Как лицензия от ЦБ Индии поможет PayU вернуть потерянную часть рынка

Обновлено 05 сентября 2024, 06:58

Индийский финтех-сервис PayU получил от RBI (Reserve Bank of India) лицензию платежного оператора. Это была его вторая попытка — в первый раз заявку компании отправили на доработку из-за сложной организационной структуры. Теперь в компании намерены продолжить экспансию в сегмент потребительских кредитов и масштабировать бизнес

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Индийская финтех-компания PayU получила от Резервного банка Индии (RBI) лицензию, которая потенциально может вернуть стартапу утраченную ранее долю рынка платежей и изменить на нем баланс сил. «Этот документ имеет ключевое значение в нашей миссии по созданию всемирно известной цифровой платежной инфраструктуры, занимающей лидирующие позиции в Индии. В соответствии с правительственной инициативой Digital India и дальновидными правилами RBI мы стремимся стимулировать оцифровку и финансовую доступность, особенно для малого бизнеса», — прокомментировал получение официального статуса Анирбан Мукерджи, глава PayU.

Лицензия Payment Aggregator (PA) предполагает, что компания, которая хочет ее получить, готова к дополнительным требованиям со стороны регулятора и сможет гарантировать своим пользователям защиту от мошенников и недобросовестных продавцов на онлайн-площадках. Участники рынка отмечают, что в некоторых случаях административные издержки после получения лицензии растут, но положительный эффект их компенсирует.

Непростая лицензия

Лицензию Payment Aggregator (PA) в индийский регулятор представил в марте 2020 года. Ее главная цель — защитить средства граждан от мошенников. Лицензия дает право на проведение платежей между продавцами на онлайн-маркетплейсах и банками. При получении этой лицензии компания начинает отчитываться перед регулятором и подчиняться его правилам. В RBI также предупреждают граждан, что им стоит взаимодействовать только с агрегаторами, либо уже получившими этот статус, либо ожидающими одобрения. В противном случае средства граждан и продавцов могут быть украдены.

Перед получением лицензии компании проходят проверки на всех уровнях (например, опыт работы финансового директора, наличие зарегистрированного офиса в Индии), чтобы исключить мошеннические схемы. В таком случае индийский ЦБ выступает гарантом качества той или иной финансовой организации.

На лицензию могут претендовать финтех-компании, которые к марту 2021 года имели чистую стоимость (суммарная стоимость всех активов за вычетом долговых обязательств) в 150 млн рупий, с марта 2023-го — 250 млн рупий. Помимо этого компания должна быть «подходящей и правильной» и соответствовать стандарту PCI-DCC. Этот международный стандарт безопасности для платежных карт требуется любому сервису, который обрабатывает такие операции.

При этом получение лицензии может сопровождаться рядом дополнительных требований со стороны RBI. Например, в 2022 году регулятор ввел годовой запрет на привлечение новых мерчантов для Razorpay, Cashfree и PayU до вынесения решения о получении лицензии. За время «вынужденного перерыва» в Cashfree, например, сократили около 100 сотрудников (примерно каждого десятого). До внедрения ограничений с этими агрегаторами работали от 70 до 80% всех мерчантов в стране. На фоне запрета со стороны RBI начало расти количество пользователей у конкурирующих сервисов, таких как CCAvenue и Pine Labs.

Также статус официального платежного агрегатора может увеличить затраты компаний. Например, некоторым из них пришлось увеличить штат для проверки и подготовки документации, а кому-то — передавать аудит на аутсорс. Помимо этого лицензия может коснуться мерчантов на площадке, поскольку некоторые из них не имеют требуемых RBI документов и нужной финансовой отчетности.

Регулятор может отказать в лицензировании или вернуть заявку на доработку, если имеются незначительные нарушения. После возврата ЦБ дает право на повторную подачу в течение 120 дней. Так, например, произошло с PayU, которую попросили повторно подать заявку из-за сложной структуры компании. Процесс получения лицензии занимает от шести месяцев до года.

К февралю 2023 года 185 финтех-компаний подали заявку на лицензию PA. Из них 32 получили разрешение, а 28 получили отказ. Заявки четырех организаций — Paytm Payments Services Ltd, PayU Payments Pvt Ltd, Freecharge Payment Technologies Pvt Ltd и Tapits Technologies Pvt Ltd — были возвращены RBI. В феврале 2024 года статус PA получил Amazon Pay. Суммарно с начала года около десяти компаний смогли получить этот статус, среди них Zomato, Google Pay, Zoho, Juspay, Decentro.

Для финтех-компаний ситуация осложняется постепенным усложнением механизмов получения этой лицензии. RBI периодически пересматривает требования и в ближайшее время может ввести дополнительные. Уже сейчас регулятор требует проведения дополнительной проверки для продавцов на площадках, а с декабря 2024 года получившие лицензию должны будут увеличивать количество верифицированных пользователей на 25% каждые три месяца. Однако пока сложности с получением официального статуса стоят того: сейчас он дает возможность агрегаторам укрепить свои позиции на рынке.

На рынке также считают, что массовое распространение этой лицензии позволит избежать монополизации рынка финансовых операций Индии и расширит базу пользователей. Однако часть экспертов видят в этом лицензировании желание регулятора сильнее контролировать индустрию электронной коммерции.

Кто такие

Стартап PayU — один из лидеров финтех-рынка Индии. Компания предлагает услуги обработки операций как с банковскими картами, так и с электронными кошельками. В 2023 году компания провела 1,4 млрд транзакций на общую сумму $58 млрд.

Изначально PayU был частью туристического агрегатора ibibo: в 2011 году его использовали для обработки онлайн-платежей. В 2014 году он стал самостоятельной компанией PayU India. В 2016-м компанию купила индийская финтех-компания Citrus Pay за $130 млн. Еще через два года PayU получил лицензию NBFC (Non-Banking Financial Company). Эта лицензия выдается компаниям, оказывающим финансовые услуги, схожие с банками, при этом не являясь ими. Сейчас агрегатор принадлежит голландской инвестиционной компании Prosus, которая является дочкой Naspers — одного из крупных инвестиционных и технических холдингов.

У PayU также была международная часть бизнеса — PayU GPO (Global Payment Organisation). В августе 2023 года ее выкупил израильский стартап Rapyd за $610 млн. Тем не менее PayU все еще остается на международном рынке — сделка исключила лишь операции PayU GPO в Турции, Индии и Юго-Восточной Азии.

Дальнейшие перспективы

Получение статуса официального платежного сервиса дает компании дополнительное преимущество в конкурентной борьбе и «уравнивает» условия для всех участников рынка. После отказа регулятора присвоить PayU официальный статус стартап потерял часть рынка, но теперь в компании рассчитывают наверстать упущенное.

При этом PayU — не главный игрок на индийском платежном рынке. Например, за 2023 год компания обработала платежей на сумму $58 млрд, в то время как главный конкурент Razorpay — на $100 млрд. Эксперты отмечают, что статус официального платежного агрегатора если не сделает PayU абсолютным лидером среди финтехов, то поможет сравняться с такими конкурентами, как Razorpay, Cashfree Payments, CCAvenue, Digio и Decentro. Таким образом компания станет одним из ключевых игроков в сфере финансовых технологий Индии.

Одновременно с этим в PayU надеются укрепить свои позиции на рынках Турции и Юго-Восточной Азии. Условия сделки PayU с израильтянами по продаже GPO избавляют компанию от внутреннего конкурента, а индийские компании-конкуренты, например Razorpay, на международном рынке не представлены.

Помимо этого в PayU хотят переосмыслить некоторые направления бизнеса компании — например, сферу потребительского кредитования. Компания заключила партнерское соглашение с National Payments Corporation of India в рамках программы «Кредитные линии UPI». UPI, или Unified Payments Interface, — индийская система быстрых платежей, разработанная и запущенная National Payments Corporation of India в 2016 году.

Также у PayU есть свой сервис LazyPay, который позволяет оформлять пользователям моментальную рассрочку (BNPL). На данный момент у приложения 75 млн пользователей, однако это направление бизнеса пока не приносит прибыль. С получением лицензии PA (и поручительством RBI) доверие пользователей может увеличиться и они охотнее будут прибегать к этой услуге, считают эксперты. Сейчас, впрочем, в PayU больше сконцентрированы на традиционном кредитовании малого и среднего бизнеса.

Получение лицензии официального платежного агрегатора может мотивировать PayU провести IPO, считают аналитики. Сейчас оно намечено на вторую половину 2024 года. О намерении стать публичной компанией в стартапе заявляли еще в конце 2023 года. «Мы усердно работаем над тем, чтобы подготовить бизнес к размещению на бирже, и стремимся к тому, чтобы он был готов ко второй половине следующего года», — говорил Эрвин Ту, временный CEO Prosus, в ноябре 2023 года. Если IPO произойдет, то оно может стать одним из крупнейших в сфере финансовых технологий в Индии за последнее время.

Поделиться