Денис Юрченко — «РБК Вино»: «Время отдавать знания»

Обновлено 11 декабря 2024, 07:00

Победитель Московского кубка сомелье 2021 и 2024 годов, вице-президент Московской ассоциации сомелье Денис Юрченко в интервью «РБК Вино» рассказал о том, как подготовиться к конкурсу так, чтобы его выиграть, какие российские вина выбирает для себя и какие профессиональные ориентиры для себя видит в дальнейшем

@orenden / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)
Фото: @orenden / Instagram (входит в корпорацию Meta, признана экстремистской и запрещена в России)

Денис Юрченко

— Денис, поздравляю вас с победой на Московском кубке! Но вы не новичок в деле участия в конкурсах, что скажете, меняются ли конкурсы?

— Я впервые участвовал в Российском конкурсе сомелье в 2017 году, и тогда весь финал был питерский. В 2018 году уже Рома Сосновский вмешался в эти питерские разборки и выиграл. И на этом Питер, конечно, не сошел со сцены: был всплеск с Мариной Тонковой, очень крутой финал 2022 года, где Марина всех порвала, но уже не было такого мощного питерского доминирования. 2019 год выиграл Гриша Чегодаев, тоже достаточно долгое время шедший к своей победе. И дальше уже была Москва — Москва. У Питера по-прежнему сильная команда, есть очень сильная Вероника Смирнова, которая возвращается в «большой сомельешный спорт». На мой взгляд, это один из самых мощных теоретиков у нас сейчас в России.

В Питере есть еще прекрасная Вероника Вильчик, есть замечательный Леня Кирсанов. Два человека, у которых, наверное, один из самых лучших сервисов, которые вообще в принципе есть. Но побеждают на конкурсе по большей части универсалы, то есть люди, которые могут в себе сочетать и хороший сервис, и спокойную нормальную вдумчивую дегустацию слепую, и теорию. Вот, наверное, такие три кита, на которых все это базируется.

Конкурс изменился. Александр Рассадкин поменял несколько структуру конкурса. Раньше, если прошел отбор, выходишь в полуфинал с чистого листа. Сейчас баллы теории могут перекочевать в полуфинал, и тебе это дает гандикап. Или ты проигрываешь. Были у меня и такие, и такие ситуации. Сейчас конкурс такой, что нельзя расслабиться ни на минуту. Ты должен максимально выложиться в начале, максимально выложиться в полуфинале, максимально выложиться в финале.

Как готовиться к конкурсам

— Если бы вы какой-то алгоритм составляли о том, как, будучи совсем начинающим сомелье, подготовиться и победить в конкурсе, то этот алгоритм выглядел бы как?

— Я скажу так, вообще начать подготовку к конкурсу надо с участия в конкурсе. Мне всегда говорят: «Ой, я еще не готов, я бы хотел поучаствовать, но я боюсь». Самая правильная подготовка к конкурсу — это участие в конкурсе.

От тебя на конкурсе не ждут максимально глубоких знаний по всему-всему. Условно говоря, Бургундию до каждой кочки разбирать не надо. Я знаю, что многие ребята погружаются в Бургундию, и потом они каждый льё-ди знают и так далее. А коснись, например, Венгрии, они вообще не знают ничего. На самом деле вопрос по Венгрии и вопрос по Бургундии равнозначен, он дает одинаковое количество баллов. И знание Бургундии не дает тебе преимущества перед тем, кто знает Венгрию или Китай.

Я сделал бы ставку на теорию, потому что без нее первый этап отбора не пройти. Теория сейчас максимально структурирована. У жюри есть определенные лайфхаки. Например, зачастую первые 20 вопросов — это лакмусовая бумажка. Там очень простые вопросы такие, что, если ты интересуешься вином, то ответы на них должен знать. Ключевой сорт для производства просекко, например. Какие-то такие вещи, которые стыдно не знать. Если человек набирает меньше какого-то процента на этих 20 вопросах, то дальше работа не участвует в конкурсе.

— Легко сказать, что «просто надо подготовить теорию». Как подготовиться к теории так, чтобы победить в конкурсе?

— Если у тебя нормальный аналитический склад ума, то ты понимаешь, чего от тебя ждут. Условно говоря, вопросы по Эльзасу будут в основном про гран крю: самый северный, самый южный, самый большой, самый маленький, новые гран крю, гран крю с хитро вывернутыми историями, например по разрешенным сортам винограда. Этих вопросов, условно говоря, десять. Все, более Эльзас особо тебе не нужен.

Мы — все, кто участвует в конкурсах, — используем для подготовки электронные карточки. Я использую Quizlet, кто-то что-то еще, там есть разные варианты. Проще говоря, я могу к какому-нибудь отбору подготовиться условно за месяц. Просто я эти карточки буду листать быстро, проверять, повторять, повторять.

Александр Рассадкин очень любит вопросы про самые дорогие, самые известные вина из каждого региона. Это тоже такой лайфхак: учишь Австралию, загрузил, посмотрел, какие вина самые популярные. Потом переключился на самые дорогие, посмотрел тоже. Все, в целом у тебя сформировалось представление.

CandyRetriever / Shutterstock / FOTODOM
Фото: CandyRetriever / Shutterstock / FOTODOM

Очень хороший вариант подготовки — изучение вопросов прошедших конкурсов

— Что для вас было самым сложным, когда вы только начинали готовиться и приводили всю теорию в систему?

— Именно систематизировать для меня было как раз проблемой. До того как участвовать в конкурсе РАС, я участвовал в соревновании «Винные игры», Рома Сосновский их проводил, у нас была команда InWine, и мы два раза были чемпионами. Я пришел такой, не то что король, но уверенный в себе. У меня теория хорошая, я вроде как что-то знаю. И я открываю вопрос по Эльзасу: укажите, кому принадлежат пять различных эльзасских кло. Я два знаю, три не знаю. И таких много моментов, где я немножко знаю, а до конца нет. Я понял, что надо знать больше.

Очень хороший вариант подготовки — изучение вопросов прошедших конкурсов. Вопросы российского конкурса сейчас не выкладывают, но можно найти вопросы от Балтийского кубка. Там максимально учебные вопросы, школьные, правильные. Их можно проанализировать.

Еще один лайфхак. Сейчас в российской ассоциации появилась такая тема, как сертификация. Это наш ответ ASI. Раньше каждый год мы проходили сертификацию ASI, международную сертификацию сомелье. Сейчас ее нет по известным причинам. Свято место пусто не бывает, и Саша Рассадкин сделал похожий вариант сертификации. Он во многом повторяет то, что было на ASI, с российским уклоном. И я очень рекомендую, если у вас есть желание принять участие в конкурсе, принять участие и в этой сертификации. Во-первых, это проходит параллельно, то есть участие в конкурсе — это одновременно сертификация, поэтому не нужно писать два теста. А второе, там есть так называемая подготовительная группа. И там Александр очень четко и доходчиво разъясняет, что ждет, какие блоки надо учить. Есть презентация, которая состоит из четких блоков, она не выложена в общий доступ, поэтому ее нельзя просто так получить. Но, записавшись на сертификацию, вы все получите, причем есть вебинары, где он рассказывает своими словами, и плюс в этой презентации и так далее.

— Как быть с тренировкой сервиса?

— На YouTube огромное количество обучающих видео по сервису. И мы с Вовой Косенко записывали. В свое время был очень интересный проект, назывался Wine Start, в рамках которого проводили занятия совсем для новичков. Кстати, он два раза прошел, и ребята, которые выигрывали, потом пошли дальше уже по более серьезным конкурсам. И для этой темы мы записывали максимально обучающие видео, начиная от того, как надо выглядеть, от костюма и заканчивая какими-то элементарными телодвижениями на сервисе. Скажу так, у нас есть ребята, которые в нашем лагере, которые мне рассказывают, что они пошагово смотрели видео финалов, все записывали, все телодвижения, все слова разбирали, и потом ко мне подходили и говорили: «Слушай, а ты там выступал, ты сказал вот так вот, а сейчас говоришь вот так вот. Там что-то поменялось». То есть ребята по-настоящему анализируют это, разбирают сервис на запчасти.

Я точно так же смотрел финалы чемпионатов Европы, чемпионатов мира, где конкурсанты сервировали. Нам, конечно, очень сильно повезло, в свое время мы привезли Серена Полониуса, тренера двух чемпионов мира, и это самый большой прорыв, который в моей жизни случился в рамках конкурсов. Человек, который просто и доходчиво за три дня тебе рассказал, что тебя ждет на конкурсе и как к этому готовиться. Это было очень круто. Поэтому мы такие лагеря также планируем делать. Да, конечно, мы не Серен. Да, конечно, не будет такого жесткого интенсива. Серен при всем при том, что он тренер чемпионов, он фанат, он дикий фанат, он перфекционист, об этом говорит и его татуировка на руке: «Совершенству нет предела». Я помню, что у него есть четкая цель — победа. Для меня, да, победить надо, но для меня, честно говоря, и сам процесс — чистый кайф. Это вообще не его философия, он такого не приемлет в принципе. Для него должно быть: если ты участвуешь, то только победа, точка.

— Теория понятна. Сервис, предположим, тоже. Но слепую, особенно в нынешних условиях, как тренировать? Дегустацию вообще нужно тренировать только в каком-то сообществе, в какой-то группе?

— Обязательно.

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Модератору нужно контролировать обсуждение, а не давать какие-то свои советы по определению сортов

— Кроме того, должен быть какой-то человек, который эту дегустацию очень профессионально ведет?

— И да, и нет. С модератором это, конечно, проще, и человек, который направляет, это хорошо. И, наверное, для начального этапа это правильно. Модератору нужно контролировать обсуждение, а не давать какие-то свои советы по определению сортов. На самом деле это очень помогает в плане цены.

У того же Александра Рассадкина есть список вин, которые в принципе могут быть на конкурсе. Это не бездонный список, это ограниченный список. Если мы готовимся к российским конкурсам, то обязательно используем этот список.

— Он есть в общем доступе?

— Хороший вопрос. Александр пока, наверное, в общий не выкладывал. Все-таки это такая приватная штука, он выдает его, когда проходит сертификация. И именно в этом списке надо работать. Никакой дичи, никаких хитрых моментов и так далее. Опять же не забывайте, что жюри тоже ограничены возможностями винно-торговых компаний и так далее. Ни одна винно-торговая компания не даст пять бутылок «Бароло» какого-нибудь еще хитрого года для того, чтобы разлить всем на слепую дегустацию. То есть нужно какие-то вещи отсекать логически.

— Это обычно какое-то типичное вино?

— Да. То есть нужно понимать, что жюри тоже ограничено в ценовом диапазоне и никто вина за 10 тысяч им не даст. Я приезжал в Екатеринбург, где меня ребята позвали на слепую дегустацию. Мы дегустируем, и меня спрашивают: «Расскажи, как готовиться к слепой дегустации. Ты участвуешь, мы тоже хотим, мы тоже участвовали, мы не совсем поняли». «Ребят, первое правило: то, что мы здесь дегустируем, вообще не надо дегустировать. Потому что это все крутые вещи, которые вы принесли, потому что вам хочется приятно провести время, поугадывать именно хорошие вещи. Это круто, но это вообще не про конкурс. Это про посидеть-поговорить».

— То есть это тоже систематизация.

— Абсолютно. Слепая дегустация — это прежде всего работа твоего мозга. И, к сожалению, я пока в этом аспекте себя чувствую очень-очень неуверенно. Иногда бывает, когда все хорошо отрабатывается, иногда бывает, что я элементарные вещи забываю проанализировать. Условно говоря, самый простой пример — сито или воронка, когда у тебя куча версий потихоньку-потихоньку отпадают. Отсек ароматические сорта, еще что-то, еще, и у тебя осталась небольшая выборка, из которой ты должен выбрать. Это шардоне либо это какой-нибудь вариант годельо из Испании, еще какие-то варианты. То есть оставил и дальше начинаешь проверять. Условно, ты понимаешь, насколько высока вероятность того, что годельо появится в сете? Оно может появиться. Ищешь какие-то моменты, нюансы, связанные с шардоне, с годельо, алиготе и так далее. Не чувствуешь никакой ароматики, чувствуешь много кислотности — алиготе. Почувствовал чуть больше ароматики — шардоне, потому что алиготе никогда не будет, например, тропическим.

— То есть не уверен — действуй методом исключения.

— Да. Отсекай ненужные сущности, оставляй ядро. Только это надо делать очень быстро. Очень часто на стрессе первая версия является очень правильной. У меня так часто бывало, что максимальная первая версия, которую я поймал, она была правильная. Сейчас только что ездил в Питер на конкурс «Лига чемпионов по слепой дегустации», два вина. Одно вино пробую красное — максимально странное, максимально непонятное, чуть раздерганное, думаю, ну, наверное, Россия, из России много спонсоров. Пробую по вкусу, понимаю, что это не красностоп. Ну, наверное, цимлянский черный, как вариант. Пишу «Россия, цимлянский черный». Потом начинаю докручивать, а пробовал ли я когда-то пинотаж у винодельни «Каапзихт», что-то немножко похоже, а вроде это, в общем, меняешь на новую версию — в итоге Россия, цимлянский черный.

— Это только из фильмов, да, красивые картинки про интуицию, что ты сделал глоток, вдохнул аромат, и сразу у тебя в голове сложилось?

— Да, в большинстве случаев да. Бывают моменты, когда ты пробуешь, и все понятно, вот оно перед тобой. У меня так часто бывало с каберне франом луарским, вот его даже на аромат, легкий такой хлев, такая деревня-деревня. А пробуешь, в нем еще пиразин вылезает, такой зеленый, легкое или среднее тело, может быть немножко фиолетового отблеска — каберне фран. Здесь главное — не убежать в карменер, потому что, как только твоя смородина превратилась в кассис и как только у тебя пиразин стал совсем выпуклым, а тело ты уже сам себе придумываешь, это уже карменер. Вот эти моменты, они такие, на грани.

Делиться знаниями

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Я буду отдавать знания, я буду тренировать, уйду в тренерскую тему

— Предположим, вы выигрываете Российский конкурс сомелье в марте, а что дальше?

— Мне в этом плане нравится очень фраза Вовы Косенко, который говорит, что есть время, когда ты берешь знания, и есть время эти знания отдавать. Я буду отдавать знания, я буду тренировать, уйду в тренерскую тему. У нас есть Московская ассоциация, в которой я уже долгое время являюсь вице-президентом. И я собираюсь продолжать ребят готовить. У нас очень хорошие ребята, многие на подходе к победе. Катя Дегтярева в этом году показала финал на Москве. Я думаю, что она хороший претендент на финал и на российском конкурсе. То есть у нас есть ребята, которых надо тренировать, которым надо давать то, что ты в свое время взял, и это такая классная вещь. Конечно, мы все ждем, надеемся и верим, что ASI нас снова вернет в свою международную семью, и у нас появится возможность принимать участие в отборах на чемпионат мира, на чемпионат Европы. Пример Ромы Сосновского, который стал пятым на Европе, — это очень хороший пример. И действительно, сейчас я смотрю, ребята, сейчас прошел чемпионат Европы, буквально только что, в Белграде, эстонец Мик первый, литовец Мартинс третий. То есть школа Прибалтики очень сильна. Я не могу сказать, что они нас безумно опережают в той же теории, но опережают в очень важном факторе — английский язык, у них он крут.

— Отдавать знания в каком формате? Понятно, что есть Московская ассоциация сомелье, но это очень узкая аудитория. Многие, кто хотел бы туда попасть, такой возможности не имеют. А еще какие-то форматы, может быть, думаете о чем-то?

— Когда мы что-то делаем в рамках нашей Московской ассоциации, мы прежде всего смотрим на ребят-спортсменов, на конкурсантов, будущих конкурсантов и так далее. И поэтому, когда нам говорят: «Ой, как здорово, вы в субботу ходите, тренируетесь, мы бы с вами ходили». Все так, но маленький нюанс: мы не просто тусуемся, мы тренируемся именно для конкурса. Как футбольная команда собралась не просто поиграть в удовольствие, а потому что завтра у них игра. Так и у нас, то есть ты тренируешься для того, чтобы потом принимать участие в этой самой игре.

У нас есть лекция с Вовой Косенко, где мы рассказываем, для чего это нужно, что это дает. И мы рассказываем о том, что, помимо конкурсов, есть еще такая тема, как WSET. Кстати, Вова в этом году получил WSET-диплом. И хоть мы сейчас в этом плане закрыты, но тем не менее есть уже лайфхаки. WSET остался за пределами России, тот же Казахстан, где второй и третий курсы регулярно читает Дмитрий Мережко.

Мы рассказываем о том, что это дает в будущем, как это может отразиться на работе. То есть подтвержденный бэкграунд вина: когда ты не просто винный любитель, а ты сертифицированный винный любитель или специалист, на тебя смотрят немножко по-другому. Поэтому, конечно, когда мы проводим свои мероприятия, мы проводим их для того, чтобы люди потом сертифицировались либо участвовали в конкурсах.

По поводу новичков: у нас есть с Вовой идея сделать что-то похожее на буткемп, так называемый лагерь для новичков. Когда ты собираешь ребят, которые никогда еще не доходили до сервиса, руками его не трогали. Ты приглашаешь человек не больше 12, потому что на большее количество невозможно дать практические умения работать руками. За три дня проводишь такое мероприятие. Плюс мы еще планируем такие штуки выездные.

— Да, есть занятия в Московской ассоциации, они проходят время от времени. Там на одном и том же семинаре есть финалисты российского чемпионата и те, кто вчера школу вина окончил. На их фоне даже неловко некоторые вопросы задавать.

— К сожалению, да, у нас сложился такой имидж, что мы такой некий клуб избранных, и туда вход закрыт. Мы стараемся эту тему разрушить, потому что это прямо реально не так. Сейчас попробую пояснить как. Есть Московская ассоциация сомелье, и мы в ее рамках с Ромой Сосновским придумали двухуровневую систему членства.

Первое членство — это просто члены Московской ассоциации, так называемые ассоциированные члены, для которых мы каждый месяц делаем семинары. Это такая развивающая история. И многие на этом деле прокачиваются. Например, Тимофей Ильин, который регулярно ходил и ходит, сейчас я вижу его в числе участников российского конкурса. Он сам находился в диком шоке от того, что он свои скиллы прокачал. Конечно, 80% — это его самостоятельная работа, но тем не менее на какие-то моменты мы его направили. Я его на каждом семинаре вижу именно по сортовым винам, и он, конечно, большой молодец.

Второй уровень — это уровень сертифицированных членов — тренировочный лагерь.

Когда-то не было уровней. Когда-то было просто Московская ассоциация равно тренировочный лагерь. Он был больше, и туда попадали ребята, для которых просто это была тусовка. Мы едем в Питер: «Вау, круто, мы едем в Питер». Еще куда-то мы едем: «Это вообще здорово, это зашибись. А давайте еще какой-нибудь тимбилдинг устроим, куда-нибудь поедем на шашлыки».

Когда доходило дело до конкурсов, мы понимали, что это, конечно, все здорово, Питер нас обыгрывает, а мы веселимся. Решили немножко сузить этот момент и сделать именно тренировочный лагерь, чтобы он прямо конкретно занимался конкурсом. Чтобы это были ребята не просто из серии «я приду с нулем знаний, а вы меня научите».

Но далеко не все готовы учиться в тренировочном лагере. К кому-то обращаешься: «А ты не хочешь потренироваться?» «Нет, по субботам я не могу. У меня смена в пятницу заканчивается в два часа ночи, я в субботу не могу приходить». Понимаем, уважаем твое решение, но дальше ты сам развиваешься.

На этом проекте мы совсем не зарабатываем. Но мы, как любые тщеславные люди, хотим, чтобы говорили, что Московская ассоциация воспитала своих чемпионов, что в 2023 году весь пьедестал был московский.

Российское вино

il21 / Shutterstock / FOTODOM
Фото: il21 / Shutterstock / FOTODOM

Мне нравится подход многих виноделен, он стал гораздо более понятным, прозрачным и честным в ценообразовании

— Что вы думаете про современные российские вина?

— Скажем так, у наших виноделов еще есть над чем работать. У них есть еще, где себя искать. Мне нравится подход многих виноделен, он стал гораздо более понятным, прозрачным и честным в ценообразовании. И я вижу стабильность, из года в год повторяющуюся. Есть ряд виноделен, которые мне нравятся и которые я при прочих равных, открывая винную карту, готов заказать. На мой взгляд, самый правильный подход к оценке русского вина, не потому что это «здорово, что оно есть». «Как хорошо, что оно есть в винной карте, я его куплю» — вот это, на мой взгляд, самый правильный подход.

Когда я открываю карту и вижу среди игристых вин темелион, при прочих равных я сравниваю его по цене с чем-нибудь еще, я вижу какие-нибудь креманы и так далее, я возьму темелион, потому что он мне нравится. Он хороший, интересный. Если он по цене совпадает с моими ожиданиями, я его закажу. Есть еще ряд вин, которые я возьму, потому что это интересно, прикольно. Например, у Alma Valley есть птит арвин, интересное вино, очень хорошее. Не могу сказать, что это лучший птит арвин, который я в своей жизни пробовал, я пробовал-то всего, по-моему, два или три раза, но в целом это интересно, это интересная вещь. И опять же есть ряд вин, которые меня где-то зацепили, понравились, что-то еще. Я не так много ездил по российским винодельням, но, я помню, была у меня поездка на Гай-Кодзор, и в этом самом Гай-Кодзоре я попробовал розе. Оно настолько приятно пьется, оно настолько классное, хорошее. Это не шедевральное розе, кстати, я вообще не знаю шедеврального розе, их не так уж и много. Но это просто приятно пить. И при их ценообразовании оно мне очень нравится, прямо хорошо. Возьму всегда, когда вижу и когда розе подходит под мою кухню.

Российское вино прежде всего должно быть вином, а уже потом российским. А вот эта история, типа «надо пить наше, потому что это наше», я, как человек, который проработал четыре года шеф-сомелье, скажу, что вино должно быть вином. То есть тебе именно за это вино не должно быть стыдно. Не потому, что этикетка из России или известного винодела и ты его даже знаешь, а просто потому, что тебе самому это нравится, и тогда ты можешь это транслировать.

— Но сейчас все-таки вин, которые российские, и которые достойные…

— Больше. Это правда. И зачастую, кстати, иногда бывает, у кого-то лучше получаются белые вина, ты их рекомендуешь, у кого-то лучше получаются красные вина, и ты их рекомендуешь, и так далее. Много раз мы возили российские вина ребятам за рубеж, когда ездили сдавать экзамены Court of Master Sommelier в Варшаву, мы полякам отвезли какой-то набор российских вин, они потом писали какие-то фидбеки и так далее. Я помню, что дзитоевское мерло похвалили, сказали, что оно прямо болгери. И так далее.

Понятное дело, что у нас многие владельцы виноделен или виноделы очень падки на эти сравнения: «Ой, меня назвали Бордо». Хорошо, что тебя так назвали, но это не повод цены ставить, как в Бордо. При прочих равных должна быть стабильность, должно быть качество, которое тебя устраивает, и должна быть цена, которая тебя устраивает. При совпадении всех этих моментов, да, я готов брать это вино, покупать, платить за него деньги, сопровождать с ним еду.

— Все-таки у вас есть, если сейчас не только про российское, любимое вино?

— Конечно. У меня есть любимые направления вин. Понятно, что нет такого варианта, что я при прочих равных только его и возьму. Все зависит от того, что я ем, с кем я ем, какая погода и так далее. Нет, есть просто направления, которые ты любишь и всегда их в карте смотришь. Я, например, всегда ищу что-нибудь из Германии, Австрии. Потому что мне нравится, это моя тема. Помимо гастрономического удовольствия, я еще и какой-то такой именно свой интерес в развитии каждый раз испытываю. Буквально вчера, будучи в «Анчоусе», заказали рислинг от Кюллинг-Гилот, все классно со стартерами, но, как только дошло дело до основного блюда, у него чуть выше кислотность, чем мне хотелось, и мне уже захотелось мозель. Но в целом это хороший опыт. Я теперь понял, куда его ставить и что ставить с другим вариантом блюда.

Мне довелось поработать на урожаях в Бароло, мне бароло всегда интересно. Но опять же я не всегда его возьму, например, в рамках ужина, далеко не везде и далеко не всегда есть хороший выбор. Важны года, которые можно было бы попробовать. Молодое бароло — это такая себе история. Но, в принципе, это тоже одна из моих любимых вещей.

Шампань любят все, я не исключение, я шампань обожаю. И, конечно же, попить шампанское, опять же интересные варианты, что-то новое на рынке, я всегда готов. А так в целом, наверное, есть какие-то моменты, которые могут быть интересными. Как-то мы с Романом Сосновским гуляли по Питеру, зашли в один ресторан, открываем карту, а там альбариньо оранж. Это же интересно. Заказали, выпили, получили удовольствие. То есть какие-то такие моменты, которые тебя здесь и сейчас цепляют.

Ты находишь какую-то вещь, про которую когда-то читал, где-то слышал, кто-то отзывался: о, классно, здесь прямо по хорошей цене, давай пробовать. На мой взгляд, вино — это такая субстанция, которая не приемлет никакого снобизма. Из серии «я не пью вот эти». Наверное, должно быть так, не должно быть какое-то любимое вино или какая-то любимая группа, а не должно быть нелюбимых. Да, условно говоря, выбирая между Бургундией и Бордо, я выберу Бургундию, потому что тоньше, потому что гастрономичнее и так далее. Но я прекрасно понимаю, что в Бордо есть огромное количество вин, которые меня поразят, удивят, заинтересуют и так далее, даже в сравнении с Бургундией.

И так везде, абсолютно везде. Кава в сравнении с шампанью — это не шампань. Но она и не должна быть шампанью, она кава. И понятно, что в каве мы можем найти тоже много разного и интересного, что тебя может зацепить здесь и сейчас, и опять же ценообразование будет совершенно другое в сравнении с Шампанью.

LMspencer / Shutterstock / FOTODOM
Фото: LMspencer / Shutterstock / FOTODOM

К сожалению, огромное количество вина российского проходит мимо меня, не успеваешь это все пробовать, и так далее

— Из российских есть любимые какие-то вина? Или, если не любимые, то вина, которые поразили.

— Не то, чтобы любимые-любимые. Я уже три назвал, я их повторю. Это темелион игристое, варианты. Кстати, в сравнении с ним, есть еще фанагория, Primum Alveus. Я все-таки считаю, что темелион, конечно, классом повыше игристое вино, но Primum Alveus, на мой взгляд, особенно длительная выдержка на осадке, особенно блан де бланы — это прямо очень хорошо.

Если говорить про другие вина, Alma Valley мне всегда нравилась в белом исполнении. Птит арвин — это редкость, но, помимо птит арвина, у них очень хорошо получается пино блан. Это прямо то, что я пью тоже почти всегда, если я вижу. Кстати, мне за победу на Московском кубке подарили бутылочку пино блан резерв за выступление, чему я очень сильно рад.

Гай-Кодзор, белые вина, однозначно да. Да, у них не похож русан на ронский русан, но это их вариант, и он получается очень хорошим. Это в принципе хорошо, что они не стали копировать максимально Рону. Розе, как я уже сказал.

Я не могу сказать, что я хорошо знаком с ребятами «Галицкий и Галицкий». Там высокое качество, то, что я пробовал, мне заходило, но опять же сказать, что при прочих равных я их выберу, ну, наверное, нужен просто больший дегустационный опыт именно с ними.

Узуновы со своими белыми винами, на мой взгляд, — один из самых лучших совиньонов блан именно по свежести. Очень нравится их авторская история РАШ: рислинг, алиготе, шардоне. Мне очень нравится честный подход Ярослава, он сказал: «Я хочу сделать рислинг, но я понимаю, что тот рислинг, который я хочу, я не сделаю. Поэтому у меня будет такая история. Я добавлю кислотности алиготе, добавлю тельности шардоне, и в итоге получим вот такую вот комбинацию». И эти вина, кстати, очень красиво стареют. Мы делали как-то вертикальную дегустацию пять винтажей брали — очень симпатично, очень интересно.

Из последнего, наверное, в красных, буквально только что был мастер-класс по Кринице. Риваж 21 года мне очень сильно понравился. Красиво развился, красиво себя показал. Но это вино здесь и сейчас. В следующем году я уже не возьму его, потому что я уже понимаю, что оно вот сейчас еще себя показывает, дальше я не уверен. Хотя попробовать попробую. Но уверенности в нем уже, наверное, такой не будет.

К сожалению, огромное количество вина российского проходит мимо меня, не успеваешь это все пробовать, и так далее. Поэтому, конечно, спасибо тому же Артуру Саркисяну, который, когда представляет свой гид, делает максимально массовый салон, где можно многое перепробовать. Другое дело, что ты половину народу там знаешь, и ты не столько дегустируешь, сколько общаешься, ходишь.

— Для вас вино — это что?

— Это большая часть жизни. Для меня вино — это еда. Вино является частью моего стола. Вино должно делать тебе приятно, иначе смысла нет его пить. Это не лекарство, которым ты давишься. Это тот момент, который должен сопровождать твою еду и доставлять радость. Либо оно может выступить соло, но это должен быть определенный случай, что тебе хочется именно пить. У тебя есть куча времени, большой бокал, ты сидишь, у тебя вино разливается, все красиво. В умеренном количестве, с правильной едой это классно, это здорово.

Вокруг вина много всего, и я выбрал свой путь именно в этом самом вокруг вина. Это и много всевозможных теоретических моментов и так далее, но опять же не забываем, что это вино. Любая коллекция вина — это, конечно, классно, но винодел делает вино не для того, чтобы его коллекционировали, а для того, чтобы его пили. Это его ключевая задача. Поэтому, когда я приношу на дегустацию свою бутылку и слышу вопрос: «Не жалко свою коллекцию?» — да нет, наверное, не жалко. Потому что у нее финальная цель — не дожить до каких-то там времен, а быть выпитой.

Поделиться
Теги