Здравствуй, сестра: экранная эволюция Оксаны Акиньшиной
. От музы Бодрова и съемок с Дэймоном до звезды российского стримингаАктрисе Оксане Акиньшиной исполнилось 37 лет
Оксана Акиньшина дебютировала в кино 23 года назад — в возрасте 14 лет снялась в драме «Сестры» Сергея Бодрова-младшего. С тех пор она стала одной из самых востребованных актрис российского кино. В разное время на ее публичный имидж влияли не только творческие свершения, но и личная сторона жизни: от романа с фронтменом группы «Ленинград» Сергеем Шнуровым до громких антифеминистских высказываний.
19 апреля актрисе исполняется 37 лет. По просьбе РБК Life кинокритик и автор телеграм-канала Age of Cinema Елена Зархина вспоминает лучшие проекты и экранную эволюцию кинозвезды, чья карьера продолжает набирать обороты.
«Сестры»
Режиссер Сергей Бодров-младший, 2001 год
Сперва многие иронично подшучивали над названием дебютной режиссерской картины Сергея Бодрова-младшего — мол, после двух «Братьев» он продолжает тему родства в своих авторских «Сестрах». Однако после выхода картины стало очевидно, что Бодрову действительно важно разобраться в том, из чего складывается родственная связь на примере двух главных героинь-сестер.
Но также стало очевидно и то, что на небосклоне российского кино зажглась новая звезда. Четырнадцатилетняя Оксана Акиньшина приковывала к себе внимание, а в ряде сцен — и вовсе переигрывала взрослых опытных артистов. Сам Бодров признавался, что для него фильм сложился именно в тот момент, когда он нашел актрису на роль бойкой и бесстрашной Светы — старшей из двух сестер, которая должна спасти от преследования бандитов не только себя, но и младшую Дину.
При этом сама Акиньшина не рвалась становиться актрисой и пришла на пробы по рекомендации модельного агентства, в котором на тот момент состояла. Высоко юную актрису оценили и взрослые коллеги по съемкам — особенно, когда стало понятно, что юной и неопытной Оксане удаются сложные драматургические сцены, требующие специальной подготовки.
Спустя годы Акиньшина не очень любит рассказывать про свою дебютную роль, но неизменно с теплом вспоминает работу под руководством Сергея Бодрова, которого трогательного называет своим ангелом-хранителем. За роль Светы она вместе с Екатериной Гориной, экранной сестрой, выиграла приз в категории «Дебют» на фестивале «Кинотавр». Начало большой карьеры было положено.
«Лиля навсегда»
Режиссер Лукас Мудиссон, 2002 год
При этом карьеру Акиньшина решила продолжить в скромном, но интересном европейском кино. В 2002-м снялась в драме шведского режиссера Лукаса Мудиссона «Лиля навсегда». Это история про девочку-сироту Лилю, которая обманом попадает в сексуальное рабство. Основной для картины послужила реальная история литовской школьницы Дангуоле Расалайте и ее прощальные письма, в которых она рассказала о том, что ей пришлось пережить.
Пятнадцатилетняя Акиньшина сыграла психологически сложную и даже изматывающую роль. За свою работу она была номинирована на приз Европейской киноакадемии, выиграла награду Международного кинофестиваля в Хихоне (Испания), была признана лучшей актрисой по версии Стокгольмского смотра и национальной шведской кинопремии «Золотой жук», а также победила в актерской категории Скандинавского кинофестиваля в Руане. Высоких оценок была удостоена и сама картина — например, оказалась в числе номинантов на премию «Американского сообщества политических фильмов» в категории «Права человека».
«Превосходство Борна»
Режиссер Пол Гринграсс, 2004 год
В 2004-м фильмография Акиньшиной пополнилась двумя международными проектами: она снялась в нидерландской драме «Юг» Мартина Кулховена и голливудском боевике «Превосходство Борна» — второй части оригинальной трилогии про Джейсона Борна в исполнении Мэтта Дэймона. В «Юге» сыграла мать-одиночку Зою, нелегально приехавшую в Нидерланды. Свою роль Акиньшина исполнила на голландском языке.
В «Превосходстве Борна» она снялась в роли Ирины Нески — дочери первых жертв Борна, которых он убил несколько лет назад. Герой Дэймона разыскивает девушку в Москве, чтобы рассказать ей правду о смерти ее родителей. Роль у Акиньшиной получилась небольшая, но запоминающаяся. За несколько минут экранного времени ей удалось создать убедительный образ потерянной героини, утратившей всякие жизненные ориентиры после гибели родителей.
«Стиляги»
Режиссер Валерий Тодоровский, 2008 год
К концу нулевых Акиньшина фокусируется на российском кино и одним из самых значимых проектов того времени для нее становится мюзикл Валерия Тодоровского «Стиляги». В нем она сыграла Полину по прозвищу Польза («Хочешь провести время с Пользой? Приходи на Бродвей!» — шутил один из героев фильма). Как отмечали сами авторы, в основе картины история простого советского парня, нашедшего друзей в среде «идейных врагов» — стиляг. Так в СССР середины XX века называли представителей субкультуры, восхищенной американским образом жизни.
В Полину влюбляется Мэлс, и она становится его проводником в мир выдуманной советской золотой молодежью глянцевой американской культуры. «Стиляги» — отличный пример российского мюзикла с качественным саундтреком и яркими танцевальными номерами.
«Высоцкий. Спасибо, что живой»
Режиссер Петр Буслов, 2011 год
Музыкальной стала роль Акиньшиной и в байопике о Владимире Высоцком: актриса исполнила роль Татьяны Ивлевой, прообразом которой стала Оксана Афанасьева — последняя возлюбленная советского барда и актера. На ее глазах музыкант пережил клиническую смерть в Бухаре, где его чудом удалось спасти. После того как Высоцкий пришел в себя, он признался Афанасьевой в любви.
Она же была рядом с артистом в роковую ночь 1980 года, когда его не стало. Эти эпизоды из жизни пары отражены в картине Буслова, в которой роль барда исполнил сильно загримированный Сергей Безруков.
Многие критики и люди из окружения Высоцкого негативно отреагировали на картину, отметив слабый сценарий и странную оптику, выбранную авторами для того, чтобы рассказать о творчестве и судьбе поэта. Сценарий, кстати, написал его сын, Никита. Тем не менее к работе самой Акиньшиной вопросов, кажется, не было ни у кого. Более того, актриса была номинирована за эту роль на премии «Ника» и «Жорж».
«8 первых свиданий» / «8 новых свиданий»
Режиссеры Дэвид Додсон, Александр Маляревский, Марюс Вайсберг, 2012 и 2015 годы
В начале десятых Акиньшина переключилась на легкий жанр романтических комедий. С разницей в три года вышла дилогия «8 первых свиданий» и «8 новых свиданий», в которых актриса снялась вместе с будущим президентом Украины Владимиром Зеленским. Производством также занимался украинский продакшен — студия «Квартал-95». При бюджете чуть более $4 млн в прокате оба проекта в общей сложности собрали почти $17 млн.
Главные герои, Вера и Никита, успешны в карьере и личной жизни: каждый реализовался в профессии и готовится к скорой свадьбе. Но неожиданно после бурного празднования в одном ресторане герои просыпаются в общей постели. Решив, что это последствия яркого торжества, они не продолжают общение и расходятся по своим жизням. Но на следующее утро сценарий повторяется: они снова просыпаются вместе и начинают подозревать, что их встреча неслучайна. Получилось непритязательное, но доброе кино, напоминающее, что без любви жизнь лишается смысла.
«Спутник»
Режиссер Егор Абраменко, 2020 год
Удачный жанровый эксперимент в карьере актрисы — космический триллер Егора Абраменко, наследующий эталонные черты фантастических хорроров про инопланетян и землян.
Начало 1980-х. Молодой космонавт Константин (Петр Федоров) во время очередного полета терпит крушение, в котором чудом выживает. Но подробности катастрофы и чудесного спасения героя от общественности скрываются. Оказывается, что на Землю космонавт вернулся другим, и кажется, что его тело стало пристанищем для внеземного существа. Расследовать, что теперь находится внутри героя и как оно там оказалось, доверяют сотруднице космической станции — врачу-нейрофизиологу Татьяне Климовой, которую сыграла Акиньшина. Она искренне верит, что может спасти Константина, хотя действовать ей приходится против собственного руководства и системы, для которой человек менее ценен, чем возможные научные открытия о жизни по другую сторону черной дыры.
Оксана Акиньшина, вопреки своим собственным антифеминистским высказываниям, воплотила отличную героиню с сильным характером, твердой волей и умением не затеряться в подчеркнуто мужском коллективе. Более того — стала сердцем и душой всей истории, которая во многом держится именно на арке героини Татьяны. «Спутник» был номинирован на американскую премию «Сатурн», а в 2021 году стало известно о планах выпустить англоязычный ремейк картины.
«Полет»
Режиссер Петр Тодоровский, 2019 год
В 2019-м актриса взялась покорять отечественный стриминг. В сериале «Полет» телеканала ТНТ и платформы Premier герои чудом не попадают на самолет, потерпевший крушение, и все же им приходится столкнуться с катастрофами — в личной жизни. Выжившие пытаются понять, для чего им дарован второй шанс, и стараются найти способ изменить свою жизнь к лучшему.
Героиня Акиньшиной Ира с разладом в душе и семье ищет способ справиться с черной полосой в жизни и обрести счастье. В сентябре 2020 года сериал получил главный приз The Best TV Series основной конкурсной программы международного фестиваля сериалов Serial Killer в Брно (Чехия).
«Контейнер»
Режиссеры Максим Свешников, Алексей Ляпичев, 2021–2023 годы
Несмотря на зрительский успех «Полета», самым важным проектом последних лет в карьере актрисы стал сериал «Контейнер». Оксана Акиньшина исполнила роль Саши, согласившейся стать суррогатной матерью для обеспеченной и властной семьи государственного чиновника. По воле будущей матери ребенка Саша переезжает в роскошный особняк своих «заказчиков», где ей открывается неприятное закулисье жизни богачей. Параллельно развивается ее личная трагедия: в раннем возрасте Саша подверглась сексуализированному насилию, и последствия этого преследуют ее до сих пор.
«Контейнер» — один из самых успешных сериалов видеосервиса Start. Шоу не только пытается основательно исследовать тему суррогатного материнства, но и поднимает важные вопросы о социальном неравенстве, правах женщин и культуре насилия, которой пропитана наша жизнь. Акиньшина сыграла сложную роль — героиню, которая разрывается между личным долгом перед собой и теми, кто ей дорог. А также человека, столкнувшегося с абьюзом и лишенного возможности проработать свою травму. Проект завершился после третьего сезона, но весной 2022 года должна была состояться мировая премьера сериала на стриминг-сервисе Apple TV+, где он бы стал первым российским проектом линейки Apple Originals, однако сделка была приостановлена.
«Неверные»
Режиссер Алексей Кузьмин-Тарасов, 2024 год
В 2024 вышел сериал «Неверные» — в нем Акиньшина вновь воплотила персонажа, на котором держится весь проект. Актриса исполнила роль столичного адвоката Ольги Шилковской с развалившейся семьей и алкогольной зависимостью. Чтобы навести порядок в собственной жизни, героиня возвращается в профессию и учится трезво смотреть не только на своих клиентов, но и на саму себя.
«Неверные» — спорный проект со множеством изъянов, но он предлагает интересную главную героиню, проникнуться эмпатией к которой зрителю будет непросто. Авторы позволяют Ольге быть неидеальной, ошибаться и отчаянно отвоевывать у жизни второй шанс. При всем скепсисе к самому сериалу сложно представить в этом образе кого-то, помимо Акиньшиной, которой особенно хорошо удаются образы женщин, находящихся в пограничном состоянии. Но (почти) всегда обретающих путь к исцелению.