Что такое фулфилмент, как работает и зачем нужен

Обновлено 27 июня 2024, 13:41

Термин «фулфилмент» стал широко использоваться в сфере электронной коммерции и логистики с развитием интернет-торговли. С ростом числа онлайн-покупок стала возрастать потребность в оптимизации процессов выполнения заказов и доставки товаров

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Что такое фулфилмент

Фулфилмент — процесс обеспечения клиентов товарами с момента оформления заказа и до момента получения покупки. Само слово происходит от английского термина fulfillment, который в переводе означает исполнение или выполнение. Фулфилмент включает в себя такие этапы, как хранение товаров на складе, их сборка, упаковка, маркировка, проверка качества, доставка и работа с возвратами. Фулфилмент может быть внутри компании, а может быть делегирован фулфилмент-оператору.

Зачем нужен фулфилмент и кому подойдет

Фулфилмент помогает компаниям улучшить качество обслуживания клиентов, оптимизировать процессы и увеличить эффективность своей деятельности. Он позволяет осуществлять доставку товаров без необходимости создавать собственную логистическую инфраструктуру. Не нужно заниматься поиском и арендой склада, привлекать персонал и оплачивать его труд. Все эти процессы можно доверить опытному оператору фулфилмента.

Фулфилмент может подойти многим компаниям, которые хотят сосредоточиться на развитии бизнеса, не тратя время и ресурсы на создание и поддержание собственной логистической инфраструктуры.

Кому подойдет фулфилмент

1. Молодым компаниям, у которых нет достаточных ресурсов для собственной логистики. Использование фулфилмента эффективно снизит первоначальные затраты.

2. Небольшим и средним организациям, которые хотят сэкономить на логистике и аренде склада.

3. Компаниям, представленным в разных регионах или странах. В данном случае использование фулфилмента облегчает управление поставками и сокращает время доставки заказов клиентам.

4. Продавцам, у которых становится слишком много заказов и они рискуют с ними не справиться.

Услуги фулфилмента

Как обычно организован процесс фулфилмента:

Приемка товаров. На этом этапе происходит прием и проверка поступившей продукции на соответствие заказу и качество.

Хранение. Оператор обеспечивает условия для правильного хранения товаров на складе. Если необходимо, следит за температурой, влажностью и другими параметрами в зависимости от продукции.

Обработка заказов. Сотрудники фулфилмент-центра получают информацию о новых заказах.

Упаковка. Принятые заказы сортируют, укладывают в коробки или пакеты и маркируют для дальнейшей доставки.

Отгрузка и доставка. Готовые к отправке заказы передаются курьерским службам или транспортным организациям. Оператор может доставлять посылки и самостоятельно. Отслеживание статуса доставки также может входить в обязанности фулфилмент-центра.

Обработка возвратов. Возвращенные товары еще раз проверяют на целостность и качество, затем их либо снова отправляют на склад, либо на утилизацию.

Виды и модели фулфилмента

Компании сами решают, как они хотят работать: отдать все процессы фулфилмента оператору или взять часть работ на себя. От этого зависит, какой это будет вид фулфилмента. Они бывают:

1. FBS (Fulfillment by Seller) — это модель, при которой продавец хранит товар на собственном складе. Он получает заказ, забирает товар со склада, упаковывает его и отвозит в пункт приема маркетплейса. В этом случае оператор фулфилмента отвечает только за организацию доставки до покупателя.

2. FBO (Fulfillment by Operator) — это модель, при которой провайдер услуг фулфилмента берет на себя все операции по хранению, сборке и доставке товаров от продавца до конечных покупателей. Разные маркетплейсы используют вместо слова Operator название своей площадки, например FBW (Fulfillment by Wildberries).

Выбор между FBS и FBO зависит от целей, требований и возможностей конкретного продавца. Некоторые предпочитают больший контроль и гибкость FBS, в то время как другие выбирают FBO для оптимизации операций и сокращения издержек. Схема FBS удобна для тех, кто торгует на нескольких площадках, а также продает товары офлайн. Если же товаров много и они хорошо продаются, то вариант FBO будет более выгоден.

Есть еще одна схема фулфилмента — DBS (Delivery by Seller), когда доставку осуществляет сам продавец. Этот формат часто выбирают компании, которые торгуют хрупкими или дорогими товарами. Они хотят контролировать процесс доставки, чтобы потребители получали заказы в отличном состоянии.

Плюсы и минусы фулфилмента

Рассмотрим плюсы и минусы взаимодействия с фулфилмент-оператором по модели FBO.

Преимущества фулфилмента на аутсорсе:

— Фулфилмент позволяет повысить скорость и эффективность обслуживания клиентов. Компания освобождает для себя время, которое может потратить на развитие своего бизнеса.

— Уменьшение расходов на организацию логистики — по сравнению с ситуацией, когда все пришлось бы организовывать самим и с нуля.

— Компании могут масштабировать свой бизнес, так легче управлять увеличением объемов заказов.

— У фулфилмент-операторов есть опыт работы с различными товарами, что снижает риски их повреждения.

Недостатки фулфилмента на аутсорсе:

— У продавца нет свободного доступа на склад фулфилмент-оператора, нет возможности контролировать процесс хранения, упаковки, сборки в любой момент. Однако обычно на складах устанавливаются системы видеоконтроля.

— Не все операторы выдают документы о том, что товар принят, из-за этого возникают сложности при потере товара.

— Если продукция плохо продается, могут возникнуть дополнительные затраты на ее хранение.

— Возможны ошибки в работе складов.

Поделиться