Что такое деловая репутация и как ее защитить
Разбираемся в понятии деловой репутации и в том, как работать с этим активом
Содержание
Что такое деловая репутация
Деловая репутация — это оценка результатов работы компании, бренда, организаций или граждан в сфере их бизнеса. Хорошая деловая репутация помогает привлекать клиентов, партнеров, инвесторов, а также способствует росту доверия к предприятию и желанию сотрудничать с ним. Когда речь идет о покупке одной компании другой, то репутация означает и экономические выгоды от такой сделки.
Понятие «репутация» близко по значению к «чести» и «достоинству». Разница состоит в том, что «деловая репутация» связана с профессиональными качествами и рейтингом в бизнес-сфере. «Честь» и «достоинство» же напрямую связаны с этическими и моральными ценностями человека. «Честь» обычно ассоциируется с чувством справедливости, честности и уважения к себе и другим, измеряется обществом. «Достоинство» связано с субъективным мнением о себе и самоуважением.
Субъектом деловой репутации может быть любая структура или лицо, у которых есть связь с бизнес-практикой. Это могут быть компании, а также отдельные бренды, частные предприниматели, государственные учреждения и даже коллективные общественные организации. Главное, чтобы у этого субъекта было деловое взаимодействие с другими участниками рынка, клиентами, партнерами и конкурентами, что формирует его деловую репутацию в глазах общественности.
Ценность деловой репутации определяется такими факторами:
- от нее зависит доверие и лояльность клиентов;
- хорошая деловая репутация помогает компаниям привлекать высококвалифицированных сотрудников;
- она влияет на конкурентоспособность, помогает заключать выгодные сделки и привлекать новых клиентов;
- деловая репутация может положительно влиять на финансовые показатели компании, инвесторы и кредиторы больше доверяют надежным компаниям.
Влияние деловой репутации испытывают различные аспекты бизнеса, включая маркетинг и рекламу, отношения с общественностью, управление кадрами, финансы и стратегическое планирование.
Как формируется деловая репутация
Деловая репутация формируется из разных составляющих.
Среди них:
- качество предлагаемых продуктов или услуг;
- отношения с партнерами, соблюдение принципов деловой этики;
- способность к развитию, введение инноваций;
- законопослушность;
- управление имиджем компании;
- доступность и качество обслуживания;
- социальная ответственность.
Репутация компании может стать ее наиболее ценным активом или, наоборот, вызвать серьезные проблемы. Поэтому важно не только иметь отличные товары и услуги, но и активно работать над укреплением имиджа компании. Управляйте деловой репутацией и присутствием компании в СМИ на «РБК Компании».
Как провести оценку деловой репутации
Предоставить более объективные и систематизированные данные об оценке деловой репутации помогают индексы деловой репутации.
Индекс деловой репутации — это показатель, который отражает уровень доверия к данной организации или бренду со стороны ее целевой аудитории. Обычно он варьируется от 0 до 100 и выражает рейтинг компании на рынке среди других компаний. В России стандарт оценки деловой репутации был утвержден в 2015 году, а затем пересмотрен в 2017-м. При его расчете учитывали историю компании (как долго существует, сколько выпустила продукции или оказала услуг), квалификацию сотрудников, ресурсы компании и имидж.
Самый новый национальный стандарт индекса деловой репутации бизнеса (ЭКГ-рейтинг) ввели в России 1 февраля 2024 года. Он предполагает оценку компаний по трем направлениям: «экология», «кадры» и «государство». Стандарт разработан аппаратом полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе Игоря Щеголева при участии других профильных ведомств. Рейтинг компаний определяется по диапазону от С (до 30 баллов) до ААА (от 101 балла).
Индекс деловой репутации позволяет оценить общее восприятие компании, ее бренда или деятельности в целом. Он помогает компаниям, инвесторам, клиентам, партнерам более точно оценить степень доверия к бренду и принять обоснованные решения.
Существует несколько способов оценки деловой репутации:
- опросы и исследования общественного мнения (среди потребителей, клиентов, партнеров, сотрудников и других заинтересованных сторон);
- анализ упоминаний о компании в СМИ, социальных сетях, блогах;
- оценка финансовых результатов компании;
- привлечение экспертов и профессионалов для анализа деловой репутации компании;
- анализ отзывов клиентов, партнеров, конкурентов и представителей индустрии, а также участие в различных рейтинговых оценках деловой репутации.
Как улучшить деловую репутацию
Для улучшения деловой репутации организации или частного лица можно использовать следующие способы:
- поддерживать открытую и прозрачную коммуникацию с клиентами, партнерами и общественностью;
- соблюдать высокие стандарты качества продукции или услуг;
- работать над улучшением обслуживания клиентов и решением их проблем вовремя;
- строить партнерские отношения с другими компаниями;
- инвестировать в профессиональное развитие сотрудников;
- вести этичный бизнес, соблюдая законы и корпоративные стандарты;
- следить за репутацией компании в социальных сетях и на сайтах отзывов, быть готовым исправлять ошибки.
Защита деловой репутации
Защита деловой репутации включает в себя комплекс мероприятий, направленных на поддержание и укрепление положительного образа компании или частного лица в глазах клиентов, партнеров, конкурентов и общественности.
Среди основных методов защиты деловой репутации можно выделить следующие:
- мониторинг и анализ информации о компании в СМИ, социальных сетях и отзывах клиентов;
- реагирование на негативные отзывы и новости, своевременное устранение проблемных ситуаций;
- проведение информационных кампаний и PR-акций для формирования положительного образа компании;
- сотрудничество с PR-агентствами, которые могут помочь в управлении репутацией и кризисными коммуникациями;
- защита прав и интересов компании через юридические механизмы: разрешение конфликтов, защита от клеветы и дискредитации;
- активное взаимодействие с общественностью, участие в общественных и благотворительных проектах.
В России существуют законодательные механизмы для защиты деловой репутации — Конституция РФ и ГК РФ. В случае нарушений прав или репутации предприниматели и компании могут через суд защитить деловую репутацию.
Действия, необходимые для защиты деловой репутации в суде:
- Перед подачей иска соберите все необходимые доказательства, подтверждающие нарушение деловой репутации. Это могут быть документы или свидетельские показания.
- Обратитесь за консультацией к адвокату.
- Составьте иск. В иске должны быть указаны требования к ответчику, возможный размер компенсации ущерба.
- Обратитесь в суд.
Судебная практика
Согласно данным консалтинговой компании RTM Group, показатели по делам о защите деловой репутации в предпринимательской и иной экономической деятельности стабильны. Процент удовлетворения таких дел низкий — примерно 30% — из-за сложности доказывания. В 2019 году суды удовлетворили 34,2% требований по спорам о защите деловой репутации, в 2020-м — 30%, в 2021-м — 28,3%.
Одним из ярких примеров выигранных дел о защите деловой репутации стал иск «Ниармедик Фарма», которой удалось отстоять репутацию противовирусного препарата «Кагоцел» в суде. Издание «Доктор Питер» 28 января 2020 года опубликовало статью о якобы побочном действии препарата, приводящем к нарушению сперматогенеза. В интервью изданию доцент ФГБОУ ВО «СПбГПМУ» Александр Хаджидис утверждал, что «Кагоцел» долгое время использовался как противозачаточный препарат.
Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал, что целый ряд утверждений о препарате спикера и автора публикации не соответствуют действительности и порочат репутацию истца. Суд обязал удалить статью, а также разместить опровержение.