Строго по ГОСТу: по каким правилам в России производят алкоголь
В России обновят более 30% алкогольных ГОСТов
В России действует 174 ГОСТа на алкоголь. При этом представители отрасли утверждают, что она нуждается еще в нескольких десятках стандартов. Зачем нужны ГОСТы и каких стандартов в отрасли не хватает — в материале «РБК Вино»
Каждый продукт, включая алкоголь, в России должен производится в соответствии со стандартами, которые описывают его качества, ингредиенты и то, как он изготавливается. Например, водка, в соответствии с ГОСТом, — это «спиртной напиток, который произведен на основе ректификованного этилового спирта из пищевого сырья и исправленной воды, крепостью от 37,5% до 56%, представляющий собой бесцветный водно-спиртовой раствор с мягким присущим водке вкусом и характерным водочным ароматом».
Далее в ГОСТе следует несколько страниц допустимых показателей содержания в напитке различных химических соединений — от сивушных масел до метилового спирта. Последнего, например, в водке из спирта высшей очистки может быть 0,03%, а из спирта «альфа» — 0,003%. Если в водку добавлены ароматизаторы и красители, то это становится уже «особой водкой», которой в том же ГОСТе также посвящено множество страниц технических требований.\
«ГОСТ является ориентиром качества. Соблюдение ГОСТов обязательно для множества предприятий и организаций, их наличие гарантирует, что продукция будет соответствовать определенным требованиям качества и безопасности. Это защищает интересы потребителей и создает единые требования и условия для всех участников рынка», — объясняет Джули Назарова, директор департамента стандартизации Роскачества. Денис Кругликов, директор по операциям компании «АСГ» говорит, что ГОСТы на алкоголь определяют как минимум три важных момента. «Это сырье и ингредиенты, которые нужно использовать для производства, — перечисляет он. — Характеристики качества и безопасности, которым должен соответствовать готовый продукт и его упаковка, а также достоверность и полнота информации о продукте, которую производитель обязан предоставлять потребителю».
Всего, как заявили «РБК Вино» в пресс-службе Росстандарта, в России сегодня действует 174 ГОСТа для алкогольной продукции: 6 из них касаются общих терминов и определений, 60 стандартов устанавливают требования к конкретным видам алкоголя, а более 100 касаются производства: методов контроля, исследований и испытаний.
Можно ли делать алкоголь без ГОСТа
В России предприятие может начать выпускать алкогольный напиток, на который не существует ГОСТа. Классический пример — джин. «ГОСТ на джин появился только в 2017 году, а его первые производства в России были запущены еще в 1998 году», — рассказывает Андрей Московский.
Как пояснили в Росстандарте, алкогольная продукция может производиться по стандартам организации или техническим условиям, зарегистрированным в установленном порядке в Федеральном информационном фонде стандартов.
Участники рынка говорят, что подготовка таких условий — процесс дорой и долгий, кроме того, такая продукция вызывает подозрение у конечного потребителя, поэтому отрасль стремится создавать единые общие стандарты.
Как принимают ГОСТы на алкоголь
C инициативой о разработке ГОСТа может выступить абсолютно любое физическое или юридическое лицо, или, естественно, государство, пояснили «РБК Вино» в пресс-службе Росстандарта. В 2023 году инициатива разработки 52% всех новых стандартов исходила от бизнеса.
Государство играет здесь роль третейского судьи. «Участие бизнеса в стандарте не должно превратиться в «навязывание» отдельными крупными игроками своих технических и технологических решений рынку. К сожалению, несколько лет назад в отдельных сегментах мы наблюдали тенденцию, когда крупные транснациональные корпорации пытались использовать инструменты стандартизации для того, чтобы фактически уничтожить независимых локальных производителей», — объясняет представитель Росстандарта.
Инициатива нового ГОСТа рассматривается на площадке технического комитета, куда входят представители организаций-производителей, профессиональных отраслевых объединений, научных организаций, органов власти и регуляторов, потребителей и многих других.
За ГОСТы по алкогольной продукции отвечает три комитета: «Пивоваренная продукция и напитки безалкогольные» (ТК 175), «Спирт этиловый, спиртные напитки и спиртосодержащая продукция» (ТК 176) и «Виноградарство и виноделие» (ТК 162). Их зоны ответственности, соответственно: пиво, крепкий алкоголь и вино. Функции по ведению дел первых двух комитетов возложены на «Росспиртпром», а за виноделие отвечает ФБУ «Национальный исследовательский центр «Курчатовский институт».
Если комитет одобряет ГОСТ, то он разрабатывает его первую редакцию, которую размещает на публичное обсуждение. Потом он обрабатывает поступившие замечания и отправляет ГОСТ на экспертизу в профильном техническом комитете по стандартизации, где оценивают его соответствие другим стандартам. Если возражений нет, то проект ГОСТа уходит в Росстандарт, который проверяет его на соответствие требованиям законодательства и принимает решение об утверждении стандарта.
По данным Росстандарта, по итогам 2023 года средний срок разработки национального стандарта (от внесения предложения до утверждения) составил 7,5 мес. При этом еще в 2016 году этот срок составлял не менее 24 мес.
«Сроки разработки национального стандарта от этапа начала разработки до утверждения при условии соблюдения всех установленных процедур — публичного обсуждения, согласования, экспертизы — могут составлять от 9 месяцев до 1,5 года», — подтверждает Джули Назарова.
Каких ГОСТов не хватает алкогольной отрасли
Как заявили «РБК Вино» в Росстандарте сейчас разрабатывается около двух десятков принципиально новых и обновляется более 50 старых ГОСТов.
Все ГОСТы, в которых нуждается отрасль, можно условно разделить на несколько групп.
-
Новые виды алкоголя
Наиболее часто от производителей можно услышать именно предложения о разработке стандартов по новым продуктам.
«У нас исторически хорошо разработаны стандарты по нашим традиционным напиткам: водка, коньяк, настойки, — говорит Андрей Московский. — Тут у нас есть и экспертиза, и опыт, и специалисты. Но в последние годы на рынок пришло много новых напитков, где регулирования или нет, или оно находится в зачаточном состоянии». «На какие-то напитки, как амаро, биттер, соджу, грапу и чачу, в России нет ГОСТа, потому что они еще не разработаны», — перечисляют в компании «АлкоВорлд». Олеся Латышева, руководитель «Винного гида России» и директор департамента исследования и продвижения отечественной винодельческой продукции Роскачества добавляет к списку оранжи, петнаты.
Впрочем, в части виноделия в России работа с ГОСТами ведется системно. Еще в 2022 году «Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР) провела конкурс на разработку целого ряда национальных стандартов, победителем в котором стал НИЦ «Курчатовский институт», — рассказал Алексей Плотников, исполнительный директор Ассоциации. В списке стандартов от АВВР — 25 позиций, большая часть — это уточнения существующих ГОСТов. Новые стандарты предполагается написать по предложению АВВР по портвейну, мадере, кагору, хересу и безалкогольному вину. «Насколько я знаю, коллеги уже завершают работу над ними, ждем их утверждения ТК № 162 и внедрения в работу», — говорит Плотников.
В Росстандарте говорят, что в работе находятся новые стандарты на такие виды алкогольной продукции, как сидры ароматизированные, спиртные напитки на ромовой основе, а также на солодовый экстракт.
-
Новая тара для алкоголя
Олеся Латышева указывает еще на одно необходимое направление — стандарты на новые типы тары: жестяная банка и пластиковые емкости. «Важно установить и закрепить показатели и характеристики для конкретного вида или ассортимента алкогольной продукции», — говорит она.
На ПМЭФ руководитель Роскачества Максим Протасов также отметил необходимость разработки таких стандартов, подчеркнув, что считает одним из современных трендов персонификацию упаковки, введение мини-упаковок, банок, маленьких бутылок. Протасов назвал это «потребительским трендом «одиночек».
Жестяная банка популярна прежде всего у производителей игристого. Сегодня ведомство оценивает долю продаж в банках среди игристых вин более чем в 5% от рынка. «Жестяная банка сейчас — один из самых быстрорастущих типов тары, — говорит вице-президент Ассоциации экспертов рынка ретейла Александр Ставцев. — Причины: удобство для покупателя в использовании (не нужен штопор, быстро охлаждается, можно выпить на природе без затей) и общий тренд на маленькие упаковки (демография: больше людей, которые живут одни и целую бутылку выпить не с кем)». По его словам, игристое вино в ней сегодня выпускает только один крупный производитель «Союз-Вино». «Принятие ГОСТа ускорит процесс запуска новых проектов», — утверждает эксперт.
-
Борьба с контрафактом
«Одна из важных задач, решаемых с помощью стандартов, — недопущение на рынок фальсифицированной, контрафактной и попросту некачественной продукции», — говорит представитель Росстандарта.
Абсолютное большинство находящихся сейчас в работе ГОСТов связано с методами исследований и испытаний алкогольной продукции. «Например, в работе есть несколько стандартов по выявлению в алкогольной продукции альдегидов, эфиров, спиртов, фенольных и фурановых соединений методом высокоэффективной жидкостной хроматографии», — заявил представитель ведомства. Все они должны помочь выявлять продукцию, произведенную с нарушением правил. Например, сейчас разрабатывается стандарт «Спиртные напитки и дистилляты для их производства. Определение массовой концентрации фенольных и фурановых соединений методом ВЭЖХ». Он поможет выявлять, был ли дистиллят действительно выдержан в контакте с дубом, или нет. Сейчас такого стандарта в отрасли просто нет. Еще один пример — разрабатываемый стандарт «Продукция алкогольная, изготовленная с использованием косточковых плодов, вкусоароматических веществ. Метод определения синильной (цианистоводородной) кислоты», который поможет контролировать содержание вредных веществ в напитках, изготовленных на основе ягод и фруктов.
Смежная задача, которую решают ГОСТы, — борьба с хитростями производителей. «Если вы посмотрите сейчас на мелких производителей в регионах, то увидите удивительные вещи, — говорит Андрей Московский. — Например, «виски с колой» заявляется как пивной напиток. Просто потому что на пиво акциз меньше, чем на слабоалкогольные напитки. По идее стандарты должны бороться с такой практикой». Действительно, сейчас акциз на пиво составляет 26 руб. на литр, а для алкогольной продукции крепостью до 18% — 141 руб. Более жесткое определение в ГОСТах тех или иных видов продуктов позволит пресечь эту практику, что поможет и увеличить собираемость акцизов и даст потребителям более верное представление о напитках.
Джули Назарова говорит, что «наличие большого количества стандартов не является самоцелью». Московский тоже уверен, что цель — не бесконечное регулирование, а создание стандартов, которые будут способствовать развитию всей отрасли. «В этой сфере всегда идет борьба между двумя точками зрения, — говорит эксперт. — Производители хотят как можно большей вариативности, чтобы иметь возможность использовать разное сырье, тару, технологии, а конечный потребитель хочет единых стандартов качества. Государство маневрирует между этими позициями».