Главный алкогольный напиток России: как меняется рынок пива

Россияне стали в среднем пить на 1 литр пива больше

Обновлено 25 июня 2024, 12:33

Пиво — главный алкогольный напиток России, в прошлом году его потребление, по данным Ассоциации производителей пива, достигло наивысшей отметки с 2016 года. Как выглядит рынок пива сейчас и какие тренды предсказывают производители — в материале «РБК Вино»

Matva / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Matva / Shutterstock / FOTODOM

По объемам потребления пиво, безусловно, остается главным спиртным напитком страны

Объемы розничных продаж пива составили в России в 2023 году 769,6 млн дал, это на 2,1% выше результатов 2022 года. Такие расчеты предоставила Ассоциация производителей пива, солода и напитков на основе данных Росалкогольтабакконтроля и Росстата (есть у «РБК Вино»). «Это рекорд с 2016 года. Спад 2022 года (тогда было произведено 753,5 млн дал пиво. — прим. ред. «РБК Вино») был полностью преодолен и перекрыт новыми объемами продаж», — говорит исполнительный директор ассоциации Вячеслав Мамонтов.

Объемы потребления пива

В литрах готовой продукции на душу населения пиво, безусловно, занимает первое место по потреблению у россиян. Согласно данным ассоциации, его среднедушевое потребление в прошлом году составило 52,6 л/чел., что на 1 литр, или 2%, больше, чем годом ранее. За ним с огромным отрывом идут водка (5,2 л на человека в год) и вино (чуть больше 6 л).

«Сравнение объемов здесь некорректно: выпить литр каждого из продуктов — не одно и то же, поскольку содержание алкоголя в пиве раза в два-три меньше, чем вине, и в десяток раз, чем в водке», — говорит Анна Миронова, генеральный директор компании «Объединенные пивоварни». По ее словам, для корректности сравнения стоит пересчитывать напитки на чистый спирт. В этом случае на долю крепкого спиртного приходится около 60% потребления алкоголя в стране, а на пиво — чуть больше 38%.

Зато в деньгах российский пивной рынок — безусловный лидер. Вадим Дробиз, директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА), оценивает его в 1,23 трлн руб. Объем рынка водки (для сравнения) — 517 млрд руб. Правда, как подчеркивается в исследовании компании «ФБК», рынок пива является одним из самых низкомаржинальных. Крепкий алкоголь и вино продаются по более высоким ценам и с большей наценкой по сравнению с пивом.

Лидеры по потреблению

По данным ассоциации, четверть всего потребления пива в стране (190,6 млн дал в 2023 году) приходится на пять регионов-лидеров: Московскую область, Москву, Свердловскую область и Краснодарский край. Башкирия в прошлом году уступила свое пятое место Тюменской области. Лидером по приросту потребления в этой пятерке стал Краснодарский край, где продажи пива увеличились на 4 млн дал (15% по сравнению с 2022 годом). «Такой рост обусловлен повышенным интересом к внутреннему туризму, и Краснодарский край в данном случае является одним из основных туристических регионов России», — считает Мамонтов.

Что касается производства, то почти треть всего пива в стране в 2023 году было выпущено в Московской и Ульяновской областях, Татарстане, а также Новосибирской и Самарской областях. В этих регионах в 2023 году произвели 273 млн дал пива. «Традиционный участник пятерки — Санкт-Петербург — выбыл из нее со снижением в 2%, уступив позиции Новосибирской (+7,3%) и Самарской (+9%) областям», — говорит Мамонтов.

Среди регионов, лидирующих по темпам роста производства пива в 2023 году, — Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Там в 2023 году произошел прирост производства на 40, 35 и 34% соответственно, что связано с эффектом низкой базы.

Изменение региональной структуры производства пива отражает глобальные тренды в отрасли. «На меняющемся рынке смогли нарастить свою долю региональные пивоварни», — говорит член правления «Опоры России» руководитель рабочей группы экспертного совета Росалкогольтабакконтроля по пивоваренной и слабоалкогольной продукции Игорь Хавский.

Как меняется пивной рынок

Главным глобальным трендом в пивной отрасли в последний год стало снижение доли крупнейших игроков рынка. По данным NielsenIQ, в 2012 году на топ-3 производителей приходилось 81,7% продаж, в 2023 году этот показатель сократился до 61,4%. Топ-3 российского рынка — это «Балтика», «Объединенные пивоварни» (бывшая российская «дочка» Heineken) и AB InBev Efes. В последние полтора года два предприятия поменяли владельцев или управляющих, а в отношении AB InBev Efes сейчас одобрение проходит сделка о покупке турецкой компанией Anadolu Efes доли у бельгийской AB InBev в российском совместном предприятии.

Stockah / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Stockah / Shutterstock / FOTODOM

За последние два года пивной рынок претерпел значительные изменения

Это произошло на фоне глобальной локализации пивной отрасли. «Из страны ушла часть импорта (многие западные компании, прежде всего из США и Великобритании, официально свою продукцию к нам не поставляют). Ушла часть лицензиатов, то есть пиво, которое выпускали в России под зарубежными брендами, — говорит Хавский. — Думаю, что ниша, которая освободилась от ухода западных игроков, будет поделена между отечественными премиальными марками и крафтами. Этот процесс уже идет. Понятно, что конкуренция только увеличивается».

Главный способ конкретной борьбы на пивном рынке — снижение цены. По данным Росстата, средняя стоимость пивоваренной продукции за 1 литр в декабре прошлого года была лишь на 0,89% выше, чем в декабре 2022 года, — 162,4 руб. «Средняя цена за 2023 год составила 161,4 руб. — столько же, сколько и в 2022 году, когда произошел резкий скачок цен на 10%», — говорит Мамонтов.

«Рост стоимости литра пива за последний год, по оценкам экспертов, составил порядка 5-6%, что значительно ниже уровня инфляции», — говорит Вячеслав Ефимов, директор по взаимодействию с органами государственной власти AB InBev Efes. «Это происходит несмотря на то, что последние несколько лет цены на сырье и упаковку в среднем выросли примерно на 30% и продолжают расти, а общая стоимость производства пивоваренной продукции увеличилась более чем на 17%, пивовары продолжают прикладывать максимум усилий, чтобы продолжать предлагать продукцию по доступным для потребителей ценам», — утверждает Вячеслав Мамонтов.

Что будет с импортным пивом

Большие производственные мощности внутри страны и низкая маржа приводят к тому, что российский рынок пива существует практически без импорта. «В 2023 году доля импортных брендов в общей структуре продаж сохранялась на уровне 4-5%, — говорит генеральный директор компании «Объединенные пивоварни» Анна Миронова. — Лидирующими остаются немецкие и бельгийские сорта, затем чешские. Кроме того, набирает популярность мексиканский сегмент. Хотя общая доля импортного пива незначительная, за первые четыре месяца этого года она тем не менее продемонстрировала существенный рост — плюс 24%, по данным NielsenIQ. В основном динамику обеспечивают частные марки, которые ввозят российские ретейлеры».

Игорь Хавский также объясняет рост импорта активностью ретейлеров, подчеркивая, что он показал существенный рост из-за того, что в конце года на таможне скопились большие запасы из-за сложностей с оформлением грузов в ряде европейских стран. «Думаю, существенного роста импорта по итогам года мы не увидим», — говорит эксперт.

Однако ряд представителей отрасли считают, что импорт представляет угрозу для отрасли, и предлагают с ним бороться. «Мы уверены, что у потребителя должен сохранятся выбор, однако считаем, что импорт тех брендов, которые продолжают производиться в России, а также тех, аналоги которых выпущены в России после ухода ряда зарубежных брендов, оказывает негативное влияние на локальных производителей, а значит, и на объемы производства, занятость в отрасли, налоги и т.д.», — говорит Вячеслав Мамонтов. По его словам, российские пивовары выпускают на рынок десятки инноваций, которые способны удовлетворить запросы даже самых взыскательных потребителей.

Какое пиво будут пить в России

Россияне достаточно стабильны в своих пивных предпочтениях. «По нашим наблюдениям, в 2023–2024 годах подавляющее большинство ценителей нашей продукции отдает предпочтение светлому пиву крепостью до 6,1%. Доля любителей крепкого пива по-прежнему не превышает 10% от общего количества потребителей. Этот тренд остается неизменным на протяжении последних 10–15 лет», — заявили в пресс-службе «Балтики».

Roman Zaiets / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Roman Zaiets / Shutterstock / FOTODOM

Большие производственные мощности и низкая маржа приводят к тому, что рынок пива существует практически без импорта

Однако высокая конкуренция заставляет производителей постоянно экспериментировать. «По данным NielsenIQ, в 2023 году было выпущено рекордное для отрасли количество новинок — около 750, — рассказывает Анна Миронова. — Судя по свежим данным, эта тенденция будет укрепляться: только за первые месяцы 2024 года на рынке пива появилось уже 674 новых SKU. Помимо расширения ассортимента возникают и новые игроки: так, в 2024 году в России появилось шесть новых отечественных производителей».

Меняется не только количество брендов, но и вкусовое разнообразие. «К основным тенденциям мы можем отнести продолжающийся рост вкусового и нефильтрованного пива, снижение популярности лагерных сортов, — говорит Вячеслав Ефимов. — Мы видим также рост опережающими темпами премиального сегмента с одновременным сокращением доли низкоценового. Как следствие, продолжает падение доля продукции в ПЭТ-упаковке, а доля в стеклянной бутылке и алюминиевой банке растет». Еще одной тенденцией эксперты называют рост популярности безалкогольного пива. Его натуральные продажи на рынке увеличились на 10% по сравнению с первым кварталом прошлого года. «Наблюдается стабильное повышение спроса на вкусовое и безалкогольное пиво», — считает Анна Миронова.

Большинство также уверены, что рост новинок и вкусовое разнообразие не приведут к повышению спроса на пиво. «Какого-то резкого роста продаж или производства в 2024 году, думаю, ожидать не стоит», — говорит Игорь Хавский.

Что ограничивает пивную отрасль

Участники рынка называют два главных ограничивающих фактора для развития пивоваренной отрасли в России.

Первый — это зависимость отрасли от зарубежного хмеля и оборудования. «Пивовары продолжают почти полностью зависеть от импортного хмеля, его на территории России производится около 5% от необходимого отрасли объема», — говорит Вячеслав Мамонтов. В 2023 году Научно-исследовательский финансовый институт Министерства финансов РФ и АПП разработали и представили предложения по мерам развития хмелеводства, но процесс это небыстрый. «Кроме того, оборудование, которое используется в пивоваренной отрасли, во многом импортное. Закупать его, обслуживать стало сложно, что, конечно, негативно влияет на отрасль», — дополняет Хавский.

Второй момент: пивной рынок — один из самых зарегулированных. «Пивовары работают сейчас с двумя государственными информационными системами. Мы отчитываемся и в ЕГАИС, и в системе «Честный знак». Последнее стало обязательным с прошлого года. Это привело к достаточно серьезным инвестициям со стороны пивоваров и в оборудование, и в обучение персонала. Деньги, которые пивовары могли бы направить на развитие производства, они, по сути, вкладывают в развитие информационной системы», — говорит Игорь Хавский.

Сегодня Россия находится в середине мирового рейтинга потребителей алкоголя. По данным ВОЗ, в Чехии среднедушевое потребление пива превышает 140 л, в североевропейских странах (Нидерланды, Швеция) — более 80 л, зато в Италии и Франции — чуть больше 30 л. Однако еще десять лет назад Россия приближалась по объемам потребления к североевропейским странам. До начала 2010 года, когда были резко повышены акцизы, россиянин в среднем пил свыше 71 литра пива в год. Если потребление пива в стране будет расти на 2% ежегодно, как в 2023 году, то выйти на показатели начала 2010-х страна сможет только через 15 лет.

Поделиться
Авторы
Теги