«Ненормальный»: чего не хватило фильму о воспитании ребенка-инвалида
. Историю от сценариста «Мастера и Маргариты» снимали в ШанхаеВышла рецензия на фильм «Ненормальный» с Яценко: безобидное кино из Шанхая
В кинотеатрах показывают драму «Ненормальный» — режиссерский дебют звезды «Иных» Ильи Маланина с Александром Яценко в главной роли. Сценарий к ней писал Роман Кантор –– автор новой адаптации «Мастера и Маргариты», а также хитовой «Эпидемии». До выхода в широкий прокат «Ненормальный» стал фильмом открытия 22-го фестиваля кинодебютов «Дух огня», традиционно проходящего в Ханты-Мансийске.
Кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина считает, что амбициозную цель показать всепобеждающую любовь фильм исполнил слишком формально.
Юрий (Александр Яценко) по профессии инженер, по духу — идеалист, а по призванию — мастер вдохновлять окружающих на свершения. Он знакомится с фармацевтом Татьяной (Наталья Кудряшова), чей сын Коля (Елисей Свеженцев) страдает одной из форм митохондриальной миопатии, вызванной инсультом во время родов. Говоря проще — ребенок с трудом передвигается, у него заторможенная реакция и слабые шансы на счастливое будущее. Врачи относятся к возможному лечению скептически, приглашенные из отчаяния мамой и бабушкой «народные целители» наживаются на несчастье семьи. А сам Коля мечтает наконец-то спуститься к дворовым мальчишкам и хотя бы разочек сыграть с ними на равных в футбол.
Появление в семье Юрия, выросшего в детском доме, все меняет. Тренируясь по его специальной системе, Коля вырастает в виртуозного пианиста (его сыграл дебютант Илларион Маров), отправляется с отчимом на конкурс пианистов в Шанхай, где впервые влюбляется и учится разделять собственные мечты и отцовские амбиции.
В 2017 году «Временные трудности» Михаила Расходникова с Иваном Охлобыстиным и Риналем Мухаметовым угнетали и травмировали историей про ребенка с особенностями, за «исцеление» которого берется не специалист, а решительный отец с ежовыми рукавицами и глубинной моралью. «Ненормальный» Ильи Маланина со схожим сюжетом сперва настораживает: неужели и этот фильм не обойдется без оправдательных интонаций в адрес бытового насилия, прикрываемого высшей целью заставить ребенка с инвалидностью встать и зашагать к нормальной жизни? К счастью, опасения не подтвердились.
«Ненормальный» — пример доброго кино для всей семьи; его можно смотреть с маленькими детьми, а можно со взрослыми родителями. Несмотря на мрачный старт, краски сюжет не сгущает. Вспоминая опыт в детдоме, Юрий расскажет историю о том, как его однажды избили до потери чувствительности в ногах, но обернет все в поучительное наставление о преодолении боли. Колин путь к выздоровлению хоть и будет тернист, но не затронет самую неприглядную сторону опыта семей, в которых растут «особенные» дети.
Кажется, что дебютный фильм Маланина ставит цель размягчить зрительские сердца и вновь повторить известный нарратив о том, что любовь исцеляет. Задача самая благородная, но есть нюансы. Сценарист Роман Кантор (над картиной он работал в соавторстве с Сергеем Козиным) рассказывал в подкасте «Авторская комната», что этот фильм для него очень личный. В первую очередь хотелось сделать вдохновляющую и утешительную историю про отношения отцов и детей — причем буквально. Личные взаимоотношения Юрия с Татьяной уходят на второй план, раскрываясь лишь в маленьких штрихах. Основная история любви здесь — между Юрием и его пасынком Колей, которого он с первых дней воспринимает как родного.
Коля проникается к новому маминому знакомому не так быстро, но постепенно их связь начинает напоминать подлинно родственную. В ней есть место спорам, несогласию, но находится место и для большой любви, казалось бы, посторонних людей, не связанных ничем, кроме общего опыта безотцовщины. Таких историй в отечественном кино действительно все еще мало, а подобные отношения либо подаются с негативным оттенком (отчимы и мачехи часто представлены злодеями), либо не исследуются вовсе.
Однако по части глубокого раскрытия героев фильм недобирает. Женские образы представлены в качестве фона. Таня — хорошая женщина с тяжелой судьбой, восторженно наблюдающая за тем, как Юрий ловко справляется с лечением ее сына. Бабушка Екатерина (Надежда Маркина) дежурно отыгрывает мнительную женщину старшего поколения, которая никому не верит и во всем ищет подвох. Китаянка Аня (Сюи Шиюэ), с которой повзрослевший Коля знакомится во время музыкального конкурса, тоже лишена объема — она миловидная, добродушная девушка мечты, но каким человеком по сути является, мы так и не узнаем.
Сложнее и чуть интересней обстоят дела с мужскими персонажами. Юрий, несмотря на все свое великодушие к неродному ребенку, не лишен замашек диванного имперца. Во время таможенного допроса в китайском аэропорту бросает фразы-бравады вроде «Цель приезда? Побеждать вас приехали». Слушая экскурсионный рассказ Ани про достопримечательности Шанхая и описание третьей по высоте башни в Азии, отпустит ироничный комментарий: «А до первого места не смогли дотянуть?»
Герой считывает внешний мир через противостояние своих и чужих. Даже музыкальный конкурс (пусть и международный, очень почетный) он воспринимает не как рядовое соревнование пианистов, а как столкновение разных стран, культур и менталитетов. Основного китайского соперника Коли, не менее одаренного юношу, он презрительно называет позером и демонстративно сторонится.
Самому Коле, лишенному узколобости Юрия и голодному до новых впечатлений, тяжело не вступить в конфронтацию с отчимом. Особенно когда своей гиперопекой тот буквально старается изолировать сына от внешнего мира — шумного, красивого и приглашающего к большим приключениям. Коля в качестве терапии с юных лет заучивает концерты классических композиторов и по-детски завистливо поглядывает на обычных ребят, в жизни которых нет необходимости разрабатывать мышцы и моторику за роялем, а есть свободная возможность погонять в друзьями мяч во дворе.
Став старше, Коля предсказуемо бунтует, но миролюбиво: в конце концов все обнимутся, простят друг друга и научатся слышать не только фальшивые ноты в очередном исполнении второго концерта Шопена, но и желания близких.
Безобидное кино Маланина успешно справляется с поставленной задачей — выбивает у зрителей сентиментальную слезу. Но неплохой фильм, рассчитанный на массовую аудиторию (и вероятно, на азиатский прокат), лишен авторского почерка самого режиссера. Картина, призывающая зрителя не бояться рисковать, сама этот духоподъемный призыв игнорирует. Маланин аккуратничает, снимая очень рамочное кино — оно согревает в моменте, но выветривается из головы и сердца уже на финальных титрах. В нем нет очевидных промахов, как не бывает ошибок в блюде, приготовленном в точности по известному рецепту: получается неплохо, но слишком привычно.
Те, кто пришел в кино за дозой экранного добра, не обманутся. Зритель, который опасался повторений ошибок «Временных трудностей», может выдохнуть — детей здесь мучают разве что уроками музыки. Но ожидавшие встречи с более зрелым кино разочаруются. Если экранный Коля осмелился сыграть в самый ответственный момент свое авторское произведение, фильм «Ненормальный», увы, обречен играть чужие партии.