В своих пределах: как растет индустрия путешествий в России
Внутренний туризм развивается рекордными темпами и охватывает все новые регионы. В этом году в лидерах — Тыва, Чечня и Дагестан. Среди трендов — креативный туризм, изучение ремесел и наблюдение за дикими животными
Количество туристических поездок внутри страны за первые девять месяцев 2024 года выросло по сравнению с тем же периодом прошлого года на 11,1%, до 65,5 млн поездок. Такие данные в конце октября представило российское правительство.
По оценке компании «СберАналитика», летний сезон этого года установил рекорд за всю историю: за июнь—август оборот внутреннего туризма достиг 917 млрд руб., что на 24% превышает результат аналогичного периода прошлого года. Число турпоездок летом, по данным сервиса, выросло по сравнению с прошлым годом на 10%. Минэкономразвития подсчитало, что с мая по сентябрь россияне совершили 42 млн туристических поездок. При этом в 20 регионах число туристов было сопоставимо с численностью трудоспособного населения или превысило ее, указано в исследовании «СберАналитики». Лидером здесь стала Республика Алтай — летом туда прибыло около 530 тыс. гостей, этот показатель в 2,5 раза превышает население региона.
Аудитория внутреннего туризма тоже растет — основной прирост турпоездок произошел благодаря молодежи, а также людям предпенсионного и пенсионного возрастов, так прокомментировал результаты исследования вице-президент «Сбера» Станислав Карташов.
Новая география
Расширяется и география поездок. Если в 2017 году только десять регионов принимали более 1 млн туристов в год, то в этом году, по данным Росстата, их уже вдвое больше. И самые быстрорастущие туристические направления в этом году, по данным правительства, это не традиционные лидеры вроде Краснодарского края, Москвы и Санкт-Петербурга, а Тува (турпоток за девять месяцев вырос на 78%), Чечня (+66%), Дагестан (+46%), Рязанская область (+46%) и Якутия (+40%).
Первое место по приросту числа турпоездок — у Сибирского федерального округа. Туристы совершили 5,5 млн поездок по регионам Сибири, что на 15,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Вторую позицию в рейтинге занял Южный федеральный округ. Там туристов стало больше на 14,8%, а общее число поездок превысило 12 млн. Замыкает тройку лидеров Северный Кавказ, где турпоток вырос на 13,9%, до 2,3 млн поездок.
Креативный туризм
Традиционно популярные туристические направления, такие как черноморские курорты России, просто не могут быстро расти — их инфраструктура в высокий сезон и так работает на пределе, поэтому туристы вынуждены рассматривать новые направления. По мнению основателя бюро Basis, специализирующегося на создании общественных пространств и парков, архитектора Ивана Охапкина, огромный туристический потенциал страны еще практически не освоен. «Яркая идея и хорошая организация способны привлечь туристический поток практически в любое место», — считает коммерческий директор туроператора «Алеан» Оксана Булах.
Самым востребованным видом туризма в своем регионе 71% представителей бизнеса называют культурно-познавательный, или креативный, говорится в совместном исследовании группы компаний Б1, Минэкономразвития и Агентства стратегических инициатив. Весной 2024 года авторы этого доклада опросили почти 4 тыс. туристов и около 500 представителей российских компаний, работающих в сфере туризма.
Речь о направлении, в котором акцент делается на активное участие туристов в различных культурных и творческих занятиях, то есть не просто знакомство с достопримечательностями, а погружение в культуру, ремесла и традиции места. Путешественники становятся не наблюдателями, а участниками процессов, осваивают навыки и создают что-то новое.
В ближайшие 12 месяцев в путешествия по России планируют отправиться 82% россиян, выяснила исследовательская компания Ipsos, опросившая более 3 тыс. жителей страны старше 18 лет. При этом примерно каждый шестой из них хотел бы путешествовать «с погружением». По данным Ipsos, в топ-3 самых популярных видов креативного туризма входит гастротуризм, посещение заповедных зон и погружение в атмосферу мест и жизнь местных жителей. Например, почти половина любителей креативного отдыха заинтересовались бы мастер-классом по выпечке пирога в русской печи, на иммерсивные экскурсии в музеи калача и пастилы записался бы 31% туристов, а еще 14% поучаствовали бы и в реконструкции поморских лодок.
Лидер по росту турпотока — Тува — привлекает туристов не только природными достопримечательностями — от горных озер до национальных парков, но и своей богатой культурой и шаманскими традициями. Принимая во внимание интерес путешественников к экологическому и этническому туризму, тувинские компании предлагают этнографические культурные программы — такие как фестивали горлового пения, шаманские практики и традиционные ремесла. В Дагестане турфирмы предлагают путешественникам провести время в горных аулах, где можно наблюдать за жизнью местных жителей и познакомиться с укладом жизни коренных народов региона.
Животный интерес
По данным экспертов, по завершении пляжного сезона у российских туристов растет интерес к путешествиям на природу. Так, с сентября значительно вырос интерес путешественников к Дальнему Востоку: за месяц туристический трафик в этом направлении увеличился на 25%, в то время как число туристов, выбирающих южные направления, стало больше только на 17%, выяснил «МегаФон», проанализировав обезличенные данные пользователей мобильной связи о поездках. Впрочем, интерес к природе растет вне зависимости от сезона. Например, Забайкальский край стал самым динамично растущим дальневосточным регионом — путешественники приезжали сюда на 33% чаще, чем в прошлом году.
На Дальнем Востоке много особо охраняемых природных территорий, где организованы экотуры для наблюдения за природой. Среди них — Кроноцкий заповедник на Камчатке, известный своей Долиной гейзеров, Курильский заповедник и заповедник «Бикин», а также национальный парк «Земля леопарда» в Приморье, где можно увидеть редких амурских тигров и дальневосточных леопардов.
Регион предлагает и другие нестандартные возможности для наблюдения за редкими видами животных, и спрос на это растет, объясняют в Ассоциации туроператоров (АТОР). Например, на Камчатке популярны туры для наблюдения за бурыми медведями, которые ловят рыбу в реках во время нереста лосося. На побережье Сахалина и Камчатки проводятся экскурсии для наблюдения за китами и сивучами.
Транспортная доступность
Внутренний туризм летом рос, несмотря на повышение тарифов в отелях и транспортные расходы. По данным Ассоциации туроператоров, рост цен на размещение в гостиницах достиг 15–20% год к году, тарифы на железнодорожный транспорт увеличились на 15–17%, а на авиаперелеты — на 25%.
Пока эта динамика заставляет туристов выбирать вместо гостиниц частные дома и апартаменты и пересаживаться с самолетов на поезда и автомобили, но в будущем ограничит рост внутреннего туризма, опасаются эксперты АТОР. И регионам важно создавать инфраструктуру для доступного отдыха, например увеличивать количество современных гостиничных номеров в средней и бюджетной ценовой категории — этого ждут соответственно 61 и 35% респондентов исследования Б1, Минэкономразвития и АСИ.
Увеличение доступного номерного фонда — один из ключевых факторов для роста турпотока, соглашается и представитель министерства туризма Дагестана.
Помимо ценовой доступности путешественники ждут повышения качества гостиничных услуг. Среди главных потребностей — повышение уровня подготовки персонала (этого ждут 47% участников исследования), совершенствование систем бронирования в отелях (32%), также есть туристы (16%), которым нужно больше номеров, в которых разрешено селиться с животными.
Российский турист пока неприхотлив в выборе мест проживания, однако уже имеет четкий список пожеланий по улучшению сервиса, делают вывод авторы исследования.
Как показал опрос АТОР, около 70% предпринимателей из тур— индустрии считают, что для развития внутреннего туризма в России прежде всего необходимо улучшить транспортную инфраструктуру. Высокие цены на авиабилеты замедляют пассажиропоток, считают эксперты Ассоциации туроператоров. «Летом перелет из Москвы в Сочи на семью стоил около 100 тыс. руб. Это очень много. Туристы пересаживаются на поезд, а другие с целью экономии едут на курорты на автомобиле», — констатирует вице-президент АТОР Сергей Ромашкин. По его данным, поездов не хватает: «Дефицит мест в них стал одной из самых серьезных проблем для туристов в этом году, купить билет в южном направлении в высокий сезон очень сложно».
В целом влияние транспортной доступности на туризм значительно: например, власти Тувы связывают рост турпотока именно с развитием аэропортовой инфраструктуры рес- публики. В декабре 2023 года аэропорту Кызыла был присвоен статус международного — он начал принимать больше типов воздушных судов, и это сделало столицу республики доступнее для туристов, в том числе для гостей из Китая и соседней Монголии. В итоге в первой половине 2024 года пассажиропоток аэропорта вырос на 23,44% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года.
В министерстве туризма Дагестана рост турпотока также объясняют расширением маршрутной сети авиарейсов в рес- публиканском аэропорту.
Что касается автодорог, то около трети российских туристов не полностью удовлетворены возможностями для путешествия по стране на автомобиле, а еще 14% считают их неудовлетворительными, показывает опрос Б1. И прежде всего речь идет не о самих дорогах, а о сопутствующей инфраструктуре — АЗС, местах отдыха, санитарных зонах, отмечают эксперты. Это то, над чем нужно работать регионам, заинтересованным в развитии туризма.
В Минэкономразвития РФ уверены, что фокус на развитии туризма сохранится и по итогам 2024 года туристический поток по России достигнет 99 млн поездок. По оценке чиновников, к 2030 году доля туристической отрасли в ВВП страны вырастет с прошлогодних 2,8 до 5%, а турпоток по стране увеличится до 140 млн поездок в год.