Как дендизм нашел отражение в алкогольной этикетке
В любом современном продукте дизайн играет огромную роль. Он должен решать целый комплекс задач: выделять продукт среди конкурентов, быть узнаваемым, подчеркивать сильные стороны и соответствовать философии бренда. На создание концепции у профессиональных дизайнеров уходит немало времени, а в поисках идей они часто кооперируются с представителями другой творческой профессии — художниками. Такие коллаборации существовали и сто лет назад, работают и сейчас. Мы поговорили с бренд-директором «Онегина» Марианой Павлюкевич о проекте Dandy Art Edition и работе с российским художником Димой Ребусом
Если вспомнить историю этикеток алкогольных напитков, можно заметить, что изначально те носили исключительно информативный характер. Фактически у них была только одна задача: обозначить производителя, чтобы потребитель мог вернуться и купить еще. Чуть позже к наклейкам стали относиться более серьезно: они стали отражать особенности местности, где произведен напиток, или производителя. Для максимальной выразительности (в том числе чтобы выделиться на фоне конкурентов) к созданию этикеток стали привлекать профессиональных художников. К примеру, этикетка шампанского Dom Perignon образца 1921 года была разработана Этьеном-Луи Шатоном, известным художником и дизайнером. Она символизировала особый статус бренда Dom Perignon.
Этикетки часто несли символы с аллегорическим и даже философским смыслом. К примеру, в конце XIX века барон Ротшильд приобрел французский замок Brane-Mouton с обширными виноградниками. Уже в ХХ веке Ротшильды наладили там производство вин и разработали этикетку вместе с Жаном Карлю, популярным графиком тех времен. Одно из ключевых изображений на этикетке, голова барана, имело не только буквальное значение. С одной стороны, оно символизировало замок Brane-Mouton (mouton переводится с французского как «баран»), с другой — намерение владельцев винодельни быть упрямыми и непоколебимыми в стремлении выпускать вина мирового уровня.
Главным объектом проекта Dandy Art Edition стала оригинальная картина, представляющая собой сложный ребус (что неудивительно с учетом псевдонима автора), который отсылает к истокам и истории дендизма. Почему именно дендизм? Вспомните пушкинского «Евгения Онегина» и фразу из этого произведения «как денди лондонский одет». В школе мы могли пропустить ее мимо ушей, хотя на самом деле денди в свое время стали реальным феноменом, достойным отдельного изучения.
Наверняка каждый из нас видел портреты стильных денди, одетых с иголочки. На самом деле умение изысканно одеваться лишь одна из хорошо известных характерных особенностей представителей этой культуры. И даже здесь легко прослеживается существенная разница между обычными модниками и денди. Первые старались выделиться за счет дорогих нарядов; вторые, напротив, были склонны к минимализму. При этом отличное чувство вкуса позволяло им выделяться именно за счет эстетики, а не эксклюзивных тканей или украшений.
В отличие от представителей высших сословий настоящие денди уделяли большое внимание поддержанию хорошей физической формы, уходу за собой и духовному развитию. Если присмотреться к их портретам, можно обратить внимание, насколько идеально сидят на мужчинах костюмы. Такая безупречность давалась нелегко: денди непременно старались следить за объемом своей талии и даже соревновались, у кого она тоньше. В одном из писем своему брату Пушкин хвастался, что ради интереса сравнил себя по этому размеру с 15-летней соседкой по псковскому имению Евпраксией Вульф: «…Тальи наши нашлись одинаковы. Следственно, из двух одно: или я имею талью 15-летней девушки, или она талью 25-летнего мужчины».
Вдохновитель проекта Dandy Art Edition Мариана Павлюкевич призналась, что сама была удивлена невероятной глубиной культуры дендизма и обилием интересных деталей, который вскрылись уже в ходе работы над проектом:
«Дендизм вызвал у нас интерес не только из-за упоминания в известном пушкинском произведении. Эта культура во многом пересекается с ДНК нашего бренда. В основе обоих — стремление быть идеальными, нести особый культурный код, но не кричать об этом на каждом углу. В самом начале работы над проектом я и представить себе не могла, насколько масштабным он получится в итоге».
Картина представляет собой мозаику из десяти разных сюжетов, созданных художником Димой Ребусом в его характерном стиле. Каждый из них — зарисовка, подчеркивающая символы дендизма и его влияние на мировую культуру. Разгадать ребусы будет непросто даже тем, кто хорошо знаком с денди: отсылки нелинейны, иногда требуют творческого воображения и экскурса в историю.
«Мы хотели не просто рассказать историю, но сделать это в максимально креативной и даже интригующей форме, — поясняет Мариана Павлюкевич. — Но у любой загадки должна быть и разгадка. В этом проекте она спрятана в отдельную брошюру, которую покупатели получат вместе с основным продуктом».
Впрочем, некоторые параллели все же можно угадать. К примеру, одна из центральных композиций с белым павлином — оммаж работам мексиканского архитектора Луиса Баррагана, которому удавалось сочетать принципы европейского модернизма с национальными традициями. Свой неповторимый минималистичный стиль с простыми формами и яркими красками он называл «эмоциональной архитектурой».
В другом «окне» можно увидеть стол с белоснежной скатертью и такими же креслами, стоящий на зеленом лугу. Денди было свойственно сохранять невозмутимость и быть безупречным в любых условиях — возможно, это и хотел подчеркнуть художник в своем произведении. Из более сложных ассоциаций — мужской бюст на подиуме с высеченной на груди надписью The Green Carnation («Зеленая гвоздика»). Историю с гвоздиками неестественно зеленого цвета называют одной из первых попыток коммерциализации дендизма. Ее придумал и реализовал драматург Оскар Уайльд, желая создать вокруг себя особую ауру с оригинальной символикой.
Журнал «Денди» для проекта Dandy Art Edition
У полотен, созданных для проекта, тоже особый химический состав, в буквальном смысле. Для своих произведений Дима Ребус использовал не простую, а дождевую воду, собранную в Лондоне — колыбели дендизма.
Оригинал картины станет украшением коллекции современного искусства Simple, которую собирает компания Simple Group. В ней уже собраны работы более двух десятков молодых российских художников, каждая из которых несет особую философию и эмоциональную окраску.
Еще больше об этой интересной культуре можно узнать из арт-альманаха, выпущенного в рамках проекта. Все его 335 страниц посвящены истории дендизма и созданы профессиональными авторами, а также реальными носителями культурного кода денди. Героями журнала стали известные личности, образ которых идеально вписывается в концепцию дендизма: это Максим Матвеев, Никола Мельников, Григорий Туманов, Евгений Тихонович, Игорь Гаранин, Александр Рымкевич и другие. По словам Марианы Павлюкевич, при выборе героев обращали внимание не только на чувство вкуса и стиль одежды, но и на их интеллектуальные способности, а также на способность позитивно влиять на окружающую среду. Так что денди — это не только история, но и люди, живущие среди нас.