а иногда и задуматься. Также и с вином. Если винодел хочет не просто дать яркое впечатление на полчаса, но и показать свой авторский почерк, он иначе работает с виноградом, с вином. Приемов много. Если тот же самый совиньон блан выдержать подольше в емкости, у него, кроме выпрыгивающего из бокала манго и хрустящей свежести, появятся более сложные тона, приятная сливочная нотка во вкусе. С таким бокалом можно и посидеть подольше, подумать о своих ощущениях.
Наконец, третий вариант: вы идете в оперу. В Большой театр, в ложу, откуда лучший вид на сцену. Оркестр из десятков инструментов, сложная постановочная часть, звезды балета. Иногда даже сложно уследить, что происходит на сцене. Эмоции сложные, разноплановые, впечатления может хватить и на пару месяцев. Вина-оперы — они редки и сложны. Они требуют от винодела большого мастерства. Тот же простецкий, как многим кажется, совиньон блан в подходящей для него местности в руках опытного винодела может зазвучать как целый оркестр. Даже если сорт один, его можно сделать как композицию нескольких вин. С виноградника собирают урожай несколько раз на разной стадии спелости винограда. Часть вина можно выдержать в бочке, другую — в амфоре и потом собрать все составляющие в одном многоплановом произведении, которое станет еще сложнее и многослойнее с выдержкой в бутылке.
Как в опере — легкая увертюра в начале, развитие сюжета, кульминация. Так же и сложное вино будет меняться в вашем бокале каждые две–три минуты, переливаясь гаммой тонов фруктов, нот выдержки, минеральных оттенков.
Какой из всего этого практический вывод? В каждом из жанров есть свои звезды и свои халтурщики. И стендап можно смотреть с удовольствием, и оперные постановки бывают неудачными. Вопрос в том, чтобы подобрать подходящее вино к случаю. В оперу обычно не ходят в трико и тапочках, сложному вину тоже нужен соответствующий настрой, повод, хороший бокал, время для знакомства с ним.
С другой стороны, и для просмотра шоу юмористов дома по телевизору смокинг никто не надевает. Чтобы выпить простого вина, получив удовольствие от его яркого аромата и вкуса, даже бокал не всегда нужен. На природе и бумажный стаканчик подойдет. Простые игристые вина сейчас и в жестяных банках продают. Почему бы и нет?
В таком подходе к вину от простого к сложному есть своя мудрость. Простые вина, как правило, недороги. Почему так? Урожайность на винограднике может быть выше, убирать его может машина — виноградный комбайн, а не человек, труд которого теперь на вес золота. Простому вину не требуется дорогая дубовая бочка, долгая выдержка в бутылке. Чтобы сделать сложное вино, нужно ограничивать урожай на винограднике, использовать дороге приемы работы с вином, выдерживать его в погребе перед продажей, а не выпускать сразу на рынок и т.д.
Если вы идете в оперный театр, это достаточно дорогой поход. Для вас работают десятки, а иногда и сотни артистов. Все это стоит денег и требует соответствующего настроя. Чтобы лучше понимать происходящее на сцене, да и просто решить — стоит ли такие деньги за билет платить, лучше почитать критику о постановке, либретто изучить. Тогда впечатление будет осознанным и более полным. Со сложными винами — похожая ситуация. Их рейтингуют, делают подробные дегустационные описания, обсуждают на встречах и в винных клубах. Сложное вино можно подарить, как и билет в оперу. Простое дарить странно, как и ссылку на трансляцию стендап шоу. Простые вина часто встречаются в обычных магазинах, наряду с хлебом и кефиром. Сложные продаются в винотеках, ресторанах, где их хранению, подаче, консультациям гостей уделяют большое внимание.
В моем гиде чем сложнее вино, тем выше у него оценка. Сложность, многослойность — это редкое качество, которое дорогого стоит. Труд винодела. Про такое вино хочется подробно написать, проанализировать его в развитии, дать авторское резюме. Простое вино тоже может быть хорошим, классно сделанным, может приносить удовольствие, но ему никакое сложное описание с полным набором всех фруктов и других оттенков не требуется — достаточно одной строчки — оценки по 100-балльной шкале, короткой справки: что какая оценка означает в книге. Очень удобно и понятно. Ничего сложного.