WSJ рассказала о противостоянии между сакэ и виски в Японии
WSJ: производители сакэ в Японии столкнулись с ростом популярности виски
С 1970-х годов потребление сакэ упало более чем на 75%, а за последнее десятилетие — еще на 30%, потому что напиток стремительно вытесняет виски
Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино»
С 1970-х годов потребление сакэ упало более чем на 75%, а за последнее десятилетие — еще на 30%, потому что напиток стремительно вытесняет виски, чьи продажи на внутреннем рынке в 2023 году составили $3,5 млрд, пишет WSJ.
Японцы пьют саке с VIII века, и только в XX веке у него появился сильный конкурент — виски. В 1919 году «крестный отец» японского виски Масатака Такэцуру отправился в Шотландию, чтобы пройти стажировку, а затем вернулся на родину и стал создавать первые японские винокурни с производством по шотландскому образцу. Потребление виски сильно возросло в 2000-е, когда в барах стали добавлять к крепкому напитку содовую и лед — и хайбол стал самым популярным способ подачи японского виски. В период с 2015 по 2020 год продажи виски на внутреннем рынке выросли на 50%. Международные награды, маркетинговые кампании и фильм «Трудности перевода» с Биллом Мюрреем в главной роли разожгли аппетит к японскому виски так сильно, что бутылка виски Yamazaki от крупнейшей японской винокурни Suntory, выдержанного в течение 55 лет, может стоить около $1 млн. Генеральный директор Suntory Такеси Ниинами считает, что изменения в структуре потребления отчасти связаны с демографическими факторами. В Японии быстро стареющее население, а значит, ценность здоровья для многих выходит на первый план. Сакэ же, как правило, имеет высокое содержание сахара.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
В то же время с 1970-х годов потребление сакэ в стране упало более чем на 75%. Для того, чтобы вернуть ему былую славу, в Токио придумали миссию амбассадоров традиционного напитка — «сакэ-самураев». В 2024 году древний процесс создания сакэ в Японии пополнил список «нематериального наследия ЮНЕСКО», а производители начали экспериментировать с рецептами «ремесленного» сакэ и добавлять в него необычные ингредиенты. Например, у одного бренда появилось сакэ «Маргарита» в итальянском стиле с умами из вяленых помидоров. «Мы хотим чтить традиции, но при этом создавать то, чего еще никто не пробовал», — говорит Сюхэй Окадзуми, основатель Японской ассоциации производителей крафтового сакэ.
Для виски сложность состоит в том, что до продажи он должен долго выдерживаться. Но японские компании придумали, как заработать и на этом — например, винокурня Nishi продает бочки по $50 тыс. до того, как виски в них созреет. В ожидании покупателям предлагается время от времени гостить на винокурне, чтобы попробовать некоторые сорта виски и поиграть в гольф.
Производители японского виски стабильно выпускают коллекционные выдержанные релизы. В 2024 году бренд японского виски Nikka отпраздновал свое 90-летие выпуском нового релиза Nine Decades, созданного из спиртов, произведенных на шести разных винокурнях в течение девяти десятилетий. В специальном релизе объединены спирты из 50 партий, причем некоторые были созданы еще в 1940-х.