Что такое КИЗ на маркетплейсах и какие товары подлежат маркировке

Обновлено 23 августа 2024, 07:50
Алексей Филиппов/РИА Новости
Фото: Алексей Филиппов/РИА Новости

Что такое КИЗ

КИЗ (контрольный идентификационный знак) — это маркировка, уникальный код, которым помечается товар. Как по отпечаткам пальцев можно установить личность человека, так и с помощью КИЗ можно узнать всю «биографию» предмета: где он был изготовлен, кому передан для продажи и так далее. Это инструмент, который позволяет бороться с подделками.

Внешне КИЗ похож на уже ставший всем привычным QR-код, хоть фактически он и является более совершенной системой шифрования данных. Даже если часть кода сотрется или как-то иначе повредится в процессе транспортировки товара, его все равно можно будет отсканировать и использовать по назначению.

КИЗ создается системой «Честный знак», которая и занимается отслеживанием движением товаров. Он состоит из графического кода DataMatrix, серийного номера, места и даты производства.

Для каких товаров нужен КИЗ: список

Shutterstock
Фото: Shutterstock

По состоянию на июль 2024 года обязательной маркировке подлежат следующие товарные группы:

  • пиво и слабоалкогольные напитки;
  • молочная продукция;
  • упакованная вода;
  • лекарства;
  • табак;
  • товары легкой промышленности;
  • обувь;
  • шубы;
  • духи и туалетная вода;
  • икра осетровых и лососевых рыб;
  • шины и покрышки;
  • фотоаппараты и лампы-вспышки;
  • медицинские изделия;
  • БАДы;
  • антисептики%
  • кресла-коляски;
  • безалкогольные напитки.

А скоро этот список еще пополнится, соответствующее решение уже принято. С 1 сентября 2024 «Честный знак» станет обязательным для:

  • технических средств реабилитации;
  • ветеринарных препаратов;
  • кормов для животных;
  • растительных масел;
  • консервированных продуктов;
  • велосипедов;
  • безалкогольного пива.

Для последних двух видов товаров из этого списка эксперимент с маркировкой уже завершен, остальные пока можно маркировать добровольно.

Пилотные проекты «Честный знак» по состоянию на июль 2024 года действуют для следующих товарных групп:

  • детские игрушки;
  • радиоэлектроника;
  • оптоволокно;
  • лекарственные средства, фармацевтическое сырье,
  • парфюмерно-косметическая продукция и бытовая химия;
  • печатная продукция;
  • строительные материалы;
  • отопительные приборы;
  • кабельная продукция;
  • слабый алкоголь;
  • медицинские изделия (презервативы, шприцы, пробирки, медицинские маски, филлер и имплантаты для пластической хирургии и так далее);
  • пиротехника;
  • бакалея,
  • моторные масла.

Система Wildberries предусмотрительно напоминает своим селлерам о кодах, когда они необходимы по закону. В карточке товара возле строки ТН ВЭД можно будет увидеть отметку «Нужен КИЗ/УИН» — игнорировать ее ни в коем случае не стоит, товар просто не примут.

Требования к КИЗ на примере Wildberries

Поскольку продажа определенных товаров без КИЗ незаконна, маркетплейс старается максимально обезопасить себя от попадания в подобную неприятную историю. Ответственность за маркировку по всем действующим правилам лежит на селлере, поэтому Wildberries требует, чтобы на склад или в службу доставки коробки, свертки и пакеты прибывали уже со всеми необходимыми атрибутами. Если сотрудники склада не найдут КИЗ, в приемке товара просто откажут.

Тут есть важный момент, который всегда стоит держать в голове, готовя товар к поставке. У складских работников просто нет времени разбираться с каждой отдельной коробкой, выискивая на ней заветную наклейку. Так что всем будет проще, если продавец тщательно нанесет маркировку, которую потом легко считают на всех этапах движения товара.

Wildberries дает следующие рекомендации своим селлерам:

  1. КИЗ нужно поместить на видное место внешней упаковки товара, если через внешнюю упаковку считать его не получается.
  2. Лучше всего приклеить стикер КИЗ рядом с артикулом.
  3. КИЗ обязательно должен без проблем считываться сканером. Если есть сомнения, лучше проверить и отсканировать код, воспользовавшись приложением «Честный знак».
  4. Размер кода DataMatrix должен составлять 22х22 мм, цвет шрифта — черный. Код должен составлять не менее трети от площади всего стикера.
  5. Стикер с КИЗ не нужно клеить поверх других данных, например срока годности продукта.
  6. Если товар состоит из нескольких частей, достаточно одного КИЗа. Например, один код для джинсов и один же код для костюма-тройки, хоть последний и состоит сразу из трех элементов гардероба.

Виды КИЗ по способу нанесения

  • Вшивные — код, нанесенный на текстильную основу, вшивается прямо в шов изделия с внутренней стороны. При этом важно, чтобы вся информация на бирке легко считывалась.
  • Клеевые — стикер с кодом клеится на ярлык изготовителя при условии, что там есть достаточно места, чтобы поместился КИЗ.
  • Навесные и накладные — код на пластиковой основе мини-пломбой крепится к петле изделия.

Как получить КИЗ

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Код генерирует система «Честный знак» — создает уникальную комбинацию для каждой единицы товара. При этом важно, кто занимается маркировкой.

В первую очередь это задача производителя — в таком случае со склада предприятия коробки уже выходят с КИЗ. Это самый простой для селлера вариант: если производство находится на территории России, оно должно соблюдать закон. Продавцу же остается только вовремя формировать и отправлять маркетплейсу универсальный передаточный документ (УПД).

Если вы ввозите товар в страну, заняться маркировкой нужно именно импортеру. Важно, чтобы при оформлении на таможне коробки уже были снабжены КИЗ — в противном случае ввезти их не удастся. В каждой конкретной ситуации импортеры адаптируются: договариваются с производителем или пользуются услугами логистических фирм, которые не только предоставляют складские площади, но и могут, за отдельную плату, конечно, промаркировать товары.

В общем случае схема получения КИЗ следующая:

  1. Оформить усиленную квалифицированную электронную подпись (УКЭП).
  2. Подключиться к системе электронного документооборота (ЭДО) — без него не получится ни принять данные, ни отправить информацию.
  3. Зарегистрироваться в системе «Честный знак».
  4. Вступить в ассоциацию ГС1 РУС — там в личной кабинете можно будет создавать описание товаров, оттуда все данные автоматически подгружаются в «Честный знак».
  5. Заказать КИЗ в личном кабинете на портале «Честного знака». Важно, чтобы кодов хватило на каждую единицу товара, они уникальны.
  6. Ввести товар в оборот в личном кабинете «Честного знака».

Можно ли продавать товары без КИЗ и есть ли штраф

Если тот или иной товар значится в правительственном списке подлежащих маркировке вещей, без КИЗ продать его не получится: маркетплейс не примет коробку или пакет без кода.

Если же селлер захочет обойти систему, его ждет административная, а то и уголовная ответственность со штрафами и даже реальными сроками лишения свободы. Система маркировки действует в России не первый год, так что юридическая система вокруг этой процедуры выстроена уже довольно подробная.

Вне закона как сама продажа товаров без маркировки, так и ее подделка. Во втором случае речь идет уже об уголовной ответственности и крупных штрафах до 300 тыс. руб. Впрочем, будет у суда возможность и наказать нарушителя несколькими годами тюрьмы.

Наказуемы штрафами и такие небольшие, как может кому-то показаться, нарушения, как пропуск сроков регистрации в системе «Честный знак» и невведение в оборот уже заказанных кодов. Во втором случае физлицам придется заплатить 30–50 тыс. руб. штрафа.

Поделиться