Кому мстит обезьяна: почему стоит посмотреть «Манкимэна»
. Необычный и яркий боевик от звезды «Миллионера из трущоб»Вышла рецензия на фильм «Манкимэн» про индийского мстителя в маске обезьяны
В российский прокат вышел экшен «Манкимэн» — первый режиссерский опыт актера Дева Пателя, известного по «Миллионеру из трущоб» Дэнни Бойла, «Льву» Гарта Дэвиса и «Легендe о Зеленом Рыцаре» Дэвида Лоури.
Захватывающие экшен-сцены, чувство стиля и критика индийского национализма и кастовой системы — вот что цепляет в этом дебюте, считает кинокритик и автор телеграм-канала «Комендант кинокрепости» Тимур Алиев.
Безымянный герой (Дев Патель) поднимается на ринг. На нем маска обезьяны — с открытыми лицами в боях без правил никто не сражается. В ходе поединка Манкимэн должен лечь в конкретном раунде, иначе организатор по кличке Тигр (Шарлто Копли) не сможет сорвать куш и обогатиться на бедняках вымышленного индийского города Ятана. Толпа получает желанное зрелище, а герой за поражение — гонорар меньше желаемого. «Прыгай как мартышка в следующий раз, ты же в маске — людям будет весело», — отвечает Тигр на претензию парня, отказываясь платить, как договаривались.
Стремление заработать приводит главного героя в элитный ночной клуб. Он уговаривает владелицу дать ему любую работу и устраивается мойщиком посуды. Впрочем, настоящим мотивом трудоустройства в это место является… месть. Еще ребенком герой стал свидетелем жестокого убийства своей матери (Адити Калкунте). Продажные полицейские во главе с шефом Раной (Сикандар Кхер) уничтожили его родную деревню. Теперь Рана — начальник полиции и частый гость этого клуба, как и прочие наделенные властью, развращенные коррупцией и несметным богатством.
Месть — блюдо, которое подают холодным. Сломленный подросток, вынужденный бежать из родного дома в леса (с годами герой научился даже различать птиц, которые будят его по утрам), ищет возмездия — и обязательно его найдет. Перед этим столкнется с банальностью зла, пройдет трансформацию и выйдет победителем.
Сюжет — далеко не главное в «Манкимэне», куда интереснее визуальная эстетика, хореография боев, музыкальное сопровождение и национальный колорит.
В кино — голливудском, но не только — месть, как правило, становится следствием тривиальных «спусковых крючков»: гибель собаки («Джон Уик»), угон машины («Гран Торино»), подстава нанимателей («Адреналин»), смерть невесты («Ворон»).
«Манкимэн» в той же упряжке, но Дев Патель добавляет герою щепотку национального колорита — связь с существом из древнеиндийских мифов. Во флешбэках герой узнает от матери легенду о Ханумане — боге-обезьяне, который однажды съел Солнце и был проклят другими божествами. Индуистские мотивы органично вплетаются в историю о возмездии коррупционерам, которые наживаются на ненависти, расизме и ксенофобии.
Патель не дает зрителю забыть об образе Ханумана ни на секунду. Главный герой постепенно начинает ассоциировать себя с ним: гравюра с изображением мифа о Ханумане несколько раз появляется в кадре; в кукольном спектакле, который всплывает в одном из флешбэков, тоже появляется бог-обезьяна — накануне жесточайшей расправы над жителями деревни.
Индия в фильме — не фон, а фундамент истории. Бедность и погубившие тысячи людей религиозные распри мусульман и индуистов, продолжающиеся по сей день, — причина бед, выпавших на долю главного героя и его деревни. Режиссер обращается к этой теме, обозначая свое беспокойство судьбой современной Индии.
Так гуру Баба Шакти (Макранд Дешпандэ), по приказу которого сожгли деревню героя, чтобы на ее месте построить фабрику, спустя годы продолжает выступать по телевидению, промывая мозги миллионам соотечественников и агитируя их голосовать за лидера партии националистов.
К слову, зарубежные критики отметили схожесть продажного политика из «Манкимэна» с Нарендрой Моди, премьер-министром Индии и лидером Индийской народной партии («Бхаратия джаната парти»). В том числе из-за политических рисков Netflix, изначально купивший картину Пателя за $30 млн, не решился выпускать ее на стриминге и продал Universal меньше чем за $10 млн.
Главный герой не похож на Рэмбо или на Терминатора. Большую часть экранного времени ему серьезно достается, начиная от первой попытки устранить шефа полиции Рану и заканчивая финальной битвой, после которой персонаж едва стоит на ногах. Установить число ран, из которых струится кровь, не представляется возможным. Конечно, общего с франшизой о Джоне Уике у «Манкимэна» предостаточно — от одних и тех же продюсеров до строгого черного костюма, который в финале надевает главный герой.
Но фильм Дева Пателя смотрится более выигрышно за счет социального контекста. Чего только стоят вкрапления реальных новостных сводок с избиением индуистов и мусульман (в лучших традициях Спайка Ли), которые вплетены в двухчасовой неоново-кровавый экшен.
Четко выстроенная драматургия, динамичный саундтрек, талантливая режиссура, виртуозная операторская работа и впечатляющие спецэффекты позволяют сделать вывод о несомненном успехе режиссерского дебюта Дева Пателя. Да, фильм не без проблем: сценарий ничем не удивляет, как и скудная каскадерская подготовка Пателя (до 90% лично выполненных Киану Ривзом трюков в «Джоне Уике» еще пахать и пахать). Но, учитывая крайне скромный бюджет в $10 млн, кино более чем достойное. Это яркая жанровая «проба пера», после которой за режиссером Пателем придется следить пристальнее.