Отрицательное сальдо: как влияет на Индию дефицит торгового баланса

Обновлено 14 июня 2024, 15:06

Дефицит торгового баланса — давняя проблема экономики и правительства Индии. Страна больше импортирует, чем экспортирует, и сложившаяся ситуация оказывает дополнительное давление как на национальную валюту, так и на индийских предпринимателей

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Индия слишком много покупает и мало продает: отрицательное сальдо торгового баланса страны растет с каждым годом и давит на национальную валюту.

Торговым партнерам Индии такая ситуация по большей части выгодна, но для России, которая за прошедшие несколько лет прочно вошла в топ-3 крупнейших торговых партнеров Индии, особенности торгового баланса страны скорее создают проблемы. Так, например, отрицательный торговый баланс служит причиной накопления в России неконвертируемых рупий, которые нужно каким-то образом возвращать в экономику партнера.

Первый квартал

Дефицит торгового баланса давно считается головной болью правительства Индии. В апреле 2024 года Министерство торговли и промышленности ненадолго обнадежило экономистов: в 2023/4 финансовом году этот показатель сократился до $78,1 млрд, на 35,77% по сравнению с 2022/23-м ($121,6 млрд). Объем экспорта составил $776,7 млрд, импорта — $854,8 млрд.

Сокращение дефицита произошло за счет сокращения импорта при стабильном экспорте, отметили в ведомстве. При этом по сравнению с предыдущим отчетным периодом индийский импорт уменьшился на $43,2 млрд в 2022/23 финансовом году. Экспорт увеличился только на $280 млн.

Торговля товарами, на которую в Индии и приходится большинство дефицита торгового баланса, за последний финансовый год сократилась как в плане импорта, так и экспорта. Импорт товаров упал на $38,7 млрд, с $715,9 млрд до $677,2 млрд. Экспорт сократился на $14 млрд, с $451 млрд до $437 млрд. Импорт и экспорт услуг, напротив, растут. В 2024 году сфера услуг, по прогнозам аналитиков, добавит экономике страны дополнительно $162 млрд: с $143 млрд общий объем вырастет до $339 млрд.

Однако, как стало понятно в мае, в середине весны положительный тренд начал быстро сходить на нет. Экспорт в апреле 2024 года в сравнении с апрелем 2023-го вырос только на 1,1% ($360 млн), а товарный импорт подскочил на 10,3%, достигнув $54 млрд в месяц. Торговый дефицит в итоге достиг $19,1 млрд — максимального значения за четыре месяца.

Отрицательный торговый баланс несет риски для индийской экономики, отмечают аналитики и эксперты. Падает курс национальной валюты, растет внешний долг, ухудшается положение отечественных производителей, возникают проблемы с платежным балансом. За прошедшие несколько лет индийская рупия ослабевала в паре с долларом США в среднем на 4% в год, теперь аналитики Kotak Alternate Assets прогнозируют замедление этой динамики до 2% в год, но о росте речи пока не идет.

Что касается внешнего долга страны, в июне 2023 года он достиг рекордного для себя значения — $629,1 млрд, увеличившись в сравнении с весной того же года на $4,7 млрд.

Истоки проблемы

Современная Индия обрела независимость от Британской империи в 1947 году. С того момента и до 1991-го экономическая политика властей страны была протекционистской: рынок был закрыт от внешних воздействий высокими пошлинами. Торговый баланс Индии уже тогда был отрицательным, но разрыв между импортом и экспортом был минимальным.

В 1991 году правительство тогдашнего премьера Нарасимхи Рао совершило переход к максимально открытой конкурентной экономике. Через несколько лет это отразилось и на торговом балансе: с начала нулевых дефицит начал расти, достигнув пика в 2022/23 финансовом году. Часть заградительных пошлин в некоторых секторах экономики остались.

Экспорт индийских товаров за прошедшее десятилетие рос в среднем на 5% в год, и сильным драйвером роста этого показателя стали нефтепродукты. В 2022/23 финансовом году они составляли 21% всего индийского экспорта.

Показатель импорта в течение десяти лет стабильно рос в среднем по 7% в год, что привело в итоге к резкому росту дефицита торгового баланса — он достиг 2% ВВП. Импорт также преимущественно связан с энергоносителями: страна ввозит сырую нефть для переработки; в 2022/23 финансовом году ее объем составлял 23% импорта.

Торговые партнеры

Главным направлением индийского экспорта на сегодняшний день остается США. На эту страну в 2022/23 финансовом году приходилось 17% индийских поставок. Важным направлением также считаются Объединенные Арабские Эмираты. За прошедшие несколько лет стало расти значение торговли с Бангладеш, Индонезией и Нидерландами.

Главным поставщиком товаров, услуг и сырья в Индию остается Китай. В 2022/23 финансовом году резко, до 6,5%, вырос поток импорта из России. Две трети объема пришлись на сырую нефть: как итог, каждая пятая бочка поступила в том году в Индию из России. В 2022/23 финансовом году товарооборот между Индией и Россией достиг рекордных $49,3 млрд, превысив цель $30 млрд к 2025-му, поставленную главами двух государств в 2014 году.

В первом квартале 2024 года российско-индийская торговля выросла на 5% в годовом выражении, до рекордных $17,5 млрд, пишет «РИА Новости». Предыдущий максимум был достигнут во втором квартале 2023 года на уровне $17 млрд. Россия в первом квартале поставила в Индию товары на $16,3 млрд, тогда как годом ранее — на $15,6 млрд, и остается вторым главным поставщиком, уступая лишь Китаю ($24,8 млрд).

План борьбы

В 2023 году в правительстве Индии заявляли о намерении решить проблему отрицательного торгового баланса и нарастить объем экспорта до $2 трлн. Чиновники подчеркнули также важность вывода на экспортный уровень региональных производителей с созданием надежной местной торговой экосистемы. Так, предполагается, что правительству удастся выявить на местном рынке производителей, которые хотели бы экспортировать свои товары, и помочь им. Эту задачу призваны решать комитеты и советы по содействию экспорту.

По задумке, это должно происходить путем выявления и продвижения продукции и услуг, ориентированных на конкретные районы, на экспорт, а также через создание окружных комитетов по содействию экспорту. В 2020 году правительство запустило программу стимулирования производства (PLI), охватывающую 14 секторов экономики. Ее целью стали поддержка местных производителей и снижение зависимости от импорта. К июню 2023 года 733 компании подали заявки на участие в программе.

Программа уже начала приносить плоды в таких секторах, как, например, электроника. Ее влияние может быть усилено производственной стратегией «Китай+1» глобальных игроков, стремящихся диверсифицировать свои производственные базы. Это связано в том числе с желанием союзников США отмежеваться от производств в Китае, с которым у Штатов продолжается торговый конфликт. Новые производственные площадки чаще всего находят недалеко от КНР, например в Индии.

Проблемы от дефицита

Перекос в сторону импорта в экономике Индии создает проблемы и для российской стороны. В докладе Российского совета по международным делам (РСМД) «Российско-индийские отношения в более широком геополитическом контексте» в качестве опасностей, грозящих развитию взаимовыгодного сотрудничества, отмечаются рестрикции, препятствующие перетоку валюты назад в Индию, различия во внешней и энергетической политике Москвы и Дели, риск вторичных санкций, ограниченность инвестиционного сотрудничества и чувствительность технологических обменов. Аналитики на тот момент отмечали, что Москва накапливает уплачиваемые за энергоносители рупии, но может их активно тратить.

Из-за этой особенности расчетов, с весны 2022 года Россия накопила аномальный профицит в торговле с Индией, отмечали в РБК. В 2023 году он составил порядка $32 млрд, что в 6,4 раза больше, чем двумя годами ранее. Тогда же собеседники издания объясняли, что российские экспортеры пока не заинтересованы в накоплении индийских рупий: по их словам, из-за особенностей валютного регулирования конвертировать рупию практически невозможно, а наращивание поставок из Индии, за которые можно было бы ими заплатить, бесперспективно.

В 2024 году ситуация кардинально изменилась. Дефицит торгового баланса между странами снова вырос: на этот раз до $57,2 млрд (годом ранее было $43 млрд). При этом апреле СМИ сообщали, что российским компаниями не хватает индийских рупий для расчетов с контрагентами. По словам собеседников Frank Media, «ситуацию правильнее назвать нехваткой», так как вырос спрос на кредитование в рупиях. В издании также отмечают, что ситуация с рупиями на российском валютном рынке напоминает раннюю фазу того, что происходило с юанем: российский рынок ищет баланс, чтобы стабилизировать ситуацию с юаневой и рупийной ликвидностью, которая остается очень подвижной из-за постоянно меняющихся вводных по экспорту и расчетам.

Еще одна проблема — Россия за прошедшие несколько лет упрочила свои связи с Китаем, тогда как Индия, для которой тот пока тоже выступает главным торговым партнером, стремится развивать отношения с США. На сегодняшний день объем индийско-китайской торговли составляет $118,4 млрд, а индийско-американской — $118,3. В случае с США дефицита торгового баланса у Индии нет. Если политическое размежевание продолжится, поддерживать торговые связи будет все труднее, указывают эксперты. К тому же Индия утратит выгодную посредническую роль, которую может играть сейчас.

Поделиться