Инфраструктура на вырост: где искать источники инвестиций в отрасль
Инвестиции в инфраструктуру могут стать локомотивом экономики и обеспечить мультипликативный эффект для транспортной и производственной связанности российских регионов, считают эксперты
По итогам 2022 года Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) по уровню инфраструктурного развития поместила Россию на 62-е место, в один ряд с такими экономиками, как Колумбия, Уругвай, Мексика и Монголия (59-е, 60-е, 63-е и 64-е места соответственно). Глобальный инновационный индекс, составной частью которого является оценка инфраструктуры, ежегодно фиксирует показатели эффективности 132 экономик мира.
Взгляд извне на состояние российской инфраструктуры контрастирует с уровнем внимания, которое в последнее время уделяется вопросам инфраструктурного развития со стороны российского правительства, региональных властей, банковского сектора и частного бизнеса. Им был посвящен Второй ежегодный форум РБК о развитии инфраструктурных проектов в России и инвестициях в это направление, который прошел в начале декабря в Москве.
Жилье на доверии
В России в последние годы строится много жилой недвижимости, при этом далеко не всегда обеспеченной социальной инфраструктурой. «Текущий темп ввода в эксплуатацию жилья вселяет в нас уверенность, что рекорд 2021 года в 92 млн кв. м жилья будет побит», — утверждает президент Национального объединения строителей Антон Глушков. По данным «INFOLine-Аналитики», на ближайшие пять лет предусмотрено выделение госсубсидий на строительство жилья в объеме 20 трлн руб., отрасль генерирует 5% ВВП страны и обеспечивает занятость порядка 9 млн человек (11% от всех занятых).
Однако эксперты уже фиксируют излишнее предложение на рынке в объеме 9 млн кв. м и сокращение количества выданных разрешений на строительство новых объектов. «Мы входим в 2023 год с достаточно сильной волной эмиграции, которая затрагивает и рынок жилья», — объясняет генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. По его словам, население не готово инвестировать в недвижимость скопившиеся на депозитах 34 трлн руб. «Ключевой вопрос — дать уверенность в завтрашнем дне, создать привлекательные условия, чтобы в новых домах и городах хотелось жить», — говорит Бурмистров.
Способствовать решению проблемы могла бы программа комплексного развития территорий. «Социальная инфраструктура запаздывает. Мы уже понастроили в некоторых регионах много «человейников-муравейников», где нет ничего, кроме домов и асфальта, заставленного машинами», — сетует Бурмистров. «Сигналы, которые ждет рынок, — продолжение подхода комплексного развития территорий, доступность земельного ресурса, субсидирование льготной ипотеки», — добавляет Антон Глушков.
Стимулы для инвесторов
Привлекательность территории определяется качеством городской среды, складывающейся из развитости системы образования, здравоохранения, транспорта и экологии. Государство и связанные с ним структуры охотно инвестируют в некоторые инфраструктурные проекты. К примеру, под эгидой «ВЭБ.РФ» в 2022 году стартовала программа строительства новых объектов среднего образования, в рамках которой в текущем году запущено семь школ и еще 20 планируются к вводу в эксплуатацию в 2023 году.
Пандемия COVID-19 заставила власти обратить внимание и на инфраструктуру здравоохранения. По данным Минздрава РФ, в рамках модернизации первичного звена с 2021 года введены в эксплуатацию 854 новых объекта медицинской инфраструктуры, еще 1100 прошли капитальный ремонт.
В рамках нацпроекта «Экология» реализуется программа «Чистый воздух», которая нацелена на снижение загрязнения воздуха на 20% в 41 городе России. Так, по данным «Финэкспертизы», в 2021 году уровень выбросов в атмосферу в Красноярском крае превышал 2,6 млн т в год, что в три раза выше, чем в Свердловской области, и в пять раз, чем в Краснодарском крае. Местные жители характеризуют ситуацию как «режим черного неба», а краевая статистика фиксирует миграционный отток в 3,5 тыс. человек в 2022 году. Планом правительства РФ по сокращению выбросов загрязняющих веществ до конца 2024 года предусмотрен, в частности, комплекс мер по переходу от малоэффективных угольных котельных на центральные ТЭЦ, переключение домохозяйств с угля на систему электроснабжения и бездымные источники обогрева. Финансирование только по Красноярску составит 69,3 млрд руб., из них лишь 24,7 млрд руб. из федерального центра, остальное — из областных и внебюджетных источников.
Привлекательность жизни зависит и от связанности территорий. По словам генерального директора ФКУ «Ространсмодернизация» Игоря Гурова, сейчас реализуется 77 проектов по модернизации транспортной инфраструктуры, из них 42 аэропорта, 27 объектов морской и внутренней водной инфраструктуры, железнодорожные подходы к транспортным узлам. Так, вводимые до конца текущего года аэропорты в Сангаре, Хандыге и Нерюнгри увеличат транспортную доступность малой авиации в Республике Саха (Якутия).
Государственные инвестиции стимулируют приход частных инвесторов. «У нас нет объекта, который бы строился без привлечения бизнеса», — поясняет Игорь Гуров. Так, модернизация аэродромной части аэропорта Грозного позволила привлечь инвестора в инфраструктуру аэровокзального комплекса на 16 тыс. рабочих мест. В планах «Ространсмодернизации» — завершение реконструкции еще 57 объектов транспортной инфраструктуры в 2023–2024 годах по всей стране.
Длинные деньги
Комплексность проблем, связанных с обновлением инфраструктуры, заставляет власти взаимодействовать с частным капиталом. «У государства должен быть «аппетит» к участию частного бизнеса», — считает управляющий директор блока инвестиционной деятельности «ИнфраВЭБ» Кирилл Малютин. По его мнению, в этом могут помочь инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП): «Никаких преград к развитию рынка ГЧП я не вижу. Это крайне гибкий инструмент, который можно использовать и в промышленности для достижения технологического суверенитета, разделяя риски между промышленными инвесторами и государством в части создания производств».
По данным АКРА, по состоянию на июнь 2022 года в России реализовывалось более 3 тыс. ГЧП-проектов с общим объемом инвестиций 3,7 трлн руб. «Количество концессионных соглашений выросло в декабре текущего года по сравнению с 2021 годом на 10%, превысив 200 проектов с увеличением объема сделок в полтора раза, до 500 млрд руб.», — рассказывает управляющий директор по финансовому структурированию проектов Национального центра ГЧП Алексей Конгулов. Доля частных инвестиций, по его данным, растет гораздо медленнее. И дело не только в сужающемся горизонте планирования у частного инвестора, где участие в инфраструктуре не дает быстрой отдачи. «Очень мало частных инвесторов, которые вошли в инфраструктурные проекты и смогли выйти с положительным результатом», — поясняет президент Национального объединения застройщиков жилья Леонид Казинец. «Инфраструктурные проекты должны выходить на очень длинные и дешевые деньги: пенсионные или квазипенсионные. Мы оказались отрезаны от них, поэтому не видим выхода», — сетует эксперт. По его словам, особенности тарифной политики, усиление субсидиарной ответственности акционеров, а также разрозненность проектов мешают расширению механизма ГЧП в регионах.
«Хотелось бы открытого диалога с правительством, где они ждут частного инвестора, каким образом будут распределяться риски ГЧП на горизонте более десяти лет», — соглашается с Леонидом Казинцом член правления «ВТБ Инфраструктурный Холдинг» Антон Новиков. «Инфраструктурные инвестиции имеют дальний горизонт и низкую норму доходности, но большой мультипликативный эффект для экономики», — подчеркивает директор подразделения «Дом.РФ» Александр Аксаков. Примером могут служить выпуски инфраструктурных «зеленых» облигаций Москвы на сумму 70 млрд руб., позволившие профинансировать строительство Большой кольцевой линии метро и пополнение парка электробусов. Это обеспечивает новое качество жизни и транспортную доступность для жителей московской агломерации.
По данным Александра Аксакова, правительственной комиссией по региональному развитию уже одобрены 32 проекта на сумму 84 млрд руб. в 16 регионах страны. «Спрос со стороны регионов колоссальный, мы оцениваем его на уровне 350 млрд руб.», — констатирует Аксаков. По его словам, «Дом.РФ» помогает структурировать региональные проекты через собственный центр компетенций. «Нам хотелось бы собрать всю мозаику и увидеть картину целиком. Есть отдельные проекты строительства инфраструктуры в регионах, но зачастую они не увязаны между собой. Нужна стратегия реализации крупных инфраструктурных проектов», — подчеркивает Антон Новиков.
Найти исполнителей
Развитие инфраструктуры может тормозиться формирующимся дефицитом производственных и рабочих кадров. «Следует ожидать определенную трансформацию рынка труда», — отмечается в недавно выпущенном «Эксперт РА» обзоре «Экономическое здоровье населения в российских регионах». Авторы исследования предупреждают о росте интереса регионов к рабочим вакансиям после проведенной осенью частичной мобилизации. «Особенно уязвимыми к последствиям мобилизации становятся отрасли, где часть мужского коллектива наиболее существенна: логистика, перевозки, строительство», — говорится в исследовании.
Число вакансий рабочего персонала, по данным кадрового агентства HeadHunter, резко сократилось весной, восстановилось летом, но уже осенью аналитики кадрового портала снова фиксировали подъем спроса на синие воротнички выше того уровня, что был на конец февраля. «Прогнозируем, что спрос на соискателей рабочих специальностей будет расти, а предложение людей — нет. Активность людей на рынке труда в этой профессиональной группе снижается. Эта категория оказалась одной из самых активно мобилизуемых, и дефицит рабочего персонала может усугубиться, хотя уже сейчас уровень hh-index (показывает дефицит специалистов по функциональной категории через отношение количества активных резюме к вакансиям) остается критически низким с сентября месяца — 0,8», — говорят в группе HeadHunter.
Самые динамичные в промышленном плане регионы уже бьют тревогу. «Мы быстро растем в промышленном, инвестиционном смысле, не успевая закрывать растущие потребности экономики теми трудовыми ресурсами, которые у нас имеются. И дело не в квалификации кадров или нежелании людей переобучаться, а именно в том, что количества людей, необходимых для экономики, физически нет», — подчеркивает глава Агентства инвестиционного развития Республики Татарстан Талия Минуллина. Низкая миграционная активность между регионами не позволяет пока повторить эффект трудовой мобилизации легендарных строек БАМа.
«Задачей для государства стало привлечение частных денег»
Александр Аксаков, директор подразделения «Инфраструктурные облигации» «Дом.РФ»:
«Создание и развитие инфраструктуры — проверенный и надежный инструмент преодоления экономических кризисов. Зарубежный опыт подтверждает, что это не только способ создания новых рабочих мест, но и возможность поддержать действующий бизнес. Акцент при этом можно делать, например, на создании современной городской инфраструктуры, необходимой для полноценной жизни населения. Можно формировать развитые и бесперебойные транспортные коммуникации, это будет способствовать экономическому, культурному и социальному развитию каждого региона России. Развитие промышленной инфраструктуры поможет обновлению научно-технических баз, увеличению производства и в целом повышению конкурентоспособности страны.
Развитие инфраструктуры требует значительных инвестиций. Ввиду масштабности, дороговизны и длительности реализации таких проектов финансировать их только за счет бюджетных средств становится все сложнее. Поэтому важной задачей для государства стало привлечение частных денег, создание новых инструментов и подходов.
Инфраструктурные облигации «Дом.РФ» сочетают в себе рыночные инвестиции (бумаги размещаются на Московской бирже) и государственную поддержку (выплата купонного дохода субсидируется). Они позволяют по льготной ставке финансировать объекты инфраструктуры в регионах и постепенно становятся одним из основных источников инвестиций в инфраструктуру.
Механизм запущен в 2021 году и уже зарекомендовал себя в качестве эффективного. На сегодня одобрены 32 проекта в 16 регионах, которые в совокупности простимулируют ввод более 27 млн кв. м жилья для более чем 500 тыс. семей».
«Важно, чтобы объект вписался в существующую планировку»
Никола Обайдин, директор по офисной недвижимости PPF Real Estate Russia:
«Всегда очень важно, чтобы городская, промышленная и транспортная инфраструктура развивалась скоординированно. Это единственный подход, позволяющий гражданам избежать нежелательных сложностей с передвижением и тотальных коллапсов. Особенно это важно, если проект расположен не в черте сформированного района города, а на новых территориях, где до него фактически ничего не было.
При наличии городской инфраструктуры девелоперу важно, чтобы его объект гармонично вписался в существующую планировку, не вызывая сложности как для объекта, так и для окружающей среды. В случае с новыми территориями кажется проще строить с чистого листа, но на самом деле это трудоемкая задача. У инвестора должна быть полная уверенность в том, что все ответственные стороны исполнят свои планы и по параметрам, и по качеству, и по времени. Идеальный вариант, если транспортная инфраструктура приходит первой, и тогда ничего не препятствует городу и частным инвесторам развивать уже свои территории. Мы часто наблюдали такой подход на территориях Новой Москвы.
При строительстве офисного парка «Комсити» для нас было важно, что город параллельно развивает городскую и транспортную инфраструктуру. Надо отметить, что город выполнил все намеченные планы. Такая синергия в развитии позволила нам фокусироваться на своей задаче, детально прорабатывать каждый аспект нашей территории и будущего комплекса. Во многом благодаря этой координации и такому подходу «Комсити» стал удачным примером комплексного освоения территории, что неоднократно подчеркивали и власти города, и профессиональные эксперты.
Комплексный подход и скоординированные действия всегда привлекают больше частных инвестиций, позволяют проектам динамично развиваться и быть успешными».
«Должно быть взаимовыгодное сотрудничество»
Дмитрий Володин, вице-президент Группы «Эталон» по региону Москва:
«Существующие сегодня ограничения — это возможность сместить вектор внимания государства, бизнеса и общества на реализацию внутренних инфраструктурных проектов. Транспортная, деловая и социальная инфраструктура — это каркас современного города. Он необходим для сбалансированного полицентричного развития городских территорий, социально-экономического роста, создания комфортной среды.
Рассуждая о том, кто именно должен финансировать инфраструктурные проекты, отмечу, что это должно быть взаимовыгодное сотрудничество. Например, наша задача, как девелопера, — обеспечить высокое качество и одновременно доступность жилья для покупателей. Для нас инвестиции в инфраструктуру — это инвестиции в наш продукт и вклад в успех проекта. В то же время власти также заинтересованы в инфраструктурном развитии своих территорий, ведь таким образом они повышают привлекательность города в целом для жителей, для бизнеса, увеличивают долю экономически активного населения.
Роль девелоперских компаний в рамках проходящей в масштабах страны инфраструктурной реформы значительна. Федеральная девелоперская группа «Эталон» работает в восьми регионах России и реализует сразу несколько проектов комплексного развития территорий площадью более 1 млн кв. м каждый. Все они предполагают не только строительство жилья, но и создание многофункциональных общественных пространств, социальной, досуговой и спортивной инфраструктуры, коммерческих помещений для размещения бытовых объектов и сервисов. К примеру, в нашем флагманском московском проекте Shagal все необходимое для жизни будет располагаться на расстоянии пешей прогулки, включая обязательную социальную инфраструктуру — шесть детских садов, две школы и поликлинику».