Артур Саркисян — о том, как прошел винный тур — 2024

Обновлено 07 сентября 2024, 11:36

Уже 12 лет автор гида по российским винам Артур Саркисян объезжает все значимые проекты юга России. В турне-2024, продолжавшемся с 24 июля по начало сентября, партнер «РБК Вино» проехал больше 10 тыс. км по ключевым регионам российского виноделия — долине Дона, Кубани и Крыму. В традиционной пятничной колонке Артур Саркисян делится впечатлениями и отвечает на вопрос, что изменилось за последнее десятилетие в виноделии России

Lukasz Szwaj / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Lukasz Szwaj / Shutterstock / FOTODOM

Уже 12 лет винный эксперт Артур Саркисян ежегодно объезжает все значимые проекты юга России

Артур СаркисянАртур СаркисянПартнер «РБК Вино», президент Союза сомелье и экспертов России

Где придется, заночуем. Что придется, поедим

Примерно так, словами старой песни, можно охарактеризовать наши поездки по винодельням 10–12 лет назад, когда работа над авторским гидом только начиналась. Уже на минимальном удалении от моря найти приличный отель было делом малореальным. Советская гостиница «Новороссийск» (3 звезды) долго была лучшим вариантом в этой части побережья.

На Дону все было еще брутальнее. Сам Ростов-на-Дону — крупный город, и там всегда можно было найти объект размещения, но выше по течению Дона ты оказывался практически в девственной донской степи. Лучшее, что можно было найти, — это турбазы, ориентированные на рыбаков и любителей пожарить шашлык на природе, к ним со временем добавились этнокомплексы на казачью тему. Компанию гостям в этих небольших избушках норовила составить вся окрестная живность — от крупных донских комаров до мелких полевых мышей.

В Крыму, куда мы в первый раз нагрянули в мае 2014 года, тоже было интересно. Конечно, регион курортный, и место для ночлега всегда можно было найти, но в пик сезона — в августе, когда у нас самый разгар работы, — пару раз все было настолько забито, что места размещения оставались одно экзотичнее другого. Фанерный домик для отдыхающих, кровать с панцирной сеткой и прочие радости советского прошлого.

Конечно, выручали всегда виноделы. Сложно представить себе людей, более гостеприимных и отзывчивых, но ресторанно-отельный бизнес, связанный с вином, сейчас находится где-то в районе космоса по сравнению с тем, что мы застали.

Десять лет спустя

Во-первых, хочется сказать про дороги. Ездим мы уже много лет из Москвы машиной и в этом году получили колоссальное удовольствие от трассы от Москвы до Славянска-на-Кубани и от Крымского моста до Севастополя (между двумя этими большими кусками трассы осталось еще немного дорожного строительства). В Крыму и на Кубани даже небольшие дороги между селами в отличном состоянии. Заправки порадовали. На материке мы всегда на некоторых заправках останавливаемся — это отличное место для отдыха, а не только топливо, но и они бледнеют перед крымскими АЗС «Тес» и «Атан» — современные кафе, небольшие супермаркеты, где можно хоть книгу про Крым купить, хоть подушку с крымской лавандой. Идеальная чистота, большая парковка. Для путешественника такие вещи важны.

О некоторых отелях я уже писал в предыдущих колонках, посвященных винным регионам. Меня очень радует новороссийский Hilton — и локацией, и сервисом. С точки зрения винного туриста мой фаворит — «Империал» в Абрау-Дюрсо. При переездах в Крым и обратно удобно переночевать в мотелях «Фанагория» — «Порт-Восток» и «Порт-Запад», они прямо перед Крымским мостом расположены по обе стороны трассы.

В целом количество и качество винных мест размещения на Кубани сейчас выросло на порядок. В ближайшие годы здесь будет больше винных отелей и гостевых домов. Долина Лефкадия, «маленький Прованс» вокруг винодельни шато Андре, Вилла Романов в Голубицкой — это все очень небольшие, но атмосферные места — около десятка номеров в каждом. Такого рода объектов нужно кратно больше. В ресторанной сфере Краснодарского края появилось понятие «черноморская кухня», и у нее уже есть своя ассоциация шеф-поваров. Отдельно как-нибудь поговорим об этом.

В Ялте очень теплое послевкусие осталось от отеля «Пушкинский дом». Это настоящая «пятерка», хотя и не сетевое место. Семейный отель, где каждая мелочь — это забота о госте. И отличный ресторан «Доктор виски» со сложно устроенной кухней и очень крутым персоналом. В Судаке атмосферный отель «Солдайя» в стиле небольшого средневекового городка, у подножия Генуэзской крепости. В Севастополе сейчас, как и десять лет назад, приятнее всего остановиться в старом добром отеле «Севастополь» с колоннами — посреди приморского променада старой части города.

На Дону за десять лет появилось несколько очень приличных отелей в стратегических местах для винного путешественника — например, в Константиновске — географическом центре винного Дона, но мест там нет. Все занято рыболовами. Впрочем, хороший новый отель мы нашли неподалеку в Семикаракорске, известном своим расписным фарфором. Лучшая база для винных путешествий в Ростове — это отель «Эльбузд». Не в центре, но очень уютное и тихое место. То, что нужно для отдыха в долгих поездках.

Одним словом, вариантов для размещения стало гораздо больше. Влияние растущего туризма, в первую очередь автомобильного, на нашем юге очень чувствуется.

Автомобильная часть этого материала была бы неполной без нескольких слов о самой машине. В этом году мы впервые выехали на «китайце», и впечатление было очень крутое.

Минивэн VOYAH DREAM нам очень помог в этой поездке. Реальный член экипажа экспедиции. Помощник и ассистент. 10 тыс. км пробега, но не устанешь ни за рулем, ни на пассажирском сиденье. Капитанские кресла с массажем, столик для работы за ноутбуком — на заднем сиденье едешь примерно как в бизнес-классе самолета. Мягкая подвеска позволяет работать за компьютером без отрыва от поездки.

Были опасения по поводу низкого (внешне) клиренса. Все-таки и на виноградник бывает нужно заехать. Но у машины гидравлическая подвеска, и режим «за городом» на скорости до 40 км/ч позволяет проехать везде, где нужно.

Мотор 1,5 литра, но это гибрид. Лучшее, на мой взгляд, сочетание «электрички» и бензина. Внушительных размеров «чемодан» на трассе улетает пулей на обгоне, изумляя дизельных «немцев». До 200 км/ч разогнаться можно (но мы не лихачили, конечно). Электромоторы дают 394 «лошади», но от розетки ты не зависишь. Батарея питается бензиновым моторчиком. Поначалу приходилось следить за режимом вождения, чтобы батарея сильно не разряжалась (такое бывает при агрессивном вождении), но потом привыкаешь. На этой машине хочется не столько «пулять», сколько плыть.

Много электронных ассистентов для водителя. Камера следит за состоянием водителя, и машина ругается, когда начинаешь зевать за рулем. Есть система ночного видения. Очень полезно, когда в диких виноградных местах в темноте дорогу перебегает какой-нибудь зверь.

Наконец, багажник. При сложенном третьем ряде сидений мы туда уместили все чемоданы и еще гору образцов вина для дегустаций в Москве.

Отличная машина, без разговоров. Со всеми виноделами ее обсудили, а с некоторыми даже потестили. Китайский автопром за десять лет примерно так же прогрессировал, как российские дороги. Возвращаться к своим «европейцам» в Москве было уже как-то некомфортно после месяца такого автокайфа. Себе буду такую брать.

Советы ресторанного ворчуна

В моей жизни был период работы шеф-сомелье большого отеля, сети ресторанов, множества поездок по миру, когда основу питания составляла только ресторанная еда, в том числе высокая кухня. Поэтому в ресторанах я часто ворчу, а превыше всего ценю еду простую и понятную: консоме с крутонами всегда предпочту домашний борщ. Помнится, самым ярким гастровпечатлением от поездок по Крыму у меня были баклажаны, которые виртуозно готовил на гриле один шашлычник в поселке Рыбачье. Мангал и четыре столика — вот и весь «Мишлен», за которым мы специально ездили по серпантину из Алушты в Судак.

Что могу вспомнить из последней поездки и простой, но круто приготовленной еды.

Севастополь — круассаны в «Кафе 23» (оно же Brasserie 23). Здесь вообще все очень хорошо с выпечкой и вкусные завтраки (рекомендую «фирменный»), но обычный круассан без начинок — это топ. Кафе принадлежит винодельческой семье Шелаевых, и они массу сил потратили, чтобы добиться правильного круассана, за что им большое спасибо.

Крым — это крымско-татарская кухня как явление. И янтык, как ее органичная часть. Это такой чебурек, который жарится не в масле, а на сухой сковородке. Внутри бывает смесь из мяса, помидоров и зелени и бульон, который нужно деликатно выпить. Хорошо готовят их в самых разных местах, и рецептуры отличаются. Мне нравится версия отеля «Алие» в Бахчисарае. К двум янтыкам на завтрак заказать еще кофе по-восточному с затейливой подачей. Кстати, практически в любом придорожном крымско-татарском кафе в Крыму отлично готовят и быстро подают. Столики под клеенкой, зато масса позитива от шурпы, шашлыка из баранины и свежих лепешек.

Дон — это раки. Можно, конечно, поспорить, какие лучше — волжские с Ахтубы, некрупные и почти сладкие, или знаменитые сальские с Дона, но мы не будем. Важен не только сам рак, но и как он сварен. С этой задачей великолепно справляются в недавно открывшемся ресторане донского хутора Арпачин при винодельне «Студия вина Галина».

Кубань — это уха из азовской и черноморской рыбы в ресторане «Штурвал». Это не самое нынче модное место в поселке Сенном, но самое аутентичное. «Вы приехали к охотникам и рыбакам», — говорит Юрий Узунов, главный винодел «Фанагории», сын которого управляет рестораном. И это сразу чувствуется. Ухи, которая варится на пяти рыбах, сразу хочется вторую порцию. А ведь еще есть галаган — это такая прессованная соленая икра местной рыбы (раньше бы сказали «паюсная»), немного черного хлеба к ней и все… Никуда не едем.

Поделиться
Авторы
Теги