Почему аналитики видят потенциал в индийском рынке быстрой коммерции

Обновлено 05 сентября 2024, 06:13

Сервисы быстрой доставки (за 15 минут и менее) популярны по всему миру, но в Индии их развитие эксперты называют самым динамичным. Этому есть несколько причин: вера инвесторов в стартапы и сам сегмент, относительно свободный рынок и огромная армия потребителей

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Еще два года назад индийские потребители со скепсисом смотрели на сервисы мгновенной доставки. Некоторые даже утверждали, что потребителям не нужны товары за 10–15 минут. Однако сегодня быстрая коммерция (q-commerce) — неотъемлемая часть жизни миллениалов и зумеров в Индии, пишет издание The Times of India. Если раньше за 10 минут доставляли только продукты, то теперь в рекордные сроки привозят все: от вентиляторов и футболок до новых ювелирных изделий и iPhone.

Развитию этого сегмента электронной коммерции способствует стремительная урбанизация и цифровизация Индии, рост ее экономики и увеличение городского населения. Сама идея доставки за 15 минут не новая и уж точно не революционная. Однако в остальном мире развитие таких проектов часто сдерживает недостаток инфраструктуры. Почему эта проблема не задела индийский рынок и почему он стал таким привлекательным для сервисов быстрой доставки?

Растущая привлекательность

Согласно отраслевым оценкам, которые приводит TechCrunch, электронная коммерция в Индии только начала развиваться — ее оборот в прошлом году составил $60–65 млрд. Это менее 7% от общего объема рынка розничных продаж Индии, который превышает $1 трлн.

По всему миру, пишет издание, сервисы доставки либо закрываются, либо сжимаются, но только не в Индии. Здесь сервисы вроде Blinkit, Zepto и Instamart, которые поделили рынок (у одного Blinkit — 40%) не только процветают, но и уже приближаются к выходу на прибыльность. При этом рынок еще может вместить новых игроков. Так, летом 2024 года на него должен выйти принадлежащий американскому Walmart стартап Flipkart, что, по мнению опрошенных изданием экспертов, подтверждает потенциал сегмента.

Инвесторы также проявляют большой интерес к отрасли, в которой уже начали появляться свои «единороги» (стартапы с оценкой более $1 млрд). Так, индийский сервис быстрой доставки Zomato в феврале 2024 года оценили в $15,2 млрд, несмотря на минимальную рентабельность и всего 3 млн заказов в день. Для сравнения: рыночная стоимость китайского гиганта Meituan, который обрабатывает в 25 раз больше заказов, составляет $93 млрд. Другая недавно появившаяся компания Zepto также в этом году заявила, что после очередного раунда финансирования теперь оценивается в $3 млрд.

Конкуренция

Как пишет TechCrunch, быстрая коммерция стремительно растет за счет зрелости рынка электронной коммерции. Сейчас он выстроен по модели kirana. Так называется местный ретейлер, который первым придумал выстроить цепочку поставок, состоящую из дарксторов рядом с жилыми и деловыми районами, откуда традиционно приходит большинство заказов. Благодаря этому доставка занимает небольшой промежуток времени. Модель быстро переняли другие крупные ретейлеры, но до сих пор называют ее именем первопроходца.

По подсчетам The Economic Times, подобных дарксторов в Индии насчитывается около 12 млн. На сегодняшний день kirana-store страдают от конкуренции с сервисами быстрой доставки, на которые приходится до 50% всех продаж в потребительском секторе электронной коммерции.

Такой подход отличается от подхода западных компаний вроде Amazon и Flipkart, которые строят огромные склады, но далеко за городской чертой, чтобы экономить на аренде, что, соответственно, бьет по оперативности. Кроме того, на руку быстрой доставке в Индии играют местные особенности. Среднестатистическая индийская семья обычно готовит еду из большого количества разнообразных продуктов и приправ. Однако стандартный размер жилплощади делает нецелесообразным хранить такое количество продуктов, поэтому сейчас многие семьи предпочитают не закупаться на неделю вперед, а покупать необходимое маленькими порциями на один раз, чтобы экономить пространство. Поэтому на данный момент 50% всех онлайн-продаж продуктов в Индии приходится на быструю доставку, а типичная индийская семья делает около 15 заказов в месяц, рассказал TechCrunch представитель BigBasket.

По оценкам Goldman Sachs, объем рынка онлайн-продаж продуктов питания в Индии составит около $11 млрд в этом году. Из них на долю быстрой коммерции уже приходится 50%, или $5 млрд. Сервисы быстрой доставки также смогли установить цены на товары примерно на 10–15% дешевле, чем в местных kirana-store, что дает им дополнительное преимущество. «Учитывая масштаб таких платформ, как Blinkit, они могут договориться и о более выгодных закупочных ценах с производителями», — говорят аналитики банка.

«Мы хотим стать привлекательным вариантом даже по сравнению с лучшими продуктовыми магазинами экономкласса в офлайновом пространстве. Если мы можем предоставить потребителям доступ к лучшим ценам и 10-минутной доставке, почему бы им не покупать у Zepto?» — рассказал The Times of India генеральный директор компании Аадит Палича.

Будущее

По мнению аналитиков, часть расходов на бакалею в 7–8 крупнейших городах Индии может перейти из местных магазинов в быструю торговлю. «Рост быстрой коммерции не может быть обусловлен только увеличением объема. Часть офлайн-покупок и запланированных онлайн-доставок перешла в этот сегмент. К платформам также перешли импульсные траты, которые не могут удовлетворить магазины у дома», — говорит Сатиш Мина, советник компании Datum Intelligence, занимающейся исследованиями рынка.

Помимо этого, поскольку платформы Zepto, Swiggy Instamart и Blinkit добавляют в ассортимент косметику и средства личной гигиены, игрушки, электронику, канцелярские товары, процент продаж электронной коммерции обязательно пострадает. В настоящее время на непродуктовые товары приходится около 15–20% покупок.

По оценкам аналитиков, на электронику приходится от 40 до 50% всех продаж на Amazon и Flipkart. Если быстрая коммерция сможет освоить этот рынок, она станет серьезным и прямым вызовом для уже устоявшихся ретейлеров. По оценкам Goldman Sachs, общий объем рынка бакалейных и небакалейных товаров в сегменте быстрой коммерции в 40–50 крупнейших городах Индии составляет около $150 млрд.

«Если потребители могут мгновенно получить игрушку на платформе быстрой доставки, они не будут ждать, пока Amazon и Flipkart доставят их им. Именно поэтому такие традиционные игроки, как Flipkart, начали экспериментировать с этой бизнес-моделью», — говорят эксперты, опрошенные изданием The Times of India. Сейчас потребители заказывают все: от золотых сувенирных монет до очистителей воздуха, наушников, игрушек и т.д.

Однако эксперты отмечают и естественные ограничения. Так, существующая инфраструктура быстрой торговли не позволяет продавать крупную бытовую технику. Фалгуни Найяр, основательница платформы по уходу за кожей Nykaa, на недавней конференции подчеркнула, что быстрая торговля отбирает долю у kirana-store и не сможет поддерживать такой объем запасов и ассортимента, как специализированные платформы.

Кроме того, пишет TechCrunch, пока быстрая торговля остается чисто городским феноменом, сосредоточенным в 25–30 крупнейших городах. Goldman Sachs в своем недавнем анализе пишет, что небольшой спрос в маленьких городах, вероятно, затруднит дальнейшую экспансию.

Поделиться