Почему в Индии делают ставку на железную дорогу
Индия — четвертая страна в мире по протяженности железных дорог. Однако эффективно использовать этот вид транспорта там пока не получается и он постоянно проигрывает конкуренцию автомобильному транспорту. В правительстве Индии за прошедшие несколько лет начали реализовывать сразу несколько проектов, которые должны сделать железнодорожные перевозки выгодными и эффективными
Несмотря на то что железнодорожная сеть Индии — четвертая по протяженности в мире, охватывает 68,5 тыс. км маршрутов и включает более 132,3 тыс. км путей, доминирующим видом транспорта в стране для перевозки грузов остаются автомобильные дороги.
В 2022/23 финансовом году Индийские железные дороги перевезли 1,4 млрд т грузов. Для этого задействовали в среднем 8,5 тыс. грузовых поездов в день. В то же время автотранспорт обеспечивает около 70% всех грузоперевозок в стране и на рынке прогнозируют, что эта доля снизится лишь до 64% к концу 2024 года, указывают в издании The Economic Times.
Страна дорог
Доминирующее положение автотранспорта в структуре логистики Индии объясняется рядом факторов. Страна на сегодняшний день располагает второй по протяженности дорожной сетью в мире — около 5,9 млн км. Автомобильный транспорт предлагает гибкость и прямую доставку «от двери до двери», что устраняет необходимость в промежуточных этапах транспортировки и снижает затраты.
Помимо этого средняя скорость грузовых поездов, которая составляла 44,4 км/ч в 2021–2022 годах, значительно уступает скорости автотранспорта. Особенно эта разница заметна на коротких и средних дистанциях. Более того, историческая нехватка инвестиций в железнодорожную инфраструктуру и приоритет пассажирских перевозок создают препятствия для роста доли железных дорог в сегменте грузоперевозок.
Тем не менее Индия активно развивает сеть специализированных грузовых коридоров (Dedicated Freight Corridors, DFC), чтобы повысить эффективность и скорость перевозок. Эти коридоры предназначены только для грузовых поездов и, по задумке правительства, должны устранить задержки из-за приоритетов пассажирских составов. Например, Восточный грузовой коридор длиной 1,9 тыс. км соединяет Лудхияну в штате Пенджаб с Данкуни в Западной Бенгалии. Западный грузовой коридор протяженностью 1,5 тыс. км связывает порт Джавахарлала Неру (Jawaharlal Nehru Port Trust, JNPT) в Мумбаи с городом Дадри в штате Уттар-Прадеш. К апрелю этого года его строительство было завершено на 85%.
Всего, по данным на минувший апрель, 90% сети DFC было введено в эксплуатацию. По этим коридорам уже сегодня ежедневно курсируют около 300 грузовых поездов. Они достигают рекордной для Индии скорости — 99,4 км/ч, что выше, чем у многих пассажирских составов, включая престижные экспрессы Rajdhani. Чтобы достичь такого результата, в DFC используют сложные технологии, включая автоматические системы управления движением поездов и современные методы мониторинга. Это и позволяет минимизировать задержки и снижать эксплуатационные затраты.
Помимо DFC Индия развивает проект «Золотой четырехугольник» (Golden Quadrilateral Freight Corridor, GQFC), который соединяет крупнейшие метрополии страны — Дели, Мумбаи, Ченнаи и Калькутту. Общая длина маршрутов этой сети составит 10,1 тыс. км. Планируется, что она будет обслуживать 55% всего грузового движения в Индии.
Модернизация
Одно из ключевых направлений модернизации железнодорожной сети — полная электрификация. На конец 2023 года более 64 тыс. км маршрутов было переведено на электротягу с использованием переменного тока 25 кВ. Это не только снижает эксплуатационные расходы, но и способствует значительному уменьшению углеродного следа транспортного сектора.
Кроме того, в стране реализуют проекты по установке систем автоматической блокировки (Automatic Block Signaling, ABS) на 4,1 тыс. км маршрутов и внедрению индийской системы автоматической защиты поездов Kavach. Эта технология помогает предотвращать аварии, автоматически останавливая поезда в случае угрозы столкновения или превышения скорости.
Развитие сети специализированных грузовых коридоров (Dedicated Freight Corridors, DFC) оказывает значительное влияние на индийскую экономику за счет повышения эффективности и снижения стоимости логистики. В настоящее время логистические издержки в Индии составляют 13–14% ВВП, что значительно выше среднего уровня в развитых странах (8–10%). Сеть DFC нацелена на сокращение этих расходов до уровня ниже 10%, что сделает индийские товары более конкурентоспособными на внутреннем и международном рынках.
Кроме того, увеличение скорости перевозок до 99 км/ч и снижение времени доставки грузов на 50% стимулируют рост производительности промышленных кластеров вдоль коридоров, поддерживая экономическое развитие страны. Аналитики прогнозируют, что этот проект может добавить около ₹16 тыс. крор ($2 млрд) к ВВП Индии. В этом году общий объем индийского экспорта прогнозируется на уровне $770 млрд, притом значительная часть будет транспортироваться по сети DFC.
Вызовы
Однако железнодорожный сектор сталкивается с рядом трудностей. Исторически в Индии доходы от грузоперевозок использовались для субсидирования пассажирских тарифов, что делало железные дороги менее конкурентоспособными. Кроме того, железнодорожные маршруты часто требуют дополнительных перевалочных пунктов (как для пассажиров, так и для грузов) для достижения конечной точки, что увеличивает общие затраты.
Несмотря на эти трудности, перспективы железнодорожного сектора остаются оптимистичными, считают местные участники отрасли. Правительство активно развивает мультимодальные логистические центры, где железные дороги интегрируются с другими видами транспорта, такими как автодороги и морские порты. Это помогает снизить расходы на логистику и ускорить доставку грузов. Важную роль играет и ценообразование: для привлечения клиентов железные дороги предлагают гибкие тарифы и скидки на долгосрочные контракты.
Кроме того, растущий акцент на экологическую устойчивость создает преимущества для железных дорог. Грузовые перевозки на поездах отличает гораздо меньший углеродный след по сравнению с автотранспортом, что делает их привлекательным выбором для компаний, стремящихся снизить негативное воздействие на окружающую среду.
В долгосрочной перспективе Индия планирует увеличить долю железных дорог в грузоперевозках за счет дальнейшей цифровизации процессов, таких как отслеживание грузов в реальном времени и автоматизированная погрузка/разгрузка. Это повысит скорость и надежность перевозок, сделав железнодорожный транспорт более привлекательным для бизнеса.
В будущем железнодорожный и автомобильный транспорт станут дополнять друг друга: железные дороги обеспечат эффективную перевозку крупных партий грузов на дальние расстояния, а автотранспорт — гибкость и доставку на конечные точки. Такой подход позволит создать сбалансированную транспортную систему, способную удовлетворить потребности растущей экономики Индии и снизить воздействие на окружающую среду.