Начать год с трезвости: что такое «Сухой январь»

Обновлено 12 января 2025, 07:00

Акция «Сухой январь» стартовала в Великобритании в 2013 году. Ее основной смысл — полный отказ от алкоголя на первый месяц года. В 2024 году к ней присоединились жители 184 стран

Evgeniia Freeman / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Evgeniia Freeman / Shutterstock / FOTODOM

Акция «Сухой январь» стартовала в Великобритании в 2013 году. Ее основной смысл — полный отказ от алкоголя на первый месяц года

В октябре 2024 года Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) назвала алкоголь причиной каждой 11-й смерти в Европе. По данным организации, именно употребление спиртного связано с возникновением более 200 заболеваний, включая некоторые виды рака. По данным ВОЗ, Европа все еще остается самым пьющим регионом мира, в котором на каждого взрослого приходится в среднем 9,2 л чистого спирта в год. Регион пытается решить эту проблему: недавно появилась акция «Сухой январь», одной из целей которой является сокращение употребления алкоголя.

С чего все началось

Одно из первых упоминаний словосочетания «сухой январь» относится к декабрю 2010 года — тогда вышла колонка корреспондента Seattle Times Николь Бродер. Она написала о том, что январь является очень удачным месяцем для того, чтобы сделать паузу в употреблении алкоголя.

«Я бы хотела, чтобы январь был сухим. Ни капли вина или пива. Ни одного мартини или бокала вина за ужином. <...> Через несколько месяцев мне стукнет 50, и я много думаю о том, как стареть красиво. Ясная голова кажется хорошим началом», — пишет она.

В своей колонке Бродер также говорит о том, что с 2009 года в социальной сети Facebook (принадлежит Meta, которая признана в России экстремистской и запрещена) действовала страница с названием «Сухой январь», подписчики которой также отказывались от алкоголя в первый месяц нового года. На момент выхода колонки Бродер в группе было всего 39 подписчиков.

Обретение масштабов

В 2013 году британская благотворительная организация Alcohol Change UK запустила глобальный челлендж «Сухой январь». Его суть проста: отказаться от алкоголя ровно на месяц с начала года. Сделать это необходимо, не меняя кардинально привычную жизнь: участники продолжают встречаться с друзьями, ходить в кафе и рестораны, отмечают праздники, но не пьют алкоголь.

В первый год запуска кампании к ней, по данным Alcohol Change UK, присоединились несколько тысяч британцев. С 2014 года поддержать челлендж решили на уровне службы здравоохранения Великобритании (NHS). В 2018 году о готовности на месяц отказаться от алкоголя заявили уже около 4 млн британцев, но официально зарегистрировались в качестве участников на сайте организации 40 тыс. человек. Число тех, кто регистрируется для прохождения челленджа, в 2024 году достигло почти 200 тыс. человек.

«Сухой январь» в разных странах мира

Pormezz / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Pormezz / Shutterstock / FOTODOM

В 2024 году в акции «Сухой январь» приняли участие граждане 184 стран

По данным Euronews (заблокирован на территории России по решению Роскомнадзора), в 2024 году в акции «Сухой январь» приняли участие граждане 184 стран. На Европу пришлась треть зарегистрированных. Издание также пишет со ссылкой на данные Eurocare и CGA/Nielsen, что прошлом году отказались от алкоголя в январе или планировали это сделать 22% итальянцев, 23% бельгийцев, 13% жителей Германии и около 23% жителей Великобритании.

Активным участником акции является Франция. В 2025 году «Сухой январь» проводится в этой стране в шестой раз. Как сказано на французском сайте в поддержку инициативы, в 2024 году в ней приняли участие 4,5 млн жителей страны. По данным Le Monde, правительство страны собиралось официально поддержать эту инициативу, но в итоге этого не сделало.

К инициативе Британии также присоединились США. По данным Statista, в 2024 году 75% употребляющих алкоголь американцев в возрасте от 21 до 24 лет были намерены присоединиться к челленджу «Сухой январь» (данных о том, сколько из них в итоге приняли участие в акции, портал не приводит). По данным исследовательской компании CivicScience, в прошлом году четверть американцев старше 21 года участвовали в акции до конца (данные основаны на результате соцопроса, выборка — 1506 человек, употребляющих спиртное). Вместо алкоголя они выбирали газировку, безалкогольные коктейли и пиво, комбучу и другие варианты.

Что в России

В России «Сухой январь» не очень популярен. Но власти неоднократно заявляли о необходимости сокращения употребления алкоголя, в том числе в новогодние и рождественские праздники. Об этом, в частности, говорил в декабре 2024 года министр здравоохранения Михаил Мурашко.

«Новогодние и рождественские праздники — это хорошая возможность для всех провести время с семьей, родными и близкими. И чтобы провести их без происшествий, людям важно отказаться от чрезмерного потребления алкоголя. Для пациентов, страдающих нарушениями ритма сердца, например, даже малая доза алкоголя может оказаться смертельной», — подчеркивал он.

Преподаватель школы Wine State Роман Табаков сказал «РБК Вино», что в России акция «Сухой январь» скорее не может быть названа популярной.

«В целом, я думаю, что все же акция у нас непопулярна. Я сталкивался с информацией о ней, поскольку я работаю в этой сфере, но вряд ли она имеет широкую известность», — отметил он.

Финалист Московского кубка сомелье, сомелье пространства «Очень винные дела» (Иркутск) Ярослав Гурьев также отмечает, что и в регионах России «Сухой январь» не очень популярен.

«На мой взгляд, любой тотальный отказ от чего угодно, что считается нормой в конкретном обществе, не очень здорово. Крайности — это вообще не очень хорошо. В целом я всегда выступаю за баланс, который, конечно, у каждого свой, и допускаю, что кому-то трезвый январь может пойти на пользу. Лишь бы он потом не превратился в пьяный февраль и запойный март», — отметил он в разговоре с «РБК Вино».

Преимущества отказа от алкоголя на месяц

Pixel-Shot / Shutterstock / FOTODOM
Фото: Pixel-Shot / Shutterstock / FOTODOM

Простой акт отказа от алкоголя на месяц помогает людям пить меньше в долгосрочной перспективе

В исследовании Университета Сассекса (Великобритания), опубликованном в январе 2019 года, было проанализировано влияние акции «Сухой январь» на ее участников. В опросе участвовали более 800 человек, которые выполнили челлендж в 2018 году и не пили алкоголь в первый месяц года. Опрос проводился в августе 2018 года и показал, что даже спустя восемь месяцев участники челленджа употребляют меньшее количество алкоголя, чем до решения испытать себя. Так, у них сократилось количество дней употребления спиртного в неделю, количество порций алкоголя, который они выпивали, а также частота случаев опьянения.

«Простой акт отказа от алкоголя на месяц помогает людям пить меньше в долгосрочной перспективе: к августу люди сообщают об одном дополнительном сухом дне в неделю. Есть также значительные немедленные выгоды: девять из десяти человек экономят деньги, семь из десяти лучше спят и трое из пяти теряют вес», — заявлял преподаватель психологии в Университете Сассекса, руководитель исследования доктор Ричард де Виссер.

По данным Alcohol Change UK, участники марафона уже в первую неделю отказа от алкоголя чувствуют изменения в самочувствии. «Вы можете обнаружить, что у вас больше энергии и лучше концентрация. Даже если вы немного ворочаетесь поначалу, когда вы засыпаете, вы будете лучше спать и, вероятно, проснетесь более свежими на следующий день», — отметили в организации. На второй неделе отказа от алкоголя, по данным Alcohol Change UK, уменьшается изжога, а также увеличивается уровень выносливости организма при занятиях спортом.

На третьей неделе отказа от алкоголя начинает снижаться вес, а также улучшается кратковременная память. А спустя месяц снижается риск возникновения некоторых видов рака, улучшается состояние кожи, нормализуется кровяное давление и улучшается состояние печени, говорят в Alcohol Change UK.

На сайте организации также отмечают, что людям с диагностированной алкогольной зависимостью может быть опасно бросать употреблять спиртное резко. В этом случае им советуют проконсультироваться с врачом перед тем, как участвовать в акции «Сухой январь».

Поделиться