Артур Саркисян — о том, как прошел Третий винодельческий форум
Уже неделю винная отрасль и СМИ обсуждают темы, которые были подняты на Третьем винодельческом форуме, организованном Росконгрессом и АВВР совместно с НИЦ Курчастовский институт и Россельхозбанком. Большая политика, пошлины, лицензии для фермеров, бочки из русского дуба, винные профессии, кино, винная наука и винная торговля. Саммит АВВР, лекции и приборы в зоне «Винология», дегустационная площадка, премия имени Льва Голицына. Всё смешалось в большом горниле двух дней самого крупного события в российском виноделии. О главных событиях, а также о подлинном значении самого мероприятия — участник пленарной сессии и модератор форума, партнер «РБК Вино» Артур Саркисян.
Третий винный
Крупнейший Российский винодельческий форум (РВФ) проходит в ноябре в Москве уже третий год. Как человек, непосредственно участвовавший в нем с момента его основания в 2022 году, я могу судить об этом мероприятии с пониманием сути. Фонд Росконгресс, который проводит это мероприятие — организатор Петербургского международного экономического форума. Конгрессный фонд, имеющий серьезный политический вес. Сам факт того, что Росконгресс занялся отдельным отраслевым мероприятием — это показатель внимания к виноделию. Только на ПМЭФ сколько было виноделов и сколько серьезных людей с нашими винами познакомились. Но не всё так просто на винном рынке. Виноделы — люди творческие, многие в ноябре заняты еще сезоном, вопрос организации такого большого мероприятия с вином — тоже не праздный, много нюансов.
Черты завершенности форум как отраслевое событие приобрел именно в этом году. Общее впечатление, и не только мое: РВФ в этом году был самым насыщенным по своей повестке и самым разнообразным. Я всегда сужу о мероприятии по встречам, которые на нем происходят. В этом году было много людей из отрасли, некоторых из которых я не видел годами.
За эти годы РВФ приобрел статус главного места, где обсуждаются проблемы виноделов. И я видел многих, приехавших с надеждой услышать, что их трудности будут преодолены. Это самые разные проблемы — большие отраслевые и маленькие частные. Кто-то хочет воплотить «столетний план» развития лесного хозяйства, чтобы в России не кончился дуб для собственных винных бочек. Кому-то нужно с лицензией решить вопрос, кто-то хочет новый полюбившийся сорт внести в реестр разрешенных к виноделию, кому-то не терпится пару домиков для туристов поставить на винограднике. Вопросы к Росалкоголю, Минсельхозу, Минфину, к правительству, Государственной думе. Виноделы едут за решениями, за пониманием — что происходит в аграрной политике, как их могут поддержать субсидиями или конкретными решениями.
Государственная машина — большой механизм со своей инерцией, но тоже на форум уже настроена. В этом году я видел вполне практическое решение конкретного вопроса прямо на форуме. Кира Ефимова (известная героиня и «РБК Вино», и пленарных сессий форума) озвучила проблему: не все фермеры могут продавать вино прямо с винодельни туристам. Нужно строить магазин, а его часто негде построить, потому что везде сельхоз-земля. Во второй день форума была сессия рабочая с чиновниками, которые непосредственно за отрасль отвечают в своих ведомствах. Решение прорабатывается — будет к 1 марта, обойдется виноделу переоформление лицензии с правом продажи — в 3500 рублей. Четко, понятно, дело сделано. Пускай и небольшое, но очень многим нужное. У нас уже 91 фермерское хозяйство в стране, оказывается, — это тоже с форума цифры. Некоторые решения дольше обсуждаются (с винным туризмом, например, третий год споры), но глава оргкомитета форума — это заместитель председателя правительства Дмитрий Патрушев. Уровень для решения поднятых вопросов солидный. И просто так, впустую эти московские обсуждения не проходят. В какой-то момент было такое ощущение, что мы только поговорить собираемся, сейчас — нет. Форум заработал. И главное, с чем уезжают виноделы, — ощущением того, что их не бросят на полпути. Ощущение поддержки, пока ты один в чистом после с ростками винограда не выше пояса, как с малыми детьми, — это очень важно.
Сообщество
На форуме проходит Саммит виноделов. Его традиции складывались еще 15 лет назад, когда первый Саммит прошел в Абрау-Дюрсо. Виноделие любой страны может развиваться только через профессиональное сообщество. Только сами виноделы могут правильно понять свои насущные вопросы и сообща донести их до государства. Многое удавалось еще в прошлой инкарнации Саммита, которым занимался Борис Титов как председатель совета Союза виноградарей и виноделов России. Вино, например, было признано сельскохозяйственным продуктом.
На наш юг приезжали чиновники высокого ранга, знакомились с виноделием в Абрау, а потом и в Массандре, где в 2019 году были заложены основы нового регулирования отрасли, создания Ассоциации виноградарей и виноделов России, которую возглавил Дмитрий Киселев, и 468-го закона. Сейчас Саммит в Москве, большим чиновникам ехать ближе, но мне особенно отрадно видеть, что он сохранил не только формат рабочих сессий, но и большую дегустационную площадку виноделов — членов АВВР. На форум приехало очень много виноделен в этом году. Не все собрались, к сожалению: много и других мероприятий в эти же сроки, виноделам приходится выбирать — логистика непростая. Многие смотрят трансляцию сессий из Крыма, Ставрополя, Анапы.
Но мастер-классы, где небольшие виноделы показывают свои новинки и большая дегустационная зона, в которой работает 50 виноделен со всей страны, — это крутая история. Я в этом году на форуме попробовал даже одно вино, сделанное в Омске из винограда, выращенного в Астрахани.
И награждение победителей, конечно. В этом году на форуме восстановили премию XIX века, которую Лев Голицын основал в честь Александра Третьего с приличными призовыми суммами, например, за лучшее научное сочинение по виноградарству и виноделию или лучшему выпускнику вуза. Красивая традиция, хорошо, что она продолжилась.
Наука и практика
Интересно наблюдать на форуме за людьми, которые пришли не по конкретному делу, а познакомиться с виноделием как явлением. И не всегда только с бокалом. Мне нравится научная зона, которую на форуме второй год организует Курчатовский институт. Она каждый раз сделана очень наглядно. Терруар можно понюхать и послушать, старую книгу по виноградарству полистать, в научных приборах что-то постоянно крутится и булькает, выдавая конкретный результат измерений. В этой зоне темы уже не столько политические или серьезные «бизнесовые», сколько из обычной жизни. Про вино и здоровье. Дегустация автохтонных сортов.
Актеры, писатели с бокалом вина, можно встретить серьезного чиновника или сенатора, изучающего почвенную карту виноградарских зон с образцами грунта от Крыма до Дальнего Востока.
Конечно, были на форуме и проблемные сессии. Например, по теме «винной дипломатии». Как нашим винам попадать на винные конкурсы, что делать с винным рынком Китая? Было обсуждение винных профессий, где выпускники вузов задавали неудобные вопросы своим же преподавателям. Была сессия про энотуризм, нужность большого онлайн-ресурса всех виноделен, отелей и винных ресторанов страны. Мы с экспертами Россельхозбанка обсуждали, например, тему финансовой защиты виноделов от погодных катаклизмов. Виноградарство — бизнес под открытым небом. Осадки всех типов, включая град, мороз, суховей, — все твои. С чем-то можно справиться, не потеряв урожай, где-то нужна помощь профильных страховщиков. Есть проблема, но есть и решение.
С рестораторами и сомелье мы много говорили о российских винах в картах, об их восприятии гостями, о том, что продуктовый патриотизм в ресторанном сегменте есть, а с винным есть вопросы. Виноторговые компании и сомелье сетовали на то, что классные ресторанные позиции попадают в супермаркеты, где их никто не оценит. А в соседнем зале в то же самое время закупщики премиальных супермаркетов сожалели, что им не достается популярных вин «Усадьбы Дивноморское» и «Галицких», которых требуют покупатели (и по 10 тысяч рублей за бутылку российское вино теперь в сетях продается).
Виноделие — интересная отрасль. От почвоведения до трейд-маркетинга, от микробиологии до международных отношений. Не соскучишься. Видимо, поэтому мы все этой нескучной темой и занимаемся столько лет.