Как найти работу: 6 советов для соискателей от HR-специалистов
. Не бойтесь просить обратную связь и тестовые заданияПо данным сервиса hh.ru, в среднем на поиск работы уходит два-три месяца [1]. Срок зависит от многих факторов: ситуации на рынке труда, спроса на сотрудников определенной профессии, навыков соискателя и его стратегии поиска. РБК Life узнал у экспертов, на что обратить внимание, чтобы как можно быстрее найти работу.
1. Сформулируйте требования к будущей работе
Возьмите ручку и бумагу и напишите, что вы хотите от будущей работы. Можно ответить на следующие вопросы:
- сфера деятельности;
- должность;
- обязанности на рабочем месте;
- график работы (5/2, 2/2, 7/7);
- формат работы (в офисе, удаленный, гибридный, вахтовый);
- удаленность офиса от дома;
- зарплата (для оценки среднего уровня дохода можно воспользоваться инструментом мониторинга зарплат).
Старший преподаватель Финансового университета, кандидат филологических наук Юлия Конычева советует искать работу на пересечении аспектов «хочу — могу — надо».
«Хочу» — это ваши желания, стремления, интересы, то, чем вы занимаетесь с удовольствием. «Могу» — это ваши навыки, как профессиональные, так и коммуникативные, презентационные, ваше умение работать в команде, умение цивилизованно выходить из конфликтов. «Надо» — это то, что сейчас востребовано на рынке труда. Пропишите все эти три аспекта для себя, и вы поймете, в какой сфере вам лучше всего искать работу.
2. Проанализируйте рынок и найдите вакансии
Проведите мониторинг рынка труда и поймите, соответствуют ли ваши запросы существующим вакансиям. Не будет лишним изучить спрос работодателей на представителей выбранной специальности. Отслеживать уровень конкуренции позволяет сервис hh.индекс, который показывает соотношение количества вакансий и активных резюме в разных регионах России. Например, в октябре 2023 года в Москве на 240 тыс. открытых позиций приходилось 1,1 млн соискателей. В Санкт-Петербурге на 103 тыс. вакансий ― 442 тыс. резюме.
Для поиска подходящих вакансий можно воспользоваться сайтами-агрегаторами:
- hh.ru;
- SuperJob;
- GeekJob;
- Работа.ру;
- Зарплата.ру.
Помощь в трудоустройстве оказывают биржи труда. Информация о деятельности Федеральной службы по труду и занятости размещена на сайте «Работа России». Там можно пройти профориентационное тестирование, встать на учет в качестве безработного или подобрать вакансию без выплаты пособия. На портале есть интерактивная карта для людей, которые в поиске работы рассматривают переезд в другой регион. На ней есть данные о средних зарплатах, стоимости жизни, уровне безработицы.
В мессенджере Telegram есть чаты с вакансиями, причем как для массового подбора, так и для специалистов узкого профиля. Например, предложения для начинающих специалистов размещает канал «Аптуми», представители творческих профессий могут поискать вакансии на канале «Работа в медиа», а специалистов в IT и диджитал-сфере заинтересует паблик «Буду».
У многих компаний есть карьерные порталы или разделы на сайтах с актуальными вакансиями. Иногда там можно подписаться на рассылку с новыми предложениями, это упростит мониторинг. Не стесняйтесь писать напрямую в фирмы, даже если там нет вакансий.
Также для поиска работы существуют кадровые агентства. Они подбирают кандидатов по запросам работодателей и предлагают только те вакансии, подбор персонала на которые они заказали и оплатили [2]. В числе российских рекрутинговых агентств:
- «Профиль»;
- «Империя кадров»;
- Unity;
- ANCOR;
- Kontakt InterSearch Russia.
Еще один канал поиска работы — агентства трудоустройства, а также карьерные консультанты и коучи. Эти способы в большинстве случаев будут платными для соискателя. Перед сотрудничеством с коучем внимательно изучите договор: у вас должны быть гарантии, что за свои деньги вы получите результат.
Устроиться в интересное для вас место можно через друзей. Как отмечает карьерный эксперт Юлия Конычева, около 40% специалистов находят работу именно благодаря знакомствам.
Обязательно расскажите друзьям о поиске работы лично или в соцсетях. Если кто-то из ваших знакомых работает в интересной вам компании — это возможность узнать больше о работодателе и попросить друга рекомендовать вас.
3. Составьте резюме
HR-специалисты тратят на просмотр резюме кандидата всего 10–20 секунд, за это время вы должны выделиться среди других соискателей. В резюме укажите:
- имя, фамилию и контактные данные;
- фото (по желанию);
- образование;
- опыт работы и реализованные проекты;
- профессиональные навыки;
- личные качества;
- зарплатные ожидания.
Воспользуйтесь шаблоном для резюме или составьте его самостоятельно в формате PDF. Необходимо, чтобы документ был не слишком кратким, но и не очень подробным (максимум 3–4 страницы), без грамматических ошибок и клишированных фраз (успешный маркетолог, достиг больших результатов). Сохраняйте деловой стиль: рекрутеры не любят чересчур креативные резюме, например в стихотворной форме. Для большинства вакансий такой файл будет скорее минусом, чем реальным шансом выделиться.
4. Отправьте заявки
После составления резюме разместите его на сайтах по поиску работы ― там, где есть шанс, что вас увидят рекрутеры. Также активно откликайтесь на вакансии. Карьерный эксперт Юлия Конычева советует откликаться не менее чем на 10–20 вакансий в день. Как и в маркетинге, здесь работает воронка продаж: чем больше запросов вы отправили, тем выше вероятность, что какой-то из них сработает.
По словам Конычевой, после десяти откликов у соискателя есть шанс получить одно приглашение на собеседование, однако многое зависит от отрасли, в которой он ищет работу.
При направлении отзыва на конкретную вакансию очень рекомендую пользоваться лайфхаком от HR-менеджеров. Посмотрите, какие основные требования предъявляются к специалисту на конкретную вакансию, и измените свое резюме, сделав акцент именно на эти свои профессиональные качества и проекты, реализованные в направлении деятельности данной компании.
При отклике на вакансию обязательно напишите сопроводительное письмо. В нем покажите осведомленность о конкретной компании, ее успехах, продуктах или услугах. Также можно рассказать, почему вы хотите работать именно в этой организации и что можете предложить для решения задач.
5. Подготовьтесь к собеседованию
После того как вас пригласили на собеседование, составьте короткий, но емкий рассказ о себе, своем опыте и качествах. Большинство работодателей выделяют на собеседование от 10 до 30 минут, поэтому вам нужно будет произвести впечатление в сжатые сроки.
Часто соискатели не готовятся заранее к интервью. Важно накануне несколько раз проговорить личную презентацию о своих успехах и компетенциях. Репетировать всегда полезно, так вы сможете учесть все важное и во время интервью ничего не забыть.
На собеседовании необходимо задать и свои вопросы: уточнить обязанности, узнать о перспективах развития, расспросить о коллективе и условиях трудоустройства. Изучите опыт других соискателей по отзывам о компаниях в социальных сетях и старайтесь не допускать типичных ошибок на интервью.
Грамотно составленное резюме и опыт — лишь 30% успеха. В остальном все зависит от того, как вы проявите себя в процессе отбора. Вместе с тем нужно продолжать мониторить новые вакансии, откликаться на интересные предложения и инициативно выходить на связь с рекрутерами, даже если вы уже проходите отбор в другую компанию. Просто разместить резюме и ждать откликов — проигрышная стратегия.
На собеседовании наниматель может попросить вас выполнить тестовое задание, которое часто не оплачивается. В этом случае важно, чтобы вам было не жалко потраченного времени. Если на тестовое задание нужны сутки и вас просят сделать его бесплатно, нужно подумать, точно ли вам нужна такая работа.
6. Получите обратную связь
После неудачной встречи с рекрутерами не стесняйтесь запрашивать обратную связь, чтобы понять причины отказа и поработать над ними. HR-специалист Юлия Мельчугова отмечает, что из 20 откликов на вакансии вас должны пригласить на девять-десять интервью с рекрутерами. Если этого не происходит ― нужно усилить резюме или подать заявки на менее высокие должности, потому что ваш опыт может не соответствовать требованиям работодателей.
После интервью с рекрутерами вас могут пригласить на собеседование с нанимающим менеджером. Как правило, это заказчики вакансии — руководители команд, отделов и направлений. Если дальше первой встречи вы не прошли, выясните у нанимателя причины отказа и обдумайте, правильно ли вы презентовали себя и свой опыт.
Не отчаивайтесь, если рекрутеры долго отвечают на сообщения, не зовут на интервью, дают низкие оценки вашему тестовому заданию или отказывают вам. Воспринимайте этот процесс как развитие: обратная связь рынка помогает определить свои зоны роста и понять, какие навыки и компетенции вам нужно подтянуть.