Страстные ценители вина и их винные коллекции
Истории самых крупных коллекционеров вина
Коллекционирование вина часто сравнивают с инвестициями в искусство — в этом деле и правда не меньше страсти к предмету, веры в «художника», которым в случае с вином выступает винодел, и азарта — прежде чем поместить нужную бутылку на полку, ее еще предстоит отыскать и перехватить у конкурентов. Вдобавок редкие вина стоят не меньше музейных экспонатов. Истории семи увлеченных собирателей вина и их погребов, похожих на подземные галереи, — в подборке «РБК Вино»
Содержание
Пьер Чэнь и путь эпикурейца
Тайваньский миллиардер Пьер Чэнь, основатель компании Yageo по производству электронных компонентов, — убежденный эпикуреец, который умеет жить красиво и со вкусом. Однажды ему так понравилась работа китайского скульптора Чеунг Йи, что он потратил на нее едва ли не последние $600, и так начал свой путь к коллекционированию. С тех пор Чеунг Йи стал классиком современного искусства, а Пьер Чэнь заработал миллиарды долларов и инвестировал миллионы не только в искусство, но и в вино. Один из ведущих коллекционеров в Азии, он предпочитает делиться своей страстью к тому и другому, а не просто собирать лучшие образцы для единоличного удовольствия. Так, недавно картины Дэвида Хокни, Пабло Пикассо и Фрэнсиса Бэкона из его частной коллекции гостили в лондонской Tate Modern, а вином он стабильно угощает гостей Le Restaurant Blanc в Париже, который открыл в сотрудничестве с мишленовским японским шефом Шиничи Сато. Мечты о собственном хозяйстве тоже сбылись: в 2015 году Чэнь приобрел парцель Мюзиньи Гран Крю, управляет которым известное бургундское хозяйство Domaine Faiveley.
Год назад Sotheby's объявил о продаже 25 тыс. бутылок из коллекции Пьера Чэня с ожидаемой суммой выручки $50 млн — это самая большая винная коллекция из когда-либо представленных на рынке. Как сообщает Sotheby's, на продажу были выставлены такие лоты, как Petrus 1982 года, ящик Sassicaia 1985 года и шестилитровая бутылка La Tache от Domaine de la Romanee-Conti того же винтажа, дюжина бутылок Batard-Montrachet 2014 года, бутылка Chateau Lafite Rothschild 1959 года, Chateau Latour 1961 и Chateau Cheval Blanc 1947, а еще ящик калифорнийского каберне совиньон Harlan Estate 1994 года и другие лоты в разных категориях. Среди шампанского, например, значились пять бутылок Salon 1971 года, а также магнум Dom Perignon 1966 года. Продажу выдающегося собрания в Sotheby's разделили на пять аукционов и эффектно назвали проект «Атлас эпикурейца» — заключительный этап торгов пройдет 13 ноября в Гонконге.
Билл Коук и «президентские» бутылки
Американский миллиардер Билл Коук, основатель компании Oxbow Carbon Corporation, известен как увлеченный коллекционер редких и старых вин. Например, в 2016 году он продал с молотка часть своего собрания на общую сумму $21,9 млн, а в числе престижных лотов было десять бутылок Chateau Mouton-Rothschild 1945 года. Об этом сообщает Bloomberg. Впрочем, на весь мир Билл Коук прославился гораздо раньше: в 1988 году он за полмиллиона долларов купил четыре бутылки вина XVIII века, якобы принадлежавших самому Томасу Джефферсону. В его коллекцию тогда вошли Branne Mouton 1787 и 1784 годов (сейчас — Chateau Mouton Rothschild) и Lafitte 1784 и 1787 годов (сейчас — Chateau Lafite-Rothschild). Позднее выяснилось, что никаких свидетельств тому, что бутылки находились в коллекции третьего президента США, нет. Разразился чудовищный скандал против мошенника Харди Роденштока, который лег в основу бестселлера The Billionaire's Vinegar («Уксус миллиардера») Бенджамина Уоллеса. Историю об этом мошенничестве Коук рассказывает журналисту The New Yorker. По его словам, страсть к собирательству досталась ему от отца: тот сначала коллекционировал импрессионистов, потом ружья, а потом — ранчо.
Ади Вернер и коллекционирование по-крупному
Ади Вернера, владельца роскошного Arlberg Hospiz Hotel в Тироле, называют Big Bottle Boy (Парень — Большая Бутылка), поскольку он прицельно собирает только бальтазары и мельхиоры по 12 и 18 л соответственно. Есть в его коллекции и голиафы по 27 л. Содержание, конечно, имеет значение: в фокусе внимания коллекционера вина Бордо и Бургундии. Большие бутылки бордо он начал собирать еще в 1980-х, и некоторые шато заполняли нестандартные емкости специально для него. Ценное собрание из 10 тыс. массивных бутылок отельер хранит в винном погребе при ресторане на фешенебельном горнолыжном курорте. Самое старое вино в его коллекции — Chateaux d'Yquem 1865 года.
Рино Фонтана и открытие неббиоло
Винный критик Антонио Галлони называет Рино Фонтана «профессором» за глубокие знания итальянского вина. Фонтана вырос в Ольтрепо Павезе (Ломбардия), где его отец трудился каменщиком, хотя иногда покупал виноград и делал немного вина для семьи. Став старше, будущий коллекционер открыл вместе с другом ювелирную мастерскую и, прямо скажем, не планировал связывать жизнь с вином, но как-то владелец ресторана в городке Мортара открыл для него бутылку Monfortino от Giacomo Conterno 1958 года, и это изменило все — Фонтана потерял голову от того бароло. Об этом коллекционер рассказывает в британском издании Fine + Rare. В 1980-х он познакомился с Бруно Джакоза и Джанфранко Сольдера и вложился в их вина, когда на них еще не было бешеного спроса. Страстный интерес рос с каждым годом и в итоге привел к тому, что в 2000 году он продал ювелирный бизнес и полностью посвятил себя вину. Теперь 95% погреба коллекционера занимают вина из сорта «неббиоло», а бароло и барбареско он, по его же словам, пьет каждый день. Коллекционер уверен, что бургундский «пино нуар» проигрывает пьемонтскому «неббиоло» в структуре. Несмотря на то что в коллекции из 9 тыс. бутылок преобладают легендарные производители, он с удовольствием знакомится и с такими молодыми брендами, как Trediberri, Crissante или Cascina Baricchi.
Аллард Ботенга и более полувека собирательства
Доктор Аллард Ботенга (Dr A. Botenga), радиолог на пенсии, живет в Гааге и тихо коллекционирует вино больше 60 лет. Для него все началось во времена студенчества, когда за столом, во время встречи университетского сообщества в 1956 году, была открыта бутылка Chateau Leoville Las Cases 1947 года. То бордо покорило его сердце. Теперь точно такая же бутылка лежит у доктора Ботенга в погребе, и он намерен открыть ее на свое 90-летие. Об этом он рассказывает на сайте аукционного дома Christie's. Его коллекция, как и у многих собирателей вин, начиналась с Бордо, потом доктор Ботенга переключился на Бургундию и, наконец, увлекся Германией. Сегодня в его погребе хранится около 55 тыс. бутылок, и он уверяет, что пробовал каждое вино в собрании. И хоть коллекционер признается, что никогда не покупал вино с целью инвестиций — только чтобы порадовать себя и близких, — в прошлом году он продал с молотка часть своего собрания почти за $8 млн. Информация об этом размещена на сайте The Drinks Business. Среди ценных лотов, например, числилась бутылка Chateau Mouton Rothschild 1945 года.
Мишель-Жак Шассей и «наследие Франции»
Мишель-Жак Шассей — сын почтальона и страстный коллекционер вина, построивший под собственным домом во Франции выставочное пространство с винными стеллажами для своей впечатляющей коллекции из 50 тыс. бутылок вина и крепких напитков. Этот погреб он мечтает сделать «винным Лувром» с платным входом — за «скромные» €500 он предлагает всем желающим целый эногастрономический тур. Об этом пишет The Drinks Business. Его история — это история большого увлечения вином «маленького человека». В 1960-е он, обычный служащий авиакомпании, отдавал за одну бутылку половину своей зарплаты, а сейчас его коллекция включает выдающиеся вина Франции, Испании, Италии, Венгрии, Португалии, Чили, США и других стран более чем от сотни производителей. Среди «этикеток» можно встретить шампанские дома Bollinger, Salon, Krug, Deutz, а Бургундию представляет Domaine de la Romanee-Conti, Meo-Camuzet и другие домены.
Генри Тан и вертикальная коллекция Petrus
Бывший главный секретарь администрации Гонконга Генри Тан обладает винной коллекцией из 45 тыс. бутылок. Одной из достопримечательностей его погреба в 3 тыс. кв. м стала выдающаяся коллекция винтажей Petrus, начиная с 1945 года. Впрочем, география собрания не ограничивается Францией (Бордо и Бургундия, Долина Роны и Долина Луары, Эльзас и Шампань), а также охватывает Германию, Италию, США и Австралию. Историю коллекции Тана рассказывает Robb Report. Кстати, увлечение вином стоило политику карьеры: в 2012 году журналисты обнаружили, что у него есть еще один нелегальный винный погреб. Из-за негативной реакции общественности он проиграл выборы на должность главы правительства Гонконга. Об этом сообщает Би-би-си (заблокирован на территории России).