Как легкое вино становится трендом

Обновлено 10 октября 2024, 13:25
Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»

Как легкое вино становится трендом

Рынок вина переживает очередной поворот: новое поколение все чаще воспринимает вино не как сопровождение к определенным поводам и событиям, а как самостоятельный напиток, уместный для встреч в компании или просто для гастрономического ужина. Игристое также перестает быть атрибутом праздничного застолья — теперь его берут без особого повода, а также используют как основу для коктейлей. За первое полугодие 2024 года продажи игристых вин в российских магазинах стали рекордными: всего было реализовано 5,2 млн дал.

Тренд на легкость повлиял и на сам стиль вин. Если еще лет десять назад в цене был насыщенный сложный вкус, то сегодня потребители выбирают более легкие вина с невысоким содержанием сахара и выраженной ароматикой. На это ориентируются и ретейлеры. Например, торговая сеть «Пятерочка» тщательно следит за трендами и потребительскими предпочтениями, выбирая соответствующих партнеров и пополняя линейку эксклюзивных марок.

Меньше алкоголя, больше аромата

Конечно, легкие вина появились не вчера и существуют давно, хотя долгое время им не уделялось такое пристальное внимание. Хороший пример — португальские вина винью-верде. Это «название с контролируемым происхождением» (Denominazione di Origine Controllata), непосредственно связанное с провинцией Минью. То есть такие вина производятся исключительно в конкретном регионе.

Дословно винью-верде переводится как «зеленое вино», причем речь вовсе не о цвете, а скорее о возрасте напитка: от сбора винограда до полной готовности продукта проходит не более шести месяцев. Для винью-верде характерны низкое содержание алкоголя (до 11%), ярко выраженная ароматика и едва заметная остаточная газация. Пузырьков не настолько много, чтобы отнести вино к игристым.

Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»

Дословно винью-верде переводится как «зеленое вино», причем речь вовсе не о цвете, а скорее о возрасте напитка

К тому же невысокая себестоимость винью-верде делает его доступным для максимально широкой аудитории — это тоже причина растущей популярности. И не только в Португалии: около 40% всех вин поступает на экспорт. Фактически это такой же известный во многих странах продукт, как портвейн.

Подавляющее большинство винью-верде — это белые вина. Для их производства используют местные сорта: «альваринью», «азал», «аринту» и др. Красные или розовые тоже есть (например, с использованием сорта «турига насьональ»), но их очень мало, не более 10% от всего объема. Причем присутствуют они только на внутреннем рынке и практически не экспортируются.

Вкусно, но дорого

В России найти хорошее винью-верде проблем не составляет, но за последнее время оно (как и многие) ощутимо подорожало. Фактически рост цен на недорогие вина из недружественных стран (в числе которых и Португалия) составил более 40%. Такую оценку дает Ксения Филиппова, руководитель категории «Тихое вино» торговой сети «Пятерочка»: бутылка, которая еще летом 2023-го стоила порядка 500 руб., сейчас подорожала в рознице примерно до 800. На конечную цену влияют также волатильность курсов валют, стоимость логистики и так далее.

В преддверии повышения рынок ввез достаточно импортного вина на старых условиях. Именно его мы и видим сейчас в магазинах, но уже в октябре-ноябре запасы начнут подходить к концу. Есть и другая причина: наученные опытом 2022 года ретейлеры боятся резко повышать цены, чтобы не потерять клиентов. Поэтому рост происходит, но постепенно.

Выход есть — перейти на российское

Конечно, потребителей мало волнуют акцизы и пошлины. Приходя в магазин за вином, они рассчитывают купить его примерно за те же деньги, что и год назад. И если текущие цены перестают устраивать, приходится искать альтернативу. Как правило, она обнаруживается в сегменте российских вин. Хотя то же винью-верде может быть только португальским, никто не мешает делать вина в той же стилистике — в исполнении отечественных производителей они получатся заметно дешевле, но не менее качественными и схожими по вкусовым характеристикам.

Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»

Хотя ДВК — предприятие относительно молодое, у него есть широкие возможности для экспериментов

Конечно, российские виноделы внимательно следят за изменением предпочтений потребителей. Современный турбулентный рынок требует быстрой адаптации, которая не всем дается одинаково легко. Производителям активно помогают их основные клиенты — торговые сети. Именно они формируют запросы, причем на основании не только статистики продаж, но и собственных прогнозов.

Одним из продуктов такой кооперации стала линейка вин Del Caspio, которую выпустила Дербентская винодельческая компания (ДВК) эксклюзивно для «Пятерочки». В последнее время сеть активно занимается развитием собственных эксклюзивных марок, которые можно купить только в ее магазинах. Это позволяет компании не только сохранять лояльность покупателей, но и непосредственно контролировать качество и ценообразование товаров.

Del Caspio Verde стала как раз альтернативой португальскому винью-верде. Хотя ДВК — предприятие относительно молодое (завод работает с 2018 года), у него есть широкие возможности для экспериментов. Не только за счет современного оборудования итальянского производства (кстати, в основных этапах производства принимают участие специалисты из Италии), но и благодаря обширным собственным виноградникам. Помимо автохтонных сортов, ставших наследием Советского Союза, выращивают и европейские: «шардоне», «каберне-совиньон», «совиньон-блан», «мерло» и др. Общая площадь виноградников — 1,4 тыс. га.

Российскую альтернативу винью-верде производят по максимально близкой к оригиналу технологии. Благо она классическая (ферментизация), поэтому доступна всем виноделам. Виноград проходит входное тестирование на предмет содержания сахара и попадает в аппарат, который отделяет гребни (ветки) от ягод. Затем ягоды поступают в пресс, превращаясь в сусло. Основной этап — брожение, во время которого микроорганизмы разлагают фруктовый сахар на углекислый газ и алкоголь. От газа впоследствии можно избавиться, но винью-верде все же подразумевает его присутствие в небольшом количестве.

Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»
Фото: Пресс-служба торговой сети «Пятёрочка»

После внутренних тестов «Пятерочка» решила сделать купаж с акцентом на европейские сорта

Звучит просто, хотя на самом деле работа винодела — тяжелый труд. Особенно если завод работает по полному циклу. Виноград нужно вырастить, определить оптимальный (для конкретного вина) момент сбора, собрать и доставить на переработку. Мало кто знает, что, к примеру, есть норматив даже на доставку ягоды. С момента ее сбора до поступления в переработку должно пройти не более трех часов.

Отдельный процесс — составление купажа. Если с моносортовыми винами все просто, то более сложные требуют кропотливой работы по идеальной балансировке. К примеру, в Del Caspio Verde входят шесть разных сортов: «бианка», «шардоне», «совиньон-блан», «ркацители», «саперави» и «мерло».

Интересно, что изначально состав вина был другим. После внутренних тестов «Пятерочка» решила сделать купаж с акцентом на европейские сорта. Такое решение появилось неспроста: европейские сорта имеют более ярко выраженную ароматику (а это важно для вина, которое употребляется самостоятельно, без гастрономического сопровождения), а кроме того, вино стабильнее ведет себя во время хранения в бутылке. Последнее тоже важно для крупной торговой сети с большими объемами закупок.

«Мы хорошо знаем наших клиентов, постоянно изучаем их вкусы, изучаем ожидания, — поясняет Елена Генералова, руководитель отдела контроля качества СТМ торговой сети «Пятерочка». — Многие товары представлены в наших магазинах на эксклюзивной основе. Разрабатывая их, мы стараемся найти идеальный баланс качества и цены».

Конечно, с приходом холодов легкие охлажденные вина становятся уже не так актуальны. Зато есть время попробовать разные новые бренды и сформировать свои приоритеты к следующему жаркому сезону.

Читать «РБК Вино» в Telegram

Поделиться
Авторы
Теги