«Прилежные ЗОЖники и послушные гедонисты»: что едят российские подростки
Почти 60% российских подростков готовы выбирать здоровое питание. При этом для них важно, чтобы еда была еще и вкусной. Они обращают внимание на рекламу и все чаще выбирают магазины с самообслуживанием. О потребительских предпочтениях молодежи — в материале «РБК Вино»
Более половины (58%) подростков, опрошенных в рамках исследования Центра социального проектирования «Платформа», проведенного при поддержке X5 Group, рассказали о том, что выбирают здоровую еду. Данные были озвучены в ходе круглого стола, организованного Ассоциацией компаний розничной торговли (АКОРТ) и комиссией РСПП по торговле и потребительскому рынку.
Как отмечает АКОРТ, в исследовании приняли участие 1 тыс. подростков из разных регионов России в возрасте от 12 до 17 лет, а также 1 тыс. родителей подростков, эксперты ретейла, производители пищевых продуктов и диетологи.
Несмотря на интерес к здоровому питанию, большинство подростков отметили, что еда обязательно должна быть еще и вкусной. При этом 53% тинейджеров склонны покупать готовую еду, вместо того чтобы готовить дома. Эксперты «Платформы» говорят о том, что смещение в сторону готовой еды — это новый тренд.
Подростки чаще всего покупают продукты в крупных торговых сетях (69%), в «магазины у дома» ходят в два раза реже (34%). Этой возрастной группе, по данным исследования, неинтересны магазины экономсегмента, которые посещает всего 21% опрошенных, и рынки — туда ходят только 12% участников опроса.
Молодежная аудитория также стремится свести к минимуму взаимодействие с другими людьми, поэтому подростки чаще выбирают магазины с самообслуживанием (38%). При этом среди взрослых респондентов только 19% отметили этот фактор как важный при выборе магазина.
Группы подростков по продуктовому потреблению
Авторы исследования выделили четыре основных типа подростков на основании характеристик их продуктового потребления.
- «Послушные гедонисты» (21%). В этой группе оказалось чуть больше мальчиков и жителей городов с населением от 100 тыс. до 500 тыс. человек. Они ориентированы на получение удовольствия, слушают родителей. Эта группа менее самостоятельна в выборе продуктов питания и чаще ориентируется на рекламу. «Послушные гедонисты» ориентированы на покупку готовой еды. При этом их вкусы могут расходиться с родительскими.
- «Спонтанные анархисты» (20%). В этой группе чуть больше мальчиков, чем девочек. Они ориентированы на получение удовольствия и не беспокоятся о пользе продуктов питания, едят больше вредных продуктов. У них нет ограничений в питании, и они не думают о гуманности производства. При этом они реже ориентируются на рекламу и чаще выбирают готовую еду. Их вкусы, как правило, расходятся с родительскими, и взрослые для них не являются примером.
- «Нравственные ЗОЖники» (34%). В этой группе больше девочек. Чаще это жители городов, в которых проживает менее 100 тыс. человек. Они чаще ориентированы на здоровое питания и беспокоятся о натуральности продуктов. Они следят за своим весом и думают о гуманности производства. Также представители этой группы более самостоятельны и реже ориентируются на рекламу при выборе продуктов питания. Вкусы этой группы могут не совпадать с родительскими, но родители к ним прислушиваются.
- «Прилежные ЗОЖники» (24%). В этой группе больше девочек. Чаще они ориентированы на здоровое питание, максимально беспокоятся о том, чтобы продукты были натуральными, слушают родителей. При этом они часто думают о гуманности производства и ориентируются на рекламу при выборе продуктов питания. У этой группы нет выраженной тяги к готовой еде, но они лояльны к ней. Родители для этой группы выступают примером, вкусы взрослых и детей в семье совпадают.
По оценке АКОРТ, сейчас аудитория покупателей в возрасте от 11 до 18 лет составляет около 9% от числа всех покупателей торговых сетей в России. При этом в ассоциации говорят, что исследование «Платформы» только подтвердило тренды, которые были заметны ранее.
«Это спрос на готовую еду, который ежегодно растет более чем на 30% на протяжении последних четырех лет и, по экспертным оценкам, в ближайшие годы вырастет еще в четыре раза. Широта и доступность предложения готовой еды и качественных полуфабрикатов будут определять конкурентоспособность торговых сетей в среднесрочной перспективе. Второй тренд — растущий интерес к продуктам категории ЗОЖ и правильному питанию. Высокий приоритет полезности продуктов и экономии времени у сегодняшних подростков говорит о запросе на развитие сегмента полезных перекусов и снеков — сегодня это одна из самых быстрорастущих ниш в ретейле, которая продолжит расти двузначными темпами в ближайшие годы», — говорит председатель президиума АКОРТ Игорь Караваев.
Ранее «РБК Вино» писал о том, что ученые доказали вред для подростков безалкогольного вина и пива. Эти продукты, по данным австралийской группы ученых, могут стать «мостиком» к употреблению настоящего алкоголя.