Как конгломерат Tata Group стал одной из крупнейших компаний в мире

Обновлено 18 декабря 2024, 15:46

Одна из крупнейших бизнес-империй Индии, Tata Group, объединяет 26 публичных компаний с оценкой свыше $400 млрд и охватывает множество отраслей от производства соли до программного обеспечения. Как она попала на вершину корпоративной пирамиды?

Shutterstock
Фото: Shutterstock

Индийская Tata Group, история которой началась 156 лет назад, всего объединяет 30 компаний, которые работают в десяти бизнес-направлениях: телекоммуникациях, электронной торговле, металлургии, финансах и других. Офисы компании расположены не только в Индии, но и в Нидерландах, Таиланде, США, Пуэрто-Рико, Новой Зеландии. Капитализация публичных компаний, входящих в портфолио группы, превышает $400 млрд, а количество сотрудников составляет более 1 млн человек. Что привело Tata Group к глобальному признанию?

Отец индустриализации

Tata Group основал 29-летний предприниматель из общины парсов Джамшедджи Тата в 1868 году: он открыл торговую компанию в Бомбее (сейчас Мумбаи), стартовый капитал которой составлял 21 тыс. рупий (примерно $247 по нынешнему курсу). Историк Мирча Райану в своей книге «Tata: Глобальная корпорация, создавшая индийский капитализм» пишет, что Джамшедджи начинал с продаж опиума за границу, что в те времена было легальным бизнесом.

Вскоре Джамшедджи решил, что индийские компании могут составить конкуренцию британским на рынке текстильной промышленности, где тогда доминировали англичане. Предприниматель решил рискнуть и построил текстильную фабрику Empress Mills в городе Нагпур, который находится вблизи хлопковых полей, но далеко от Бомбея, считавшегося центром текстильной промышленности.

Среди инноваций, которые внедрил Джамшедджи Тата на новом предприятии, были меры социальной поддержки, включавшие в себя жилищные, страховые и образовательные программы для работников, что было революционным для того времени. В результате текстильная фабрика проработала 125 лет, прежде чем была закрыта в 2002 году.

В 1887 году Джамшедджи создал партнерство Tata Sons, в которое вошли его старший сын Дорабджи и двоюродный брат Ратанджи Дадабхаи. Одной из идей, которую Джамшедджи мечтал реализовать, было создание сталелитейной промышленности в Индии, что должно было привести страну к процветанию. Бизнесмен был очарован черной металлургией, тем, как она развивалась по всей Европе и в Северной Америке.

Хотя Джамшедджи Тата активно разрабатывал планы по созданию сталелитейной компании, воплотить их в жизнь смогли только следующие поколения руководителей Tata.

Преемственность поколений

После смерти основателя компании в 1904 году его старший сын Дорабджи продолжил дело отца: под его руководством в 1907 году была основана компания Tata Steel (тогда Tata Iron and Steel Company), ставшая первым сталелитейным предприятием в Индии.

Во время Первой мировой войны Tata Iron and Steel Company быстро развивалась и росла, так как сталь требовалась для строительства железных дорог, чтобы перевозить войска и припасы. Продукцию Tata поставляли в Египет, Палестину и Восточную Африку. В ходе Второй мировой войны Tata Steel начала сотрудничать с Британской индийской армией и помогать союзникам.

Мирча Райану в своей книге отмечал, что одним из факторов успеха компании являются ее транснациональные связи: Tata, вероятно, стала первым индийским предприятием, которое с момента своего создания демонстрировало полностью глобальный подход как к производству (материалы, технические знания), так и к рынкам сбыта своей продукции.

Семейный бизнес достиг нового уровня, когда в 1938 году компанию возглавил Джехангир Ратанджи Тата, cын Ратанджи Дадабхаи. При нем были созданы автомобильное подразделение Tata Motors, авиакомпания Tata Airlines (позже переименованная в Air India), ювелирное подразделение Titan Industries, первый косметический бренд Lakme, а также Tata Consultancy Services (TCS), которая сегодня является одним из крупнейших работодателей в Индии и мировым лидером в области IT.

За время руководства Джехангира Ратанджи активы Tata Group выросли со 170 млн до примерно 100 млрд рупий. Он начинал управлять группой в составе 14 предприятий. А к моменту его ухода с должности семейный бизнес превратился в конгломерат из 95 компаний, где Tata Group была основателем или акционером.

В 1991 году председателем правления Tata Group стал племянник Джехангира Ратанджи — Ратан Тата. В год его назначения Индия столкнулась с тяжелым финансовым кризисом, после чего страна перешла от экономики с централизованным управлением к рыночной модели.

Ратану Тате приписывают умелое руководство в этот сложный период, в том числе за счет консолидации контроля через материнскую Tata Sons над многочисленными подразделениями компании, которые стали своего рода «удельными княжествами». Вскоре после вступления в должность он снизил пенсионный возраст внутри корпорации до 75 лет, а многие руководители вынуждены были из-за этого покинуть компанию. «После десяти лет на своем месте вы становитесь проблемой», — пояснял свою позицию Ратан Тата.

Глобальная экспансия

За два десятилетия во главе Tata Group Ратан реализовал стратегию международной экспансии, став одним из первых индийских бизнесменов, которые приобрели известные иностранные бренды.

Первая крупная международная сделка состоялась в 2000 году: тогда Tata Tea купила британского производителя чая и других безалкогольных напитков Tetley Group. В 2007 году Tata Steel купила англо-голландскую сталелитейную компанию Corus за $12 млрд, а Tata Motors в 2008 году приобрела Jaguar Land Rover у Ford Motor за $2,3 млрд. Эти дорогостоящие сделки, заключенные как раз во время мирового финансового кризиса, вывели индийский бизнес на мировую арену, но также стали причиной критики Ратана Таты за увеличение долговой нагрузки компании. Покупка Jaguar Land Rover со временем была признана успешной инвестицией, но сделка с Corus так и не оправдала ожиданий из-за снижения спроса на сталь в кризис 2008 года и конкуренции со стороны Китая.

Один из самых известных проектов, который был реализован при Ратане, — создание самого дешевого автомобиля в мире Tata Nano: его анонсировали в 2008 году. Стоимость крошечной машины в базовой комплектации не превышала 100 тыс. рупий ($2,5 тыс. по тогдашнему курсу). Проект задумывался как безопасная альтернатива мотоциклам, которые миллионы индийских семей вынуждены использовать из-за нехватки денег на автомобиль. Однако проект свернули уже в 2018 году из-за производственных сложностей и плохого маркетинга.

Путь к трансформации

В 2017 году впервые за всю историю Tata Group компанию возглавил председатель, не связанный с семьей Тата, — Натараджан Чандрасекаран, который занял эту должность после конфликта в совете директоров. Под его руководством компания начала процесс реорганизации, чтобы сократить издержки, стать более компактным конгломератом и сосредоточиться на таких направлениях, как цифровые технологии и авиация.

Tata Group символизирует эволюцию самой Индии: обладая человеческими и природными ресурсами, она готова воспользоваться разочарованием Запада в Китае и укрепить свои позиции, пишет The Wall Street Journal. Однако путь к успеху компании осложняют слишком бюрократизированная корпоративная культура и громоздкая структура с множеством автономных, но не всегда эффективных подразделений.

Слияние двух дочерних компаний Tata Group — Air India и Air Asia India, — которое завершилось в октябре 2024 года, стало частью этой стратегии конгломерата. Бюджетный перевозчик под брендом Air India Express укрепил позиции Tata Group на авиационном рынке Индии, где она стремится занять большую часть.

Другой пример активной реорганизации: в 2019 году Tata Chemicals выделила свой потребительский бизнес и объединила его с Tata Global Beverages, создав Tata Consumer Products. В результате стоимость акций новой компании выросла на 233%.

Однако, несмотря на существенные изменения в стратегии развития компании, Tata Group продолжает активно искать новые способы заработать. Так, например, в октябре 2023 года конгломерат приобрел индийское подразделение компании Wistron, став первой индийской компанией, занимающейся сборкой iPhone. Тогда СМИ сообщали, что предсерийное производство будущих iPhone 17 может начаться в Индии к концу 2024 года, а участие Tata в этом начальном этапе производства усилит значимость Индии в глобальной экосистеме электроники.

Суды и разбирательства

Полностью избегать корпоративных проблем Tata не удается, а из-за масштаба бизнеса компании последствия подобных разбирательств ощущают на себе практически все индийские предприятия.

Один из самых громких корпоративных конфликтов случился внутри самой Tata. Члены совета директоров Ратан Тата и Сайрус Мистри с 2016 года спорили о том, каким должно быть будущее компании. Мистри, на тот момент председатель совета директоров, был уволен со своей должности. Топ-менеджер оспорил это решение, добился своего восстановления в компании, но в 2021 году Верховный суд Индии постановил, что увольнение Мистри было законным. В 2022 году бывший топ-менеджер Tata Sons погиб в автокатастрофе, в 2024 году умер Ратан Тата — конфликт между ними так и не был разрешен.

Сайрус Мистри пришел в Tata в 2006 году и занял место своего отца в совете директоров. Семья топ-менеджера тесно аффилирована с Shapoorji Pallonji Group (SPG), которая, в свою очередь, является давним акционером и партнером Tata Sons.

Несмотря на то что оба участника конфликта умерли, разбирательства между компаниями продолжаются. С 2019 года в Shapoorji Pallonji Group начали избавляться от части активов из-за возросшей долговой нагрузки. В рамках стратегии ее уменьшения и оптимизации расходов в компании решили использовать свою долю в Tata Sons (более 18%) как залог.

В Tata с таким маневром своего акционера не согласились, заявив, что использование акций компании нанесет ущерб ее стабильности. Теперь компании спорят о судьбе доли Shapoorji Pallonji Group в суде, а на рынке предполагают, что, вероятнее всего, дело закончится либо частичной продажей акций Tata Sons, либо их выкупом, либо отказом от использования в качестве залога.

Журналисты также замечают, что спор SPG и Tata Sons может мотивировать индийское правительство пристальнее заняться реформированием законодательства в корпоративном секторе. Ведь в случае, если разбирательство затянется, это может означать проблемы не только для двух компаний, но и для всей индийской экономики.

Поделиться