Красивый, успешный бизнес: что на ПМЭФ говорили о российском виноделии

Обновлено 08 июня 2024, 19:07

В этом году «ВиноГрад» посетил каждый третий участник Петербургского международного экономического форума. Пространство стало не только настоящим магнитом для представителей делового сообщества и экспертов, но и местом, где встречались коллеги и друзья, куда приходили зарядиться положительными эмоциями и просто отдохнуть

Пресс-служба Россельхозбанка
Фото: Пресс-служба Россельхозбанка

Уже в третий раз Россельхозбанк и Росконгресс привозят на главный форум страны «ВиноГрад» — тематическую площадку, посвященную успехам российского виноделия.

Но в этом году, подобно виноградным лозам, пространство разрослось и вышло за пределы винной тематики. Участники сессий и гости говорили о состоянии российского агросектора и его перспективах. Например, на сессии Россельхозбанка «Есть что есть: скатерть-самобранка» фермеры и рестораторы искали точки соприкосновения, чтобы обогатить меню новыми блюдами и кулинарными шедеврами. А другая банковская сессия «Гастротур: как познакомить жителей мегаполиса с Россией» запомнилась яркой историей Аниты Цой о том, как она переквалифицировалась из певицы в фермера.

Пресс-служба Россельхозбанка
Фото: Пресс-служба Россельхозбанка

Будущее и традиции

Многие приходили на «ВиноГрад», чтобы не только поучаствовать в серьезных дискуссиях, а просто перезарядиться и проникнуться атмосферой этого самого необычного места на ПМЭФ. Оформление и «спецэффекты» погружали гостей в мир будущего. Вертикальная сити-ферма от Россельхозбанка демонстрировала, каким могут быть агрохозяйства в городской среде. Многие гости ПМЭФ с удовольствием ели клубнику, срывая ее с настоящих грядок, располагавшихся друг над другом.

Рядом с этой футуристической композицией работало иммерсивное пространство — традиционный винный погреб с бочками. Минуя их, гости проходили на дегустации российского вина. Каждые полчаса представители ведущих виноделен страны презентовали свои лучшие образцы в… импровизированном вагоне «Сапсана». Из его «окон» открывались виды на природные красоты тех регионов, где было произведено вино.

Пресс-служба Россельхозбанка
Фото: Пресс-служба Россельхозбанка

«Очень приятно, что на ПМЭФ, даже в нынешних условиях стопроцентной загрузки всех кафешек, ресторанов и деловых площадок, есть такое замечательное место, как «ВиноГрад», — говорит президент группы компаний «Михайлов и партнеры» Марианна Максимовская, — Здесь можно одновременно послушать сессию про продвижение отечественного вина, тут же его продегустировать, а заодно в теплой и дружеской атмосфере провести деловую встречу. Получилось самое уютное место на форуме».

Спрос превышает предложение

Один из главных вопросов, который обсуждали гости площадки, — потенциал потребительского спроса.

«Российское вино укрепляет лидирующие позиции на внутреннем рынке, вытесняя иностранные напитки», — говорит первый заместитель председателя правления Россельхозбанка Кирилл Лёвин. По его словам, отечественное вино в ритейле уже отвоевало больше 50% рынка, а перспективе ближайших 3 лет может занять долю в 70%. Это результат улучшения технологии производства и расширения продуктовой линейки.

С оценкой банкира согласны другие гости «ВиноГрада». «Эволюция российского виноделия, конечно же, заметна, — говорит Светлана Ломсадзе, шеф-сомелье ресторана Twins Garden, дававшая мастер-класс на площадке. — Мы в своем ресторане всячески это подчеркиваем. У нас представлено много российских вин. Мы стараемся раскрывать гостям ресторана новинки, эксклюзивные вина, которые сейчас предлагают нам российские производители».

Сомелье и владелец винного бара Bigati Bar Алан Бигати также провел мастер-класс на площадке «ВиноГрад» и поделился своим прогнозом: у российского вина большое будущее. «Популярность отечественного вина растет семимильными шагами, — говорит он. — Мне кажется, сейчас спрос даже больше предложения. Справились бы наши виноделы с этим. Но, конечно, нужно больше говорить о вине, проводить больше мероприятий, нужно убрать запрет на рекламу по телевизору и в средствах массовой информации».

Вино — элемент нетворкинга

Еще один вопрос, который волновал всех: как продвигать вино в ритейле и сегменте HoReCa. Все сошлись на том, что, прежде всего, необходимо информировать людей: чем больше человек знает о вине, тем больше шансов, что полюбит его. «При выборе вина представители поколения Z (1997–2012 года рождения — ред прим. «РБК Вино») и миллениалы (1981-1996 года рождения — ред прим. «РБК Вино») ориентируются на знание», — заявил коммерческий директор Alma Valley Олег Хузин, выступая на сессии «Экономика виноделия».

Пресс-служба Россельхозбанка
Фото: Пресс-служба Россельхозбанка

Писатель и драматург Александр Цыпкин считает, что надо развивать саму культуру потребления алкогольных напитков. «Продвигать российское вино нужно, прежде всего, с помощью экспертов, шеф-поваров, сомелье, — рассуждает Цыпкин. — Чтобы люди не пили крепкий алкоголь или предпочитали ему вино или пиво (я сторонник больше первого), в первую очередь, нужно показывать культуру потребления и отсутствие тяжелых последствий, которые возникают при злоупотреблении крепким алкоголем».

«Молодёжи надо объяснять разницу между понятиями «крепкий алкоголь» и «вино». Вино — это элемент высокой гастрономии и культуры», — поддерживает Светлана Ломсадзе.

«Надо прививать любовь именно к эстетической составляющей потребления вина, — считает Цыпкин. — Виноделие — привлекательная сфера. Во-первых, это красиво, как говорится в известном меме. Во-вторых, общественно приемлемо, и у тебя сразу возрастает количество социальных связей, потому что всем интересно узнать что-то новое про вино».

Кадры для виноделия

Глава Россельхозбанка Борис Листов «на полях» ПМЭФ назвал виноделие «визитной карточкой» агросектора и магнитом для привлечения в отрасль инвестиций, инноваций и кадров. По его словам, это связано с тем, что у вина есть эстетическая составляющая в отличии от многих продовольственных товаров.

Пресс-служба Россельхозбанка
Фото: Пресс-служба Россельхозбанка

Виноделие, как динамично развивающаяся отрасль, требует большого числа квалифицированных энологов и других специалистов. Привлечение молодых кадров в эту сферу стало еще одной темой обсуждения на «ВиноГраде».

«Работа в сфере виноделия сейчас привлекательна, и, надеюсь, будет еще более привлекательной, — говорит Ломсадзе. — Безусловно, здесь нужны экономические соблазны: хорошие зарплаты, перспективы роста, поддержка, образовательные программы. Нам нужно воспитать тех, кто будет работать в этой индустрии после нас».

«Наблюдая за развитием виноделия и видя очень-очень много молодых людей, вовлеченных в этот процесс, однозначно могу сказать: работа в этой сфере — точно привлекательна», — резюмирует Алан Бигати.

Большие деньги

Как любая развивающаяся сфера, виноделие требует значительных капиталовложений. И инвесторы проявляют особый интерес к отрасли: потребительский спрос постоянно растет, стимулируя производство.

Светлана Ломсадзе говорит, что поле для инвестиций огромно: не только в самом виноделии, но и в продвижении, торговле и ресторанном бизнесе. «У нас уже около 200 винодельческих хозяйств, а в широком ритейле представлены до 10. Это надо исправлять», — говорит она.

«Я инвестирую только в свои тексты, но меня ничего бы не смутило в инвестициях в российское вино, — делится Александр Цыпкин. — Мне кажется, у него огромное будущее. Наша страна переходит к потреблению вина вместо спиртных напитков. И это замечательно».

Цыпкин размышляет, зачем люди вообще вкладываются в виноделие: «Наверное, ощущают связь с одной из самых древних мировых культур. Вино и процесс его создания — неотъемлемая часть практически всех цивилизаций. Человек понимает, что этот бизнес будет жить и после него — десятилетия, если не столетия».

Поделиться