Авторское вино: как работают российские малые винодельни
В России есть особый класс виноделов, которые создают вино небольшими партиями — всего несколько тысяч бутылок в год. В мире таких виноделов называют гаражистами. О том, как развивается это направление, его вкладе в отечественное виноделие и сложностях, с которыми сталкиваются малые производители, — в материале «РБК Вино»
Еще недавно термин «гаражист», применимый к виноделию, имел в России негативный оттенок и часто использовался для обозначения виноделов-самоучек, работающих без профильного образования. Зачастую они производили вино в кустарных условиях, порой не из винограда, а из других фруктов. Однако сегодня этот термин приобрел новый смысл.
«Теперь винодел-гаражист — это профессионал, который производит виноградное вино в небольших объемах, соблюдая все стадии производственного процесса, но иногда экспериментируя с традиционными методами, — отмечает директор департамента микробизнеса Россельхозбанка Михаил Шувалов. — Гаражисты, как правило, представляют микробизнес, и мы гордимся тем, что среди наших клиентов есть 12 юридических лиц и 158 индивидуальных предпринимателей из разных регионов, которые занимаются выращиванием винного винограда».
Доля малых виноделен
Ростовская винодельня «Массаракш» производит всего 1500 бутылок в год и управляется командой из двух человек. Основная концепция хозяйства — создание моносортовых вин из донского сорта «красностоп золотовский». Винодельня, основанная в 2013 году, долгие годы выпускала вино только для личного потребления, но сейчас начала продвигать его на рынке, работая напрямую с небольшими винотеками.
Сергей Сердюк, основатель винодельни «Дача Сердюка», придерживается аналогичной стратегии, избегая сотрудничества с крупными ретейлерами. «Крупные сети требуют стабильных объемов и сохранности продукции, а наша концепция — это чистое искусство, без компромиссов, — поясняет он. — Мы не можем снижать цены до уровня крупных производителей, и наша аудитория ценит именно уникальность». В этом году «Дача Сердюка» планирует выпустить несколько тысяч бутылок вина, работая преимущественно с бутиками и заведениями HoReCa по всей России.
Дмитрий Меркотан, владелец «Усадьбы Меркотан», планирует увеличить объем производства до 30 тыс. бутылок, но пока выпускает около 10 тыс. в год. Основная проблема, с которой сталкивается его хозяйство, — это небольшой объем производства, ограничивающий доступ к крупным сетям и вынуждающий поддерживать высокую себестоимость.
Проблемы малых производителей
Основная трудность для гаражистов — получение лицензии на производство вина. «Лицензирование очень дорого и требует определенных объемов, что затрудняет выход на рынок для малых хозяйств, — подчеркивает Михаил Шувалов. — Без лицензии гаражные виноделы могут продавать продукцию только напрямую потребителям, что ограничивает их возможности роста».
Другие проблемы включают высокую стоимость оборудования, рост цен на винодельческие материалы и дефицит кадров, что повышает себестоимость производства. Однако малым винодельням удается выйти в плюс, если они наладили продажу через винотеки.
Значение малых виноделен
Гаражные винодельни играют важную роль в развитии отечественной отрасли. «Малые винодельни уникальны тем, что они предлагают продукты, непохожие друг на друга, даже располагаясь в одном и том же терруаре. Продукт уникален тем, что это не массовое производство вина и, как правило, здесь используется много ручного труда. При этом с 1 га можно выработать 5 тыс. бутылок вина премиум-сегмента, которое по вкусу не будет схоже с соседними винами малых виноделен. Владельцы такого бизнеса, в отличии от гигантов, выводят свою продукцию на рынок в эксклюзивных бутылках, с уникальными этикетками, на которых порой заложена история создания вина или прослеживается сорт винограда (к примеру, «плечистый» или «красностоп»)», — рассказывает исполнительный директор Центра отраслевой экспертизы РСХБ Екатерина Винокурова.
Небольшие хозяйства действительно могут представлять особый интерес для ценителей вина, делая богаче общую картину. «Они несут свою неповторимую историю, ценности, отпечаток личности винодела или даже целого поколения», — говорит Дмитрий Меркотан. Он также отмечает, что, в отличии от крупных виноделен, малые готовы к экспериментам, а это привлекает аудиторию, ценящую уникальные вина: «Наши маленькие винодельни помогают развивать экотуризм, доказывая, что российские вина могут конкурировать с зарубежными брендами».