Россия заняла третье место в мире по размеру рынка алкоголя

Россия заняла третье место в мире по размеру рынка алкоголя

Обновлено 11 июля 2024, 07:51

Вклад алкогольной индустрии в мировой ВВП составляет $730 млрд. При этом Россия находится на третьем месте по размеру алкогольного рынка в мире. О результатах глобального исследования роли алкогольной промышленности в мировой экономике и места России — в материале «РБК Вино»

bodnar.photo / Shutterstock / FOTODOM
Фото: bodnar.photo / Shutterstock / FOTODOM

Важнейшей тенденций, которую отмечают исследователи, является «премиализация» алкоголя

Алкогольная индустрия обеспечивает 1 из 84 рабочих мест в мире и приносит $1 в каждые $140 мирового ВВП. Отрасль создает 36 млн рабочих мест и платит своим сотрудникам $15 млрд ежегодно, а ее налоговые отчисления превысили $390 млрд. Общий вклад алкогольной промышленности в мировой ВВП превышает $730 млрд. При этом Россия делит с Индией третье место по размеру алкогольного рынка среди всех стран в мире. Такие выводы содержатся в опубликованном исследование о влиянии алкогольной промышленности на мировую экономику от Всемирного альянса производителей алкоголя (World Spirits Alliance).

Филипп Шаус, генеральный директор Moёt Hennessy и президент Всемирного альянса производителей алкоголя, заметил, что «исследование ясно показывает незаменимый вклад алкогольной промышленности в мировую экономику». По его словам, если сравнивать показатели отрасли со странами мира, то алкогольная промышленность трудоустраивает столько же работников, сколько Великобритания, и собирает столько же налогов, сколько Нидерланды. «Если бы алкогольная отрасль была бы отдельной страной, то она бы входила в число 20 крупнейших экономик мира», — отметил Филипп Шаус.

World Spirits Alliance (WSA) — торговая ассоциация со штаб-квартирой в Женеве, которая объединяет ведущих производителей алкогольной продукции в мире. Организация была создана в 2019 году. Ее задача — выступать в качестве посредника представителей алкогольной индустрии с Всемирной торговой организацией (ВТО) и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

В отчете приводится рейтинг стран по объемам продаж алкоголя. Лидерство удерживает Китай ($215 млрд), за ним следует США (более $60 млрд) и Индия с Россией (чуть больше $20 млрд каждая), на пятом месте — Великобритания. Интересно, что седьмую позицию в мировых продажах занимают магазины Duty Free. Что касается рынка с точки зрения объемов произведенного алкоголя, то здесь ситуация выглядит немного по-другому: на Китай приходится 36,8% всей продукции в мире, 12,7% — на Великобританию, 8,2% на США, по 5,7% на Францию и Индию, еще 5,1% на Мексику и только 2,3% на Россию и Японию. Таким образом, наша страна занимает третью позицию по деньгам и седьмую строчку по объемам производимого алкоголя в мире.

Важнейшей тенденций, которую отмечают исследователи, является «премиализация» алкоголя. В мире пьют все больше дорогих напитков. В деньгах на премиум сегмент сегодня приходится уже 50% рынка. Хотя еще в 2021 году этот показатель составлял всего 26%. С точки зрения объема премиальный алкоголь составляет только 10,5% всей производимой продукции.

По объему самым популярным напитком остается пиво (75,2% от всего производимого алкоголя в мире), на втором месте — вино (10,4%), на третьем — крепкий алкоголь (9,9%), затем следуют коктейли категории RTD (3,4%) и сидр (1,1%). В деньгах картина выглядит по другом: на крепкий алкоголь приходится 40% рынка, на пиво — 38,1%, на вино 17%, на сидр и коктейли — по 3,4%.

Авторы исследования отмечают, что в период с 2019 года продажи крепкого алкоголя в мире выросли в деньгах на 16%, пива на 13%, а вина на 2%.

Еще одной важной тенденцией в исследовании называется рост национальных алкогольных напитков и локальных марок. По данным отчета, за год доля международных брендов в деньгах сократилась с 53,5% до 52,8% в мировых продажах, а локальных выросла с 46,5 до 47,2%. Авторы исследования считают, что в период до 2027 года самыми растущими категориями продукции станут индийский виски, текила, ром и джин.

«Я согласен с оценкой российского рынка. Если оценивать очень грубо, то порядка $12 млрд приходится на пиво, около $4 млрд — на вино, чуть больше $3 млрд — на водку, остальное формируют другие виды алкоголя», — заявил «РБК Вино» руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Что касается описанных в исследовании тенденций, то, по словам эксперта, в России не происходит премиализации алкоголя. «У нас, скорее, наблюдается обратная тенденция, даже несмотря на повышение акцизов и пошлин, — сказал эксперт. — Кроме того, на отечественном рынке идет концентрация рынка вокруг федеральных брендов. Хотя сама позиция России на мировом рынке как раз стремится к локализации».

«Премиализация наблюдается в России в сегменте российского вина. Если раньше мы говорили, что практически все российское вино продается в сегменте до 400 руб. за бутылку, то сейчас мы уже видим, что появились вина до 2000 руб. и даже дороже. Российские вина за последние три года такой путь прошли. Но в целом, конечно, для российского рынка очень важна цена напитка, — говорит вице-президент Ассоциации экспертов рынка ритейла Александр Ставцев. — Сегодня, например, были опубликованыданные, что в продажах вина в «Перекрестке» в Москве вина дороже 2000 руб. составляют 1%. Крайне скромный результат для магазинов, которые посещает очень платежеспособная аудитория. Так что о премиализации говорить не приходится. Вот рост локальных напитков и брендов это, безусловно, актуально для российского рынка на фоне ухода импортной продукции. Я считаю, что это тренд номер один в сегменте крепкого алкоголя. Конечно, многие покупатели все еще выбирают и ищут зарубежные бренды, но их доля неизбежно снижается. Процесс этот будет продолжаться, в том числе за счет роста СТМ и развития российского производства».

Как писал «РБК Вино», исследовательское агентство IWSR назвало восемь главных трендов, которые определят алкогольную индустрию до 2028 года. По мнению исследователей, основной рост рынка будет происходить за счет Индии, Китая и США.

Поделиться
Авторы
Теги