Как российские производители крепкого алкоголя заместили западные бренды

Обновлено 05 июля 2024, 08:00

Отечественный рынок алкоголя адаптируется к новым реалиям: в магазинах становится всё больше локальной продукции, в том числе эксклюзивно разработанной по заказу крупных ретейлеров

Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»

Как российские производители крепкого алкоголя заместили западные бренды

По данным Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ), в 2022 году ассортимент импортных алкогольных напитков на российских прилавках сократился примерно на 40%. Западные алкогольные компании массово заявляли об уходе с рынка: Diageo, Brown-Forman, LVMH, Pernod Ricard. О приостановке экспорта заявляли компания Bacardi и ряд других.

Позже значительная часть брендов вернулась в Россию через независимых импортеров или путем параллельного импорта. Однако цены на зарубежный алкоголь существенно выросли. На них повлияли и изменившийся курс рубля, и рост логистических расходов. Так, по оценке компании Luding Group, стоимость доставки алкоголя из Европы выросла на порядок: с €1,5 тыс. до €15–20 тыс. за фуру. К сентябрю 2022 года, по данным АКОРТ, закупочные цены на импортные спиртные напитки выросли на 27–40% по сравнению с февралем.

В поисках альтернативы

По данным аналитической службы аудиторско-консалтинговой сети FinExpertiza за 2023 год розничные продажи крепкого алкоголя в России выросли на 3,6%. В 2024 эксперты ожидают рост рынка еще на 5-8%. И значительную долю в продажах заняли именно отечественные напитки, производство которых вовремя нарастили российские компании.

К примеру, на предприятии «Жемчужина Ставрополья», которое занимается производством крепкого алкоголя, только за первую половину 2024 года рост производства составил около 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Причем если раньше у предприятия была ярко выраженная сезонность (спрос на крепкие алкогольные напитки начинал расти в сентябре и падал весной), то теперь предприятие имеет высокую загрузку на протяжении всего года. «Жемчужина Ставрополья» выпускает коньяки с 2000 года. На сегодня у компании уже более 400 Га виноградников — в основном это оптимальные для региона и производства крепкого алкоголя сорта Алиготе и Ркацители. После сбора виноград попадает под прессы и далее, после брожения, поступает в цеха дистилляции. Главная цель дистилляции — избавиться от «головы» и «хвостов», то есть фракций с высоким содержанием веществ, которые при производстве коньяка не используются.

Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»

Один из важнейших этапов — выдержка дистиллята в дубовых бочках. Вкус готового напитка во многом зависит от состояния этих емкостей и качества дерева, из которых они изготовлены. Традиционно ценятся бочки родом из Франции, но на «Жемчужине Ставрополья» используются и их аналоги из кавказского дуба. За состоянием бочек следит бондарь — очень востребованный специалист в винодельческой индустрии.

Есть и альтернативная технология, которую применяют для создания молодых бренди: выдержка происходит в металлических ёмкостях с добавлением дубовой клёпки, то есть специальным образом подготовленных брусков дуба. Процесс выдержки занимает от 36 месяцев — кстати, это одна из причин, по которой нельзя увеличить производство коньяков в короткие сроки.

Готовые коньячные спирты смешивают (купажируют) для получения целевого напитка. Параллельно контролируют продукцию на соответствие ГОСТам и только после всех проверок напиток попадает на линию розлива.

Отдельным направлением работы предприятия в борьбе за взыскательного потребителя стало расширение производственной линейки. Как рассказывает Любовь Набережная, генеральный директор агрофирмы «Жемчужина Ставрополья», компания сделала ставку на разработку собственной альтернативной линейки продукции, которая могла бы заменить зарубежные аналоги: виски, бренди, джин, ликеры, плодовая водка. «Мы постарались сделать это максимально быстро, — рассказывает Любовь Набережная. — Конечно, отчасти мешали и законодательные барьеры. Например, производство алкоголя в нашей стране регламентируется ГОСТами, но, к примеру, ГОСТа для напитков на основе коньяка у нас не было. Мы поднимали этот вопрос не раз: получается, импортная продукция из этой категории отлично продается на рынке, а сделать свою мы физически не можем. Только в 2023 году стандарт на крепкие виноградные напитки появился. У нас уже готовы несколько новых позиций: например, скоро начнем продажи крепкого виноградного напитка на основе бренди с нотками абрикоса».

Но даже с учетом обновления ассортимента предприятие сохранило все свои исторические бренды. «Завод всегда гордился своими коньяками, это благородный классический напиток, который нужно уметь ценить, — говорит Любовь Набережная. — Новое поколение не всегда предпочитает классику: им часто хочется создавать интересные слабоалкогольные коктейли или даже покупать их уже готовыми, но с оригинальными вкусами. Мы это тоже учитываем: теперь выпускаем и джин, и виски, и ликеры».

Формирование привычек

Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»

Изменение ассортимента в «Жемчужина Ставрополья» и налаживание производства новых видов алкоголя другими российскими производителями отвечает глобальной тенденции — смене потребительских предпочтений.

Россияне все активней предпочитают пробовать крепкий алкоголь в виде джина, виски, рома и других напитков, которые раньше не пользовались широкой популярностью в нашей стране. «Все большую популярность в России приобретают крепкие напитки отдельных категорий, такие как виски, бренди, текила, ром и джин», — подтверждает директор департамента оценки и консультационных услуг по сделкам компании «Финансовые и бухгалтерские консультанты» Елена Маркелова.

Эта динамика в целом совпадает с общемировыми трендами. По данным аналитической компании Euromonitor International, мировые продажи бренди, коньяка, джина и виски росли в прошлом году быстрее чем весь рынок алкоголя.

«Еще одним фактором, влияющим на рынок, стало то, что на фоне роста цен на импортную продукцию потребители стали активней экспериментировать с российскими аналогами»

Владимир ГабараевВладимир Габараевдиректор по качеству торговой сети «Пятёрочка»

Это потребовало от отечественных игроков активней продвигать свою продукцию, объяснять потребителям ее преимущества. К счастью, столь серьезный передел рынка не привел к массовому появлению фальсификатов и низкопробной продукции. По крайней мере в крупных торговых сетях. «Пятёрочка» хоть и стремится предложить покупателю максимально выгодную цену, очень серьезно относится к качеству представленных напитков. Молодые бренди с полок магазинов, безусловно, уступают по вкусу более выдержанным аналогам, но с точки зрения безопасности и соответствия стандартам ничем от них не отличаются. Времена, когда в погоне за ситуативной прибылью ретейлеры могли рисковать репутацией, остались в прошлом.

Фактор цены

Важным условием для привлечения аудитории стала цена на отечественный алкоголь. В этом вопросе ключевую роль играли не только производители, но и ретейл. Например, «Пятёрочка» активно работает над ассортиментом на своих полках и расширяет сотрудничество с крупными отечественными производителями, которые разрабатывают эксклюзивные позиции для торговой сети. Сейчас в категории алкоголь в магазинах представлено более 600 позиций ЭТМ, из них примерно четверть — российские. Доля крепкого алкоголя при этом в общем обороте категории достигает 12,5% (в шт.), сообщили в сети.

Как пояснил Владимир Габараев, стать поставщиком ретейлера непросто.

«Мы составляем подробные техзадания для поставщиков: в них детально расписываем то, что хотим получить. Это и цвет напитка, и органолептические свойства, даже стилистика и дизайн этикеток бутылок. Когда нам поступают образцы, мы тестируем их как в собственной лаборатории, так и с привлечением сотрудников независимых НИИ. Выбираем то, что действительно соответствует нашим критериям. А если начинаем сотрудничество, обязательно не реже раза в месяц контролируем качество поступающей продукции»

Владимир ГабараевВладимир Габараевдиректор по качеству торговой сети «Пятёрочка»

По его словам, покупатель может определить эксклюзивные марки, так как на их этикетках указаны не только контакты производителя, но и торговой сети.

«Жемчужина Ставрополья» сотрудничает с «Пятёрочкой» более 5 лет. На прилавках магазинов этой сети можно найти как традиционный ассортимент агрофирмы, так и напитки, которые представлены эксклюзивно в сети. Такое сотрудничество открывает для российских производителей еще больше возможностей для замещения на полках магазинов зарубежных алкогольных брендов и окончательного завоевания доверия потребителей.

Поделиться