Дали с шестью «а»: почему «Даааааали!» Квентина Дюпье — лучший байопик
. Комедия об испанском художнике уже идет в киноВышел обзор комедии «Даааааали!» Квентина Дюпье, которая будет в прокате с 9 мая
9 мая в российский прокат выходит комедия «Даааааали!» Квентина Дюпье, представляющая собой абсурдистский портрет Сальвадора Дали. Мировая премьера картины состоялась на 80-м Венецианском кинофестивале вне конкурса.
Кинокритик Мария Ракитина объясняет, почему фантасмагорический взгляд на жизнь испанского сюрреалиста — лучший из возможных.
Молодая и целеустремленная француженка Жюдит (Анаис Демустье) подалась из фармацевтов в журналистки и теперь готовится к интервью в номере отеля. Она едва заметно нервничает в ожидании величайшего художника-шоумена — самого Сальвадора Дали. Напряженную обстановку разряжает белая коза, которая только что была чучелом, а теперь поедает томящиеся в вазе розы.
Ассистентка Дали врывается в номер Жюдит и сообщает, что живописец уже поднимается на лифте. Журналистка выходит в коридор, чтобы встретить живую легенду сюрреализма и эпатажных дел мастера. Однако путь Сальвадора до гостиничного номера длится вечность. С другого конца коридора изнемогающий от жажды Дали (Жиль Леллуш) сообщает, что пьет только газировку, потому что испытывает священный ужас перед водой, в которой нет пузырьков.
Забывчивая помощница художника тотчас звонит на ресепшен и требует от работников отеля срочно предоставить запас питья для гения. Дали добирается до терпеливой Жюдит ровно в тот момент, когда тележка с бутылками газированной воды оказывается рядом с ее номером. Журналистка с облегчением выдыхает: наконец все готово для интервью. Садится в кресло напротив Дали и собирается задать первый вопрос. Художник сразу же прерывает ее. Оказывается, Дали рассчитывал на то, что это будет видеоинтервью. Не увидев «гигантской кинематографической камеры», оскорбленный живописец незамедлительно ретируется из комнаты.
Жюдит понимает, что шанс поговорить с Дали выпадает раз в жизни, не собирается опускать руки и, заручившись поддержкой своего продюсера Жерома (Ромен Дюрис), планирует снять фильм о Дали с участием самого Дали. Вот только уговорить высокомерного художника — задача не из легких.
«Даааааали!» — не серьезный байопик и даже не портрет гения, а фантасмагорическая фантазия о неуловимой личности художника. В комедии Квентина Дюпье сновидческий бред обрамляет остроумный анекдот о трудностях поддержания провокационного имиджа. Как известно, самовлюбленный и Avida Dollars («алчный до долларов») Сальвадор Дали мечтал только об одном — лишь бы о нем постоянно говорили.
Дюпье отдает дань уважения испанскому художнику, изображая его рок-звездой от мира искусства, запутавшейся в грезах и теряющей связь с реальностью. Эксцентричный Сальвадор, воплощенный сразу пятью актерами, мечется между мифом о творце-анархисте и приземленной самокритикой.
В одной сцене Дали упивается созданием нового шедевра, о котором все будут говорить, а в другой заявляет, что считает свою живопись никуда не годной. Парадоксальность художника выражается в беспрерывной смене амплуа.
Дали в представлении Квентина Дюпье — вечно перерождающийся актер. «Я уже не тот человек, что был минуту назад», — как будто говорит каждый из представленных зрителю Сальвадоров. Пять ипостасей каталонского провокатора (Эдуард Баэр, Джонатан Коэн, Жиль Леллуш, Пио Мармай, Дидье Фламан) подчеркивают разные грани его экстраординарной личности.
В одной сцене Дали страдает муками творчества и рисует, стоя под зноем испанского солнца. В следующей — присваивает себе чужую картину, просто поставив на ней экстравагантную подпись под аплодисменты восторженной публики, а впоследствии надменно заявляет, что «никогда не писал подобного дерьма». Один Дали нарушает личные границы и дотрагивается до груди визажистки, потому что он художник, ему все можно. Так режиссер обличает вседозволенность «гениев», которой люди из сферы искусства публично оправдывали харассмент вплоть до эпохи #MeToo. Другой Дали ищет нелепые отговорки от интервью с Жюдит и жалуется, что у него за окном идет дождь из дохлых собак. В этой отвратительной сцене специфические фантазии художника, которыми он дозированно шокирует поклонников, достигают апогея.
Картина Дюпье, подобно творчеству самого Дали, лишена логики и здравого смысла. С каждой минутой история об охоте проворной журналистки за вечно ускользающим художником делается «все страньше и страньше, все чудесатее и чудесатее».
Режиссер намеренно отказывается от упорядоченности видений творца и отправляет нас в захватывающую Одиссею по подсознанию Сальвадора, который ужасно боится двух вещей — старости и смерти. Дюпье повсюду разбрасывает отсылки к сказочным мирам Дали. В открывающей сцене изящно оживает картина «Некрофильский источник, забивший из рояля»; белый лебедь непременно мелькает в одном кадре с женой и музой художника Галой (Катрин Шоб-Абкариан), вызывая ассоциации с «Атомной Ледой». Из знаковых атрибутов творчества Дали в фильме встречаются яйца (на крыше дома Сальвадора в Кадакесе и на сковородке). А вот мягкие, стекающие часы так и не появляются.
Относительность пространства и времени Дюпье иллюстрирует через поток бессвязных грез провинциального священника, с которым ужинает художник. Сновидения отца Жака о путешествии через огненный Ад, продаже фальшивой картины Дали на аукционе и фатальном выстреле ковбоя со временем превращаются в самосбывающееся пророчество.
Причудливую драматическую структуру картины Дюпье отчасти заимствует у фильма Луиса Бунюэля «Скромное обаяние буржуазии» (1972), в котором трапеза голодных гостей званого обеда все время прерывается потоком бредовых увеселений. Таким образом, в «Даааааали!» французский постановщик переосмысляет наследие сразу двух выдающихся сюрреалистов XX века.
Квентин Дюпье — не первый режиссер, замахнувшийся на художественную картину о Дали. До него постичь магию каталонского шоумена пыталась Мэри Хэррон, которая экранизировала «Американского психопата». В драме «Быть Сальвадором Дали» (2022) постановщица показала испанского живописца личностью культовой, но неуравновешенной и трагической. Одним словом, предсказуемой. Дюпье же избегает энциклопедических подробностей и опускает нелестные факты из биографии Дали вроде активной поддержки диктатора Франко и его фашистского режима. Но сосредоточивается на скандальной непостижимости Сальвадора, за которой на протяжении всего фильма гоняется журналистка.
Французский кинематографист-сюрреалист Квентин Дюпье прославился своими метаироничными комедиями. В «Шине» агрессивная покрышка мстила человечеству. В «Оленьей коже» замшевая куртка заставляла своего владельца совершать преступления. В «Жвалах» два друга-раздолбая приручили огромную муху. В «Невероятно, но факт» супруги омолаживались, попадая в прошлое через подвал дома, а в «Курение вызывает кашель» за спасение мира отвечала команда супергероев «Табачная сила», которая пародировала «Могучих рейнджеров».
«Даааааали!» наследует специфический юмор картин Дюпье и улавливает тот самый хулиганский дух испанского художника. Интуитивный подход к истории Дали наверняка оценят его фанаты, а непосвященные зрители от души повеселятся. В любом случае «Даааааали!» — абсурдистский аттракцион, на котором стоит прокатиться каждому.