Артур Саркисян — о российских винах на полках магазинов и в винных картах

Обновлено 18 апреля 2025, 08:22

В России стартовала очередная весенняя акция «Дни российских вин», открытие которой в этом году проходило в крупной сети гипермаркетов. Пройдясь между полок винного отдела и обнаружив там вина по 5–10 тыс. руб., партнер «РБК Вино» Артур Саркисян задумался о балансе российского вина в розничной торговле и картах ресторанов, о ценах и будущем рынка

Фото: Andriiii / Shutterstock / FOTODOM

В России стартовала очередная весенняя акция «Дни российских вин»

Обсудите материал в телеграм-канале «РБК Вино»

Артур Саркисян
Артур Саркисян
Партнер «РБК Вино», глава Союза сомелье и экспертов России

В ретейле и точка

Я много лет занимаюсь российским вином, и впервые меня по-настоящему удивили полки винного отдела магазина. Пусть очень большого и специфического, работающего и с юридическими лицами, а не только рядовыми покупателями, и тем не менее гипермаркета, а не склада виноторговой компании, откуда бутылки отправляются не прямиком в винный шкаф ресторана, а в тележку до комплекта к килограмму сосисок, упаковке с газировкой и пачке памперсов.

Еще несколько лет назад сложно было бы представить себе существование отечественного вина по 11 тыс. руб. за бутылку, а вот оно стоит — в подарочной упаковке в супермаркете. И оно не потому так стоит, что винодел захотел побаловать свое эго, а потому что это отдельный участок виноградника, который я знаю уже почти полтора десятилетия, это лозы старше 40 лет и это лучший сорт винодельни, подтвердивший свой потенциал целой серией винтажей. Вино носит необычное название «Точка», и я знаю сомелье одного очень престижного ресторана, которая за большие деньги его продает серьезным гостям и те его пьют в таких количествах, что девушку сомелье коллеги прозвали «Лиза и Точка».

«РБК Вино» создал онлайн-сомелье, который поможет вам подобрать подходящее вино. Чтобы воспользоваться им, необходимо запустить бот в Telegram. Наш бот поможет вам с выбором, даже если вы только начинаете свое знакомство с увлекательным миром вина.

И вот достаточно редкое «суперпремиальное» с полным на то правом российское вино находится гипермаркете, где его, конечно, купят, хотя бы на основании оценки в «Гиде по российским винам», и даже специально за ним приедут, но в ресторане его настоящую цену уже дадут очень неохотно или не дадут вообще.

И возникает вопрос: хорошо ли это для самого вина, для виноделов, которые его создают, и в конечном счете для покупателей? Потому что вина этого в ресторанах не сыщешь — а здесь оно стоит на проходе вместе с бутылками попроще от 350 руб. и просто теряется между бесконечных полок.

Фото: TnkImages / Shutterstock / FOTODOM

В розничной торговле у нас с российскими винами уже все достаточно неплохо, а ресторанам сейчас точно не хватает премиального российского вина

Всегда можно сказать, что рестораны у нас «лупят наценку», и вообще было бы неплохо, если человек попробует вино в ресторане, а потом придет за ним в хороший профессиональный магазин (даже не в винотеку). Но тут я отвечу, что в розничной торговле у нас с российскими винами уже все достаточно неплохо, а ресторанам сейчас точно не хватает премиального российского вина.

Кроме того, у нас своеобразно устроено восприятие гостями цен. В ресторане никто не хочет платить «три цены», открыв в своем смартфоне сайт торговой сети и увидев цену дешевле. И это особенно важно именно для достаточно молодого российского премиум-виноделия. По моему опыту, сколько в карте за Pinot Grigio ни поставь, какую наценку ни сделай, его будут пить как воду. И то же самое будет с каким-нибудь полусухим немецким медведем на велосипеде, который в любой «Пятерочке» есть, но его также в ресторанах сейчас спокойно пьют и в смартфон не смотрят.

С российским вином гости гораздо строже, и особенно если оно чуть менее известно, чем та же «Точка», и не имеет пока своего преданного потребителя.

В магазине, где открывали «Дни российских вин», чего только не было! Я насчитал примерно восемь «платиновых» позиций из гида, и они там не «для начальства» были выложены, а представлены во многих магазинах этой торговой сети.

Здесь я, конечно, к сети претензии никаких не предъявляю — люди делают свою работу, создают эксклюзивное предложение, скидки дают -50% и привлекают покупательский поток. Мероприятие прошло блестяще, хозяева были очень гостеприимны, и многие из участников презентации ушли домой с покупками российских вин.

У меня другая мысль: а что делать ресторану, который не может прийти в виноторговую компанию с огромным объемом заказа на половину ее прайс-листа, включая Россию, и выбить себе такие цены, какие имеет ретейл? И о каких квотах на винные карты можно говорить, когда такие вина, которым самое место в ресторанах «класса А», свободно лежат красивой горкой под «красным ценником», а ресторанам за ними нужно бегать с фонарями, как за дефицитными джинсами в советское время?

Ищу винодела

Фото: Ivan_off / Shutterstock / FOTODOM

Появляется и множество молодых виноделов, у которых, конечно, бывают и удачи, и провалы, но я каждый год нахожу в своих поездках настоящие винодельни-жемчужины, которые уже сегодня работают на уровне мэтров, но пока никому не известны

Вопрос «что делать?» — не риторический. Пока идет конкуренция за лучших российских виноделов и не хватает самых крутых отечественных виноделен с историей в 15–20 лет, нужно «идти в народ». У любого самого маститого винодела есть какой-то проект, который он пока по подписчикам не раздал и в виноторговую кампанию не отгрузил. И сделан он в таком количестве, что в ретейле просто не нужен. Что такое одна-две бочки для сети гипермаркетов?

Появляется и множество молодых виноделов, у которых, конечно, бывают и удачи, и провалы, но я каждый год нахожу в своих поездках настоящие винодельни-жемчужины, которые уже сегодня работают на уровне мэтров, но пока никому не известны. Вспомним хотя бы вина Константина Дзитоева 5–7 лет назад: они с первого знакомства говорили сами за себя, хотя Костя и не был так бешено популярен, как теперь.

Конечно, отобрать такие вина, договориться с виноделами, найти ресурс создать вино «под ресторан» — это серьезный путь. Но жизнь к нему подтолкнет — если не сети кафе, то более концептуальные заведения, которым необходимы карты с собственным лицом. Вина, на которые будут приходить гости. Такие проекты могут быть не только у фермеров «на три бочки», но и у крупных виноделен. Есть новый сорт, интересный эксперимент, хорошая оценка сомелье: это вино пойдет! И вот он — эксклюзивный проект. Для этого надо много пробовать, интересоваться, ездить на выставки и на винодельни, но не это ли работа сомелье экстра-класса? И кому не хочется таким стать?

У ресторанного рынка, с одной стороны, и у той части нашего виноделия, которая представляет молодые небольшие проекты, сегодня сложилась стопроцентная потребность в определенном сервисе, который я называю «винной платформой». Люди где-то должны находить друг друга, договариваться, пользоваться дополнительными сервисами — доставкой, страхованием, банковскими продуктами и так далее. Проводить электронные торги на маленькие партии эксклюзивных вин, которые будут в погребах у коллекционеров и в десятке лучших ресторанов. И никаких вопросов к ценам не возникнет.

Пока рестораны не могут обходиться без виноторговых компаний, они будут неизбежно сталкиваться с тем, что вина, которые они «только в карту поставили» и которые хорошо покупают, вдруг появляются в ретейле, истощая запас для самих ресторанов с такой скоростью, что карты приходится перепечатывать по несколько раз в год, вызывая вопросы у гостей о цене.

Время уникальных вин для ресторанных карт наступило. Другого пути нет.

Поделиться