МГПУ разрешил писать дипломы с помощью ИИ. Как его используют в обучении
. Преподаватели давно нашли применение нейросетямВ МГПУ разрешили использовать нейросети при написании диплома: как их использовать
Московский городской педагогический университет (МГПУ) разрешил студентам использовать нейросети при написании выпускных квалификационных работ (ВКР). Обучающиеся смогут использовать чат-боты и другие инструменты ИИ для получения данных и текстов, сообщил ректор вуза Игорь Реморенко.
«Чтобы не допускать плагиата, создавать тексты честно, аргументированно излагать выводы, нужны общие правила использования ИИ. Запретить пользоваться — самый простой способ, но вряд ли действенный. Если в будущем нашим выпускникам все равно не избежать использования этого инструмента, лучше научиться грамотно его использовать уже, обучаясь в вузе», — объяснил Реморенко.
Он отметил, что вуз также вводит строгие правила, чтобы не допустить «прямое списывание». «Сгенерированные тексты — хороший материал для новых идей и анализа. Это отличная подсказка при проведении групповых дискуссий и поиске решений», — добавил ректор вуза.
Прецедент
Прецедент создал студент Российского государственного гуманитарного университета (РГГУ) Александр Жадан. Он написал диплом при помощи чат-бота ChatGPT. Нейросеть сгенерировала 60 страниц работы, а также введение, анализ, заключение и ссылки на литературу.
Жадан объяснил, что с помощью бота он создал алгоритм для работы над дипломом. По его словам, это «то же самое, что взять источник из YouTube, или Google, или из любой литературы, просто намного быстрее». Студент отмечал, что полностью понимает материал своего курса и смог бы эту работу сделать сам, но она отняла бы намного больше времени. Жадан доработал диплом с научным руководителем. Оригинальность ВКР составила более 70%, утверждал он.
В РГГУ, где студент защитил свой диплом, после этого предложили ограничить в образовательных учреждениях доступ к чат-боту ChatGPT. Такие меры объяснили опасениями «по поводу негативного воздействия на обучение, а также опасений по поводу безопасности и точности генерируемого системой контента».
Самому Жадану после этой истории предложили работу в «М.Видео». В компании он занял должность нейросетолога, который занимается написанием материалов с помощью чат-бота от OpenAI и генерированием иллюстраций через Midjourney.
«Я даю запрос нейросети на написание плана статьи, утверждаю с редакцией, даю запросы на написание текста, добавляю или генерирую изображения, редактирую, отдаю редакции на оформление», — рассказывал Жадан о своей работе РБК Life.
ИИ в образовании
Бот-преподаватель
В Гарвардском университете используют чат-бота на основе GPT для обучения студентов. С сентября этого года они расширяют работу с этим инструментом для обучающихся по программе «Введение в информатику». Студенты смогут выбрать возможность обучаться у чат-бота, который основан на моделях GPT 3.5 или GPT 4.
Таким образом в университете хотят достичь модели «один учитель — один ученик». Тогда каждый студент сможет получить «программные инструменты 24/7», а также поддерживать обучение, подходящее для них индивидуально. Чат-бот предложит обратную связь, будет находить ошибки и давать отзывы на работу.
Помощник учителей
Преподаватель средней школы города Уичито в американском штате Канзас Майк Харрис доказал, что ChatGPT может быть полезен не только ученикам. Он использовал нейросети для составления плана 16-недельного курса по драматическому искусству. Это заняло всего три минуты. Тогда он решил, что может пользоваться инструментом, чтобы составлять планы уроков и других занятий.
«Для меня это чудо-инструмент. Это одно из тех технологических изменений, которые происходят раз в тысячелетие», — поделился Харрис.
Преподаватель естественных наук в Индианаполисе в штате Индиана Ронак Шах познакомил своих учеников с нейросетями, чтобы пробудить в тех соревновательный дух.
«Ребята, вы же не хотите, чтобы робот был умнее вас», — дразнил учитель своих семиклассников.
Школьники приняли вызов. Шах дал им эссе из пяти абзацев, которое написала нейросеть. Ученики должны были исправить ошибки, отредактировать и улучшить работу. Некоторые находили слова, которые считали несуществующими или неточными. Одна из обучающихся обнаружила цитату, которая оказалась полностью выдуманной. Нашлись и те, кто считал, что править в эссе ничего не нужно.
Запреты
В некоторых странах к новым технологиям настроены критически. Например, Токийский университет запретил студентам сдавать научные работы, которые написал ChatGPT.
«Мы считаем, что студенты должны самостоятельно писать научные работы, в связи с чем мы не будем принимать к оценке тексты, созданные за счет использования искусственного интеллекта», — объяснили в учебном заведении.
Тому же примеру последовал Институт политических исследований в Париже Sciences Po. «Без прозрачных ссылок учащимся запрещается использовать программное обеспечение для создания любых письменных работ или презентаций, за исключением конкретных целей курса под контролем руководителя курса», — заявили в вузе.
В Италии действие запрета распространили на всю страну. Орган по защите персональных данных Италии заявил о временном запрете на обработку данных итальянских пользователей американской OpenAI, которая разработала и управляет ChatGPT. Поводом для этого стала утечка данных.
В конце марта этого года глава Tesla, SpaceX и Twitter Илон Маск, сооснователь Pinterest Эван Шарп и сооснователь Apple Стив Возняк подписали открытое письмо, в котором призвали приостановить разработку и обучение нейросетей. Составители письма обращают внимание на то, что по результатам крупных исследований системы ИИ с интеллектом, сопоставимым с человеческим, могут представлять опасность для общества.