Как искусственный интеллект меняет индустрию моды
Сферу fashion ждет революция: дизайнеры начинают доверять нейросетям творческие задачи. Помощь ИИ в разработке новых коллекций увеличит рынок на сотни миллиардов долларов, считают эксперты
Материал написан в рамках РБК х VOYAH Fashion November — проекта РБК о российской индустрии моды при поддержке VOYAH — бренда инновационных гибридных автомобилей класса премиум.
Реклама, ООО «Моторинвест»
Прошлый год стал прорывным с точки зрения интеграции ИИ в fashion-индустрию и сейчас появляется все больше вариантов его использования, отмечают аналитики консалтинговых компаний Business of Fashion (BoF) и McKinsey в исследовании The State of Fashion 24.
Объем глобального рынка моды по итогам 2023 года достиг $1,7 млрд, подсчитала исследовательская компания Zuppia, а в перспективе ИИ способен повысить стоимость модной индустрии на четверть, считают эксперты BoF-McKinsey.
По данным их исследования, 73% руководителей компаний из индустрии моды считают внедрение технологий на основе нейросетей приоритетом для своего бизнеса, но только 4% используют его на постоянной основе и это доказывает, что путь нейросетей в модной индустрии только начинается. Большинство компаний пока еще тестируют возможности ИИ, и только 5% опрошенных уверяют, что готовы наилучшим образом использовать эту технологию.
Зачем дизайнеру искусственный интеллект
Треть компаний fashion-индустрии используют ИИ в маркетинге и копирайтинге, 28% — в дизайне и развитии продуктов, 26% — в создании визуального контента, столько же — в организационных и корпоративных целях, 25% — в онлайн-продажах и онлайн-примерочных, 13% — в сети закупок и логистике, 8% — в онлайн-магазинах, показал опрос BoF-McKinsey.
При этом модная индустрия выходит за рамки использования нейросетей для оптимизации и автоматизации процессов — бизнес все больше интересуется потенциалом генеративного ИИ для использования в креативных процессах, для дизайна и разработки продукта, подчеркивают авторы исследования The State of Fashion.
«Уже всем очевидно, что использование ИИ далеко выходит за рамки перевода текста и подсказок простых решений, мы можем делегировать ему очень много задач», — соглашается сооснователь исследовательской компании Data Insight Федор Вирин.
Так, бренды Collina Strada и Heliot Emil создали коллекции весна/лето-2024 с использованием ИИ: оба модных дома ввели образы из предыдущих сезонов и текстовые подсказки в нейросеть, чтобы получить новые идеи. Онлайн-ретейлер Revolve привлек ИИ для разработки красочных билбордов и капсульной коллекции с одеждой из рекламной кампании, испанский бренд Desigual объявил о выпуске одежды, сгенерированной ИИ по запросам покупателей, перечисляется в исследовании BoF-McKinsey. Компании отмечали, что нейросети позволяют им сократить время на решение определенных задач с дней до нескольких часов или даже секунд. «ИИ — мощный инструмент для модной индустрии, главная задача которого экономить наш самый ценный ресурс — время», — рассказывал на BRICS Fashion Summit в Москве директор «Fashion Week Валенсия» Серхио Пуч.
Например, нейросеть для дизайнеров AiDA может производить дюжину модных образов за десять секунд. Система трансформирует загруженные скетчи, цветовые палетки и текстовые описания в виртуальный мудборд — систему изображений, на основе которых дизайнеры могут создать финальные образы для модных коллекций. А Cala, специальный интерфейс для модной индустрии, позволяет дизайнерам выпускать более 100 рисунков в день, обрабатывая наброски, рассказывает сооснователь ресурса Эндрю Вайт.
Нейросеть дает огромные возможности и в создании изображений, можно делать фотосессии с любыми объектами и орнаментами, в любой цветовой гамме, добавляет Серхио Пуч.
ИИ может стать хорошим помощником и в таком сложном деле, как прогнозирование трендов, — анализировать показы моды и определять, сколько раз проявилась та или иная тенденция (например, стиль 1980-х), чтобы затем переносить ее в коммерческие коллекции, говорила на саммите директор по связям с брендами и дизайнерами технологической компании Seve, специализирующейся на работе с модной индустрией, Одри Тайе.
Преимущество в том, что ИИ позволяет даже небольшой производственной или торговой компании прогнозировать тренды на будущее, рассказал руководитель сектора моды VDAS — Vietnam Design Association в Сайгоне Кань Нуен. «Например, я просил подобрать модную гамму на 2025 год, проанализировав, сколько тот или иной цвет упоминается в модных журналах, и правильное прогнозирование помогло моей компании оптимизировать закупки и запасы», — объяснял он.
Как российские компании применяют ИИ в fashion-индустрии
Российский производитель детской одежды группа Gulliver использует возможности ИИ для прогнозирования трендов и спроса, что позволяет распродать коллекции с минимумом остатков, рассказывает директор по цифровой модернизации компании Иван Будник. Кроме того, по его словам, применение таких технологий в разработке одежды позволяет оптимизировать процесс производства и экономить время и ресурсы: если раньше компании приходилось отправлять на производство несколько образцов модели из разных видов тканей, чтобы потом посмотреть на них в жизни и выбрать лучший, то теперь достаточно одного-двух.
«Современные программы моделирования одежды, например Clo3D, позволяют наделить одежду физическими характеристиками ткани: лен, хлопок, шерсть. И мы, экспортируя в нее лекала, убедились, что сконструированный образец выглядит на реальном человеке почти так же, как на цифровом манекене», — объясняет Иван Будник. Так что цифровые двойники одежды уже очень близки к реальности, хотя еще и не идеальны, считает эксперт.
В крупных магазинах российских торговых центров и в Великобритании работают «умные» зеркала, а в российских онлайн-магазинах — виртуальные примерочные от отечественной компании Texel, одного из мировых лидеров этого сегмента.
Texel — IT-стартап, который с момента создания в 2017 году поддерживали субсидиями Фонд развития интернет-инициатив и «Сбер». В него в том числе инвестировала британская сеть Mark & Spenser, сейчас использующая «умные» зеркала в своих магазинах.
Texel разработала технологии, позволяющие создавать цифровые аватары покупателей с помощью 3D-сканирования, в том числе со смартфона, и примерять на них одежду в цифровых примерочных. Так как в российской fashion-индустрии пока еще нет достаточного числа коллекций в 3D, компания запустила виртуальную примерочную 2D и виртуального стилиста, рассказывает сооснователь и гендиректор Texel Максим Федюков.
Сейчас Texel реализовала возможность менять в виртуальной примерочной фон и параметры фигуры, что хорошо скажется на потребительском опыте, уверен он. Можно представить, как одежда будет смотреться в той или иной обстановке или если человек похудеет к лету или подкачается, рассказывал Максим Федюков.
Нейросети пока недостаточно хороши в понимании физических свойств реального мира, поэтому двухмерные виртуальные примерочные сейчас это не точная примерка вещи, а возможность в течение нескольких минут примерить на себя самые разные стили — рок, классику, бохо, что угодно, — и посмотреть на себя в вещах, на примерку которых в реальности ты не стал бы тратить время, объясняет эксперт. Тем не менее возможность увидеть себя в новом образе улучшает настроение покупателя и приводит к реальным покупкам, когда оказывается, что новый образ к лицу.
Как ИИ меняет жизнь потребителей одежды, обуви и аксессуаров
В 2023 году инвестиции в ИИ-стартапы составили рекордные $27 млрд, подсчитал ресурс PitchBook. Это почти в 2,5 раза превосходит предыдущий рекорд — $11 млрд за 2021 год. Значительная их часть приходится на Microsoft, которая в начале года сообщила, что вложит $10 млрд в исследовательскую лабораторию OpenAI, создавшую ChatGPT. Затем Amazon объявила о второй по размеру сделке — инвестировании $4 млрд в ИИ-стартап Anthropic. Большие инвестиции подпитывают развитие ИИ.
Происходящее прямо сейчас расширение контекстного окна языковых моделей открывает широкие возможности для индустрии моды, говорит основатель компании «Наполеон IT» Руслан Ахтямов. Возможность загрузить в качестве технического задания огромное количество изображений, текста и других данных кардинально улучшит точность и качество решений, которые предложит нейросеть, объясняет он. Последнее поколение GPT-4 умеет анализировать 1 млрд изображений в секунду.
Влияет на модную индустрию и еще одна заметная тенденция — быстрая эволюция ИИ-агентов, персональных чатов, продолжает Руслан Ахтямов. Они помнят про вас все и могут давать рекомендации по покупкам, анализировать гардероб и напоминать, что и с чем можно надевать, напоминает разработчик.
В результате становится очевидной эволюция e-commerce в v-commerce (voice & video), говорит он.
Развитие генеративного ИИ приведет к созданию некой кнопки, которая все слушает и помнит. Ей достаточно будет сказать «хочу сегодня выглядеть так-то» или «у меня завтра важная встреча», чтобы получить рекомендации, что надеть, ИИ сделает заказ в магазине на недостающие вещи в нужном цвете и размере, обещает Ахтямов. Для ретейлеров это значит, что будущее шопинга — визуальная и голосовая коммуникация с покупателем.
В целом это напоминает не самый оптимистичный сериал «Черное зеркало» об опасностях новых технологий, но на самом деле очень удобно и технологический прорыв, произошедший в этом году, даст потребителям такой опыт, от которого сложно будет отказаться, говорит Федор Вирин.
Между тем гендиректор разработчика AI Consortium Пабло Юста считает, что искусственный интеллект еще не готов сам стать творцом, он сейчас только на третьей ступени развития из пяти, когда нейросети, пройдя этапы обработки информации (это бесчисленные чат-боты, позволяющие оптимизировать многие задачи) и поиска ответов (системы по предложению стратегий для достижения целей), готовы стать агентами, и только затем их ждет четвертый уровень — изобретателей, а уже затем уровень организаторов. По мнению Юсты, переход на четвертый этап займет около десяти лет.
Полностью же заменить живого дизайнера в моде нейросети не смогут никогда, считает Одри Тайе. ИИ может помочь сделать правильный отбор актуальных трендов, но для создания коллекции нужна человеческая душа: мало изучить, сколько раз упоминается тот или иной тренд на показах, надо еще почувствовать социальные тенденции, поймать их и угадать, что люди хотят носить — деним, изящные силуэты или брутальные, каблуки или плоскую подошву, объясняет она. Кроме того, мода очень консервативна — большинство дизайнеров, когда нужно что-то запомнить, до сих пор пишут ручкой в блокноте, добавляет Тайе.
И еще один немаловажный фактор: в мире большой моды пока ИИ немного в тени, потому что никто не хочет признаваться, что за тебя работала нейросеть, добавляет Серхио Пуч.