«Зовите меня Измаил». О чем говорят итоги Российского конкурса сомелье
Победителем Российского конкурса сомелье 2025 года стал кавист из Тулы Александр Герфорт, увлеченный энтузиаст и профессионал вина, но технически не представитель профессии «сомелье». Ответственный редактор «РБК Вино» и креативный директор SWN Дмитрий Мережко размышляет об этом феномене
Победителем Российского конкурса сомелье 2025 года стал кавист из Тулы Александр Герфорт, увлеченный энтузиаст и профессионал вина, но технически не представитель профессии «сомелье»
Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино»
Светлана Великанова, преподаватель школы Wine People и ведущая телеграм-канала «Алё, я на банкете», справедливо заметила, что в полуфинале Российского конкурса сомелье не оказалось ни одного сомелье. Только двое из полуфиналистов (в том числе будущий чемпион) имели непосредственное отношение к виноторговле, то есть напрямую общаются с покупателями вина, среди остальных — менеджеры, эксперты, методологи и (наиболее популярный род занятий) бренд-амбассадоры.
Не могу сказать, что в этом раскладе есть что-то новое. На моих глазах данное мероприятие из узкопрофессионального конкурса на художественное открывание бутылок и знание этикеток первых шато мигрирует в сторону винного чемпионата в широком смысле, где для того, чтобы добраться до этапа оценки навыков сервиса, нужно иметь широченный кругозор, разнообразную дегустационную практику и в идеале — личный опыт поездок, конкурсов и дегустаций. Из десяти предыдущих победителей конкурса половина либо никогда не были сомелье, либо имели эпизод этой работы в далеком прошлом.
«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино, — чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.
Причин этому, как водится, много, как хороших, так и разных. Во-первых, организатор мероприятия, Российская ассоциация сомелье объединяет аж 7 тыс. человек. Бьюсь об заклад, что половина из них никогда не имели отношения к данной профессии. Зато среди любителей-энтузиастов достаточно тех, кто запросто может собраться на дорогущую дегустацию в Москве с образцами, которые не каждый сомелье в своей жизни в руках держал, либо сгонять на крупную международную выставку или в гости в знакомое шато (сейчас, конечно, посложнее, но ездят).
Во-вторых, как справедливо отмечают комментаторы в канале Великановой, реальные сомелье просто могут не иметь ресурса для подготовки к конкурсу. Очные профессиональные курсы дороги и требуют «выключения» из работы на несколько месяцев, с дистанционными — проблема в доступности образцов, ближайшие международные курсы WSET преподаются только в соседнем Казахстане, и, главное, режим 12-часовой работы со сменами, заканчивающимися за полночь, вовсе не способствует эффективной учебе.

В-третьих, те, кто способен все это выдержать, вряд ли видят свою будущую карьеру как работу в ресторане до пенсии и, прокачавшись в теории и клиентском сервисе, переходят на сторону поставщиков, что мы и видим в доминировании «бренд-амбассадоров» среди полуфиналистов 2025 года.
Ну и, наконец, в-четвертых, а, может быть, и «в самых главных». В том же блоге Великановой прозвучало предложение переименовать соревнование сомелье в «конкурс винных мастеров».
Это занятная проблема, о которой я всякий раз думаю, когда меня спрашивают: «Россия — винодельческая страна?» Отнюдь. В винодельческой стране индустрия вина настолько значима, что люди понимают, чем виноградарь отличается от винодела, а сомелье — от виноторговца (ну как мы, например, отличаем инженера-буровика от инженера-нефтехимика) — просто потому, что в этой сфере занята туча народу и занимаются они не одним и тем же.

В общественном сознании нашей страны, несмотря на попытки популяризации, сфера вина очень маргинальна. Мало того, она примыкает к полутабуированной теме алкоголя, в которой странно разбираться, а тем более — соревноваться или учиться.
Поэтому для наших подписчиков, клиентов и покупателей все мы, люди винной сферы — амбассадоры, кависты, преподаватели, эксперты, категорийные менеджеры, сотрудники отдела продаж, — одним миром мазаны. Ну и ладно. Пройдет время, больше людей станет разбираться в том, что мы делаем, и нас наконец будут отличать. А пока — зовите нас «сомелье».