«Магия не работает». Критик — о новом сериале «Библиотекарь»

. Фэнтези с Никитой Ефремовым пока не особенно волшебное

Критик Катя Загвоздкина — о сериале «Библиотекарь»: магии в нем мало, и Никита Ефремов — не тот Нео

Обновлено 04 июля 2023, 15:18
<p>Никита Ефремов в сериале &laquo;Библиотекарь&raquo;</p>
Фото: НМГ Студия

Никита Ефремов в сериале «Библиотекарь»

В онлайн-кинотеатрах Wink и more.tv 29 июня вышла первая серия одного из самых ожидаемых сериалов года — «Библиотекаря» по одноименному роману Михаила Елизарова. Главную роль играет Никита Ефремов. Его герой узнает про книги забытого советского писателя Громова, обладающие волшебной силой, и начинает поиски главной из них — Книги смысла.

Кинокритик Катя Загвоздкина посмотрела первые две серии «Библиотекаря» и считает, что магия пока не работает.

В конце 1990-х начинающий актер Алексей Вязинцев (Никита Ефремов) пытается оформить американскую визу, чтобы уехать в Голливуд, но получает отказ — для визы нужен залог, а у Вязинцева нет денег. После этого ему приходит внезапная телеграмма: его отца (Андрей Мерзликин), который давно ушел из семьи, убили, и в наследство от него осталась квартира в провинциальном городе Широнино. Туда из Москвы и отправляется Алексей, чтобы продать жилье, получить деньги и уехать в Америку.

Но едва прибыв в Широнино, Вязинцев становится свидетелем кровавого боя, после которого новые знакомые рассказывают ему, что его отец был «библиотекарем» — хранителем книг забытого советского писателя Дмитрия Громова, обладающих магической силой. Тем, кто их внимательно прочитал, книги дают власть, силу, дарят яркие воспоминания и возможность переносить боль. И поскольку отец Алексея был «библиотекарем», руководство читальней теперь по наследству переходит к нему.

Даже удивительно, что вышедший в 2008 году роман Михаила Елизарова «Библиотекарь» — один из главных постсоветских бестселлеров — не экранизировали раньше. И странно, потому что «Библиотекарь» написан в жанре фэнтези, традиционно любимом и пользующемся популярностью в России. Точнее, городского фэнтези: фантастические события Елизаров вписал в хорошо знакомые многим читателям постсоветские реалии — чудеса, так сказать, в хрущевке рядом со шкафом-стенкой, в котором выставлен праздничный сервиз.

«Библиотекарь» начинается с титра, что он снят «по мотивам» романа Елизарова — создатели сериала вольно обошлись с первоисточником. И те, кто читал книгу, обнаружат много расхождений с ней (например, в романе библиотекарем был не отец, а дядя главного героя, а его читальня хранила только Книгу памяти). В интернете из-за этого, вероятно, схлестнутся поклонники сериала и те, кто считает, что «книга лучше». Но причины, по которым в сюжет романа (его адаптацией для экрана занимались Илья Тилькин и Александр Грязин) решили внести такие правки, понятны: они объясняются желанием создателей сериала упростить очень сложные перипетии, чтобы не запутать зрителей. Отдельно стоит сказать про то, как изменилась биография главного героя: Никита Ефремов играет актера, пытающегося уехать в Голливуд, — и это, пожалуй, главная шутка сериала.

«Библиотекарь» — книга, заряженная на успех, а ее экранизация — потенциальный хит, и создатели сериала это понимали. «Библиотекаря» снял режиссер Игорь Твердохлебов (сериалы «Триггер» и «Мажор»), среди продюсеров (всего их 12 человек) ключевые люди в российской киноиндустрии, в том числе Тимур Вайнштейн и Федор Бондарчук. «Библиотекарь» — проект масштабный, с массовыми батальными сценами (в романе споры между различными читальнями решаются на поле боя, где можно использовать только холодное оружие) и очень красивый (прекрасная работа оператора Станислава Шаркова и художника Светланы Михаленко).

В скобках заметим, что книга Елизарова будто специально написана для сериальной экранизации: в романе большое количество сюжетных линий (одна из ключевых — поиски главной и, по слухам, утраченной работы Громова, Книги смысла) и персонажей (Алексей — далеко не единственный библиотекарь). В полнометражный фильм рассказ про все события романа и их многочисленных участников едва ли уместить.

Но кроме атмосферности и нескольких интересных кастинговых решений (замечательные актеры в эпизодах, отдельно хочется отметить Михаила Трухина в роли библиотекаря Шульги, первым обнаружившего Книгу власти) экранизацию «Библиотекаря» похвалить пока не за что. Не самым удачным кажется выбор Никиты Ефремова на главную роль: он снова играет измученного интеллигента, хорошего человека, который стал заложником обстоятельств. Если он и Нео, то застрявший в офисном периоде.

Не очень убедительно в сериале показано и магическое воздействие книг — в романе Елизаров посвятил ему пространные, иногда на несколько страниц, описания. Создатели сериала используют арсенал самых затертых, надоевших клише: рапиды, искажения звука, залитые солнцем флешбэки, текущая по щеке одинокая слеза. Из-за этого поверить в волшебную силу книг и понять, почему герои готовы отдать за них свою жизнь, довольно непросто.

«Библиотекарь» — прилежная, в меру увлекательная экранизация. Но если сравнивать (а это, кажется, неизбежно) с одним из главных российских блокбастеров — «Ночным дозором» Тимура Бекмамбетова, также снятым по роману российского писателя-фантаста, то сравнение будет не в пользу сериала, магия не работает.

Поделиться
Авторы
Теги