Финал «Наследников». Почему это главный драматический сериал в мире

. Семейная сага о богачах, которые никак не договорятся между собой

Кинокритик Ефим Гугнин перечислил причины смотреть сериал «Наследники»

Обновлено 10 апреля 2023, 06:27
Кадр из сериала «Наследники»
Фото: HBO

Кадр из сериала «Наследники»

«Наследники» сейчас — без преувеличения главный драматический сериал в мире. Проект HBO уже дважды получал главный приз «Эмми» и «Золотого глобуса», а его номинации исчисляются несколькими десятками. С каждым сезоном аудитория «Наследников» только растет: за пять лет из небольшой драмы «для ценителей» шоу прошло путь до мейнстримного хита, которому посвящают тысячи мемов и сотни фанатских аккаунтов в соцсетях. И это несмотря на то что в нем нет ни особо звездных актеров (максимум, Эдриан Броуди и Александр Скарсгард заглянут на второй план как приглашенные артисты), здесь не летают драконы, а во многих диалогах не разобраться без бизнес-словаря.

Кинокритик Ефим Гугнин подробно рассказывает о том, чем же зрителей так привлекают «Наследники».

История о безумно богатых магнатах

В центре «Наследников» — история семьи Рой, владельцев мегакорпорации Waystar, которой принадлежат телеканалы, киностудии, парки развлечений и много чего еще. Глава компании, Логан Рой (Брайан Кокс) — настоящая акула бизнеса: сварливый и жестокий старик ради успеха готов на любую подлость. Он давно собирается отойти от дел и передать правление своим детям. Но постоянно меняет мнение и не может отпустить власть.

Тем временем дети только и ждут, когда отец наконец оставит трон. Самый вероятный претендент на наследство — сын Кендалл (Джереми Стронг), бойкий делец, пытающийся быть прогрессивным. Но ему не хватает железной хватки Логана. Также есть амбициозная дочь-политик Шивон (Сара Снук) и младший сын Роман (Киран Калкин), самый циничный и отмороженный член и без того не самой приятной семейки. Ну, а еще старший Коннор (Алан Рак), про которого все постоянно забывают. Ему бизнес совершенно неинтересен, он живет на ранчо и мечтает стать то режиссером, то президентом.

Каждый из детей пытается разными путями пробиться на вершину Waystar. Кендалл начинает крутить закулисные интриги и пытается отбить корпорацию у отца деловой хитростью. Роман, напротив, стремится быть ближе к Логану и готов выполнять даже самые грязные поручения. Шив где-то посередине: она явно считает себя мудрее и правильнее остальных родственников, но в какой-то момент тоже бросает перспективную политическую карьеру ради погони за кушем. А ведь есть еще и другие, менее очевидные участники этой жестокой игры: муж Шив, Том (Мэттью Макфэдиен) преследует свои интересы, а племянник Логана Грег (Николас Браун) только на первый взгляд выглядит нелепым комичным персонажем. Для очевидного comic relief он чересчур стремительно пробирается по карьерной лестнице.

«Наследники» вполне вписываются в современный тренд на истории в жанре «съешь богатых»: только за последний год мы видели жадных и глупых представителей элиты в «Достать ножи 2», «Треугольнике печали» и «Меню». Последний фильм еще и снял Майк Майлод, один из постоянных режиссеров сериала HBO. От всех этих проектов «Наследники» в первую очередь отличаются перспективой. Здесь на богатых не смотрят свысока, создатель шоу Джесси Армстронг не показывает моральное превосходство над персонажами, не спешит их судить или откровенно над ними насмехаться.

Авторы сериала как бы находятся с героями на одном уровне, делают мир сверхбогачей будничным — ведь таким он представляется Роям и их окружению.

Здесь нет шика «Безумно богатых азиатов», но нет и яркой пошлости «Волка с Уолл-стрит». Дорогие костюмы, стильные офисы и даже роскошные виллы очень быстро становятся фоновым шумом. Лишние полмиллиона, потраченные на сделку — сущие копейки.

Джесси Армстронг берет максимально далекий от простого зрителя мир и сдирает с него всю позолоту. Даже саундтрек и, в частности, главная тема отлично передают этот симбиоз «возвышенного» и «обыденного», низкого и высокого. Музыка Николаса Брителла объединяет неоклассические оркестровые мотивы с битами из хип-хопа.

Обложка видео
Nicholas Britell/ YouTube

Музыкальная тема сериала «Наследники»

Пока другие авторы могут только читать нотации, мол, «не в деньгах счастье», Джесси Армстронг показывает это наглядно. Как и везде, в мире «Наследников» живут несчастные люди. Жалеть их никто не просит. Но сложно не согласиться, что они довольно жалкие.

Каждый герой — находка для психотерапевта

«Наследники» — то, что в Голливуде называют емким термином character study. То есть сериал удивляет не столько острым сюжетом и резкими перипетиями истории (хотя и их хватает), а погружением внутрь персонажей. Сценаристы поступают хитро и поначалу представляют нам героев эдакими архетипами: вот «папенькин сынок», вот холодная и расчетливая политиканка, вот избалованный извращенец, вот глуповатый мечтатель. Но чем дальше идет сюжет, тем больше объема обретают герои, тем менее очевидными они становятся.

В «Наследниках» нет «хороших» людей, но моральная оценка в принципе неприменима к сериалу. Все герои здесь — в той или иной степени мрази, но Джесси Армстронгу интересно разобраться, почему они такие.

Кендалл — наркозависимый делец, который страдает от того, что его натуре не достает цинизма отца. Он всегда пытается быть тем, кем не является: хорошим мужем, примерным сыном, жестким боссом, смелым борцом за свободу. Кендалл примеряет на себя маски одну за одной и нигде не находит себя настоящего, а потом заглушает экзистенциальный кризис алкоголем или очередной дозой. Неудивительно, что и играет его, пожалуй, самый разноплановый актер из всего каста — Джереми Стронг. Вы могли видеть артиста в «Джентльменах», «Суде над чикагской семеркой» и «Игре на понижение», и при этом не понять, что смотрите на одного и того же человека. Вот и его Кендалл — человек-хамелеон, который готов быть кем угодно ради того, чтобы получить внимание.

Шив — героиня-парадокс. Она часто выступает моральным центром семьи Рой, при этом ей ничего не мешало работать в штабе республиканских политиков, а в ключевые моменты она всегда встает на сторону семьи и готова даже скрывать преступления ради Логана. Шив любит говорить о своем идеальном браке, при этом муж ей как будто бы и не нужен. Она считает себя самой умной и перспективной преемницей Waystar и расстроена, что отец этого как будто не замечает. На самом же деле Шив просто раз за разом становится объектом ловких манипуляций Логана. А еще у нее очевидные проблемы с матерью, в которых героиня себе никогда не сознается — но при этом назло родительнице она готова даже завести детей, хотя никогда их не хотела. Актриса Сара Снук («Стив Джобс», «Стеклянный замок») потрясающе передает холодную отстраненность героини: Шив в ее исполнении выглядит человеком, который все отлично понимает и про себя, и про окружение. Но она не способна признать правду — ведь это слишком больно.

Роман — вроде бы до смешного мерзкий персонаж: вульгарный, пакостливый богач с сотней странных фетишей и явным презрением к обычной честной работе. В то же время именно он чаще других выглядит беззащитным ребенком, который просто хочет получить немного внимания отца. Но ни преданность, ни готовность во что бы то ни стало получить желаемое не помогают. Романа играет Киран Калкин, звезда «Скотта Пилигрима против всех» и младший брат Маколея Калкина. И это во многом гениальный каст с точки зрения метанарратива: кому как ни Калкину знать о давлении родителей на детей и страхе не оправдать ожидания.

Из всех персонажей Коннор больше всех похож на типичного богача из того же «Достать ножи». Странный мужчина с нелепыми мечтами разбрасывается деньгами и рад жить в уютном непробиваемом пузыре. Даже его отношения — фальшивые: Коннор встречается с девушкой по вызову, которая использует его, чтобы реализовать театральные амбиции. Очевидно, и ему не хватает внимания: Коннор — старший сын, вот только не от той же матери, что и все остальные. Изгой внутри своей же семьи, он осознанно отошел от дел и не пытается вести борьбу за Waystar, а только выслушивает обидные шутки от братьев и сестры, за которыми ему когда-то приходилось ухаживать вместо вечно отсутствующего отца.

Карикатурность Коннора, как и многое в «Наследниках», — обман: за чудаковатым фасадом скрывается чувствительный и уязвимый человек, а в его вроде бы фальшивых отношениях иногда обнаруживается неожиданная теплота. Актер Алан Рак (его вы могли видеть в небольших ролях везде — от блокбастера «Смерч» до сериала «Клиника») чутко передает эту амбивалентность персонажа. Ему одинаково хорошо удаются и откровенно комедийные сцены, и редкие моменты, где Коннор открывается перед зрителем.

Тома тоже раздирают противоречия. Он вроде бы и правда любит Шивон, но не чувствуют взаимности в ответ, при этом уйти не может, потому что это разрушит его положение в компании. А еще по нему хорошо видно, насколько мир богатых двуличен. Том в общении с подчиненным Грегом и Том перед Логаном — два кардинально разных человека: властный тиран в одном случае и мямлящий неудачник в другом. Мэттью Макфэдиен из «Гордости и предубеждения» Джо Райта хорош в обоих ипостасях своего героя, причем иногда переключается между ними совершенно незаметно.

Сам Грег, он же с подачи российских локализаторов Грег-чебурек (в оригинальной версии — Greg the Egg, т.е. Яйцо-Грег), — самый таинственный персонаж сериала. Внучатый племянник Логана приезжает в семью в позиции бедного родственника и готов работать вообще кем придется. Но как только Грег получает что-то, ему сразу хочется большего: амбиции парня и в карьере, и в личной жизни растут не по дням, а по часам. С виду он кажется неловким, дурацким, над ним все постоянно смеются и подтрунивают. Но у него всегда спрятан какой-нибудь козырь в рукаве. Грег — человек-паразит и, кажется, неслучайно именно имя актера Николаса Брауна появляется первым в титрах. Вполне вероятно, его роль в сериале окажется более масштабной, чем могут представить фанаты.

Но и, конечно, сам Логан совсем не такой однозначно негативный герой, каким может показаться. Хорошего в нем мало, но он, кажется, искренне заботится о детях — просто в очень своеобразной манере. Или, по крайней мере, он хочет верить, что заботится. На самом деле от его любви у Роев-младших остаются лишь травмы: реже физические, чаще душевные. Его играет Брайан Кокс, заслуженный шотландский актер, которого вы могли видеть в эпической «Трое», фильмах про Джейсона Борна или «Храбром сердце».

Почему «Наследники» так хороши

У «Наследников» немало достоинств, которые лежат на поверхности. Вроде пулеметных колоритных диалогов: даже когда герои общаются о непонятных финансовых темах, их невероятно увлекательно слушать — спасибо отточенной динамике и яркому трехэтажному мату. Без него не обходится ни один разговор персонажей. В чем-то это похоже на «Игру на понижение» Адама МакКея. Благо что сам МакКей — один из исполнительных продюсеров шоу.

«Наследники» любопытны и технически. Сериал сделан в духе мокьюментари, хотя псевдодокументальным не является — почти все сцены сняты с трясущейся ручной камеры, операторы делают случайные «зумы» на лица героев и детали окружения. Мы как будто оказываемся в роли дерзкого папарацци, неизвестным образом пробравшегося в офисы, квартиры и резиденции семьи Рой. Это помогает и погрузиться в мир героев, и сделать его, опять же, более «обычным» — в «Наследниках» нет особой эстетизации богатства. Все снято максимально приземленно.

Но, пожалуй, самая интригующая особенность «Наследников» — то, насколько простой сериал скрывается за всеми многоэтажными сюжетными конструкциями и сложными терминами.

История Роев — это в конечном счете не триллер о финансовых махинациях, а семейная драма о бесконечно несчастных и патологически неискренних людях. Каждый диалог в сериале — как шахматная игра.

Герои почти никогда не говорят, что думают. За каждым словом — очередная хитроумная схема, как всех обмануть и остаться победителем. Они бесконечно пытаются друг друга переиграть, что-то утаить, кого-то оставить в дураках. И кажется, сами в итоге устают от такой жизни. Но другой уже не знают.

«Наследники» показывают мир тотальной дискоммуникации, где реальным чувствам нет места. Герои любят не по-настоящему, скорбят в полсилы и даже за смерть другого человека винят себя фальшиво — они готовы изменить все в ту же секунду, когда им это будет выгодно. Это история внутри истории: каждый из персонажей применяет на себя разные нарративы и постоянно «играет» кого-то.

28 мая 2023 года выйдет последний эпизод четвертого сезона — а, значит, и всего сериала: «Наследников» не планируют продолжать. Чем закончится битва Роев, пока предположить трудно: в новых сериях они в очередной раз попадают в тот же самый токсичный круговорот предательств и интриг, что и каждый раз до этого. И пока не видно, чтобы у кого-то был из него выход — но авторы почти наверняка приготовили нам какой-то сюрприз. И вполне вероятно, в этом всем как-то замешан Грег-чебурек.

Поделиться
Авторы
Теги