Вышел сериал «Амура» о русской в Японии. Раскрываем все «за» и «против»

. Почему сериал с Аленой Михайловой получился шероховатым

Вышел сериал «Амура»: почему проект с Аленой Михайловой получился шероховатым

Обновлено 01 октября 2024, 12:07
Алена Михайлова в сериале «Амура»
Фото: Kion, 1-2-3 Production

Алена Михайлова в сериале «Амура»

В онлайн-кинотеатре Kion 1 октября стартовал оригинальный сериал «Амура» от сценариста «Она такая классная» Кирилла Дышлового и режиссеров «Лучше, чем люди» Андрея Джунковского и Ильи Овсенева. История «Амуры» разворачивается в раздираемой кланами якудза Японии, которую снимали в Таиланде, в центре сюжета — девчонки-близнецы, которых играет Алена Михайлова («Чики», «Жена Чайковского»).

РБК Life рассказывает, почему ориентированный на Азию международный проект про русскую мстительницу в чужой стране держится на неровных швах.

Аня и Надя Вдовины — сестры-сироты из Владивостока: первая — боевая, вторая — бедовая. Их пути расходятся, когда Надя уезжает (практически сбегает) жить в Японию. Аня остается на родине, чтобы лупить противниц в смешанных единоборствах под звучным псевдонимом Амура. Спустя несколько лет разлуки выясняется, что Надя попала в серьезные неприятности, и сестра бросается ей на выручку.

Первые два эпизода семисерийного сезона отданы экспозиции. Вот Аня живет в порту, якшается с контрабандистами, раздает по кумполу мужикам негодяистого вида и до слез обижается, когда кто-нибудь напоминает о ее сиротском детстве. Вокруг неспокойная реальность с коррумпированными правоохранительными органами, которыми заправляет Екатерина Вилкова в ярко-красной помаде. Из соседней Японии (рукой подать через море) ползет зараза — новомодный наркотик, который уже превратил улицы Токио в питерские подворотни. Два влиятельных клана якудза занимаются дележом власти, а между ними каким-то немыслимым образом оказываются зажаты две русские девчонки.

Искомая среди тайских кварталов Япония выглядит в кадре соответствующе, такой ее в тревел-блогах придется поискать: пустые города, большие поезда, публичные дома, бездушные офисные здания до небес. Повсюду пороки, извращения и, конечно же, мафия. Аня решительно движется по кругам японского ада с непроницаемой мордой кирпичом и продолжает разбивать носы без предупреждения. Только крохотный храм бывшего якудза на крыше неподалеку от борделя покажется ей и всем зрителям островком спокойствия, и то на мгновение. «Мутный дед», — цинично заметит Ермак, бывший Ани в исполнении очень забавного Юрия Колокольникова, прижившийся среди японцев благодаря собственному фрик-шоу. И вся магия фонариков лопнет как мыльный пузырь.

«Амура», на первый взгляд, выполнен технически безупречно: сериал опирается на стилистику аниме-боевиков (укрупненные планы разных частей тела, от пяток до носогубных складок, порой не умещаются в рамки экрана), сцены с живыми актерами разбавлены анимированными вставками, объясняющими контекст и прошлое героев.

Ритм выдержан ровно, то есть галоп, заданный на старте, в двух первых эпизодах не тормозит ни разу. Персонажи заходят в кадр постепенно, есть возможность к ним привыкнуть и не потерять в очередной шумной толпе фанаток-школьниц или ряженых тусовщиков. Герои путешествуют по различным локациям, которые обозначены крупными иероглифами с переводом помельче. Боевые сцены с участием Алены Михайловой выглядят достойно, хотя и не шокирующе: чего-то подобного и ожидаешь от маленькой девочки со взглядом волчицы. Комические эпизоды с Колокольниковым просто хороши — без лишних слов.

Но сквозь тонкий слой стилизации, украшательств и гэгов, всячески развлекающих и увлекающих, проступает второе дно, в котором замешаны навязчивые цитирования и сомнительные смыслы. Окружающий мир глазами Вдовиной (ее фамилию произносят так часто, что она начинает казаться хранительницей чего-то давно умершего) не просто недружелюбен или враждебен — он не достоин внимания. Нелегалка, впервые оказавшаяся в чужой стране, шагает по улицам в тяжелых наушниках, совершенно не интегрируясь в реальность, словно вклеенная в ее пестрый коллаж.

Интересует Аню только личное дело, ради исполнения которого она не просит, но требует помощи у всех встречных, будь то бывший парень, которому она сваливается на голову, или хрупкая старушка. Ее манера общения с окружающим миром резкая, как и ее удары; «Щас все порешаем» — кредо. Самоуверенность зиждется на физическом превосходстве — вот уж где Вдовина способна нагнуть патриархат, но вместо этого лишь соревнуется с ним.

Смешанные единоборства становятся боями без правил, тут и там проскакивают запрещенные приемы. Цитирования превращаются в пародии, отсылки — в грубые намеки. Пробравшись в Японию, первым делом Вдовина бреет голову и облачается в разукрашенную версию наряда проститутки Мэрилин из «Брата 2». В динамиках машины Ермака звучит ремикс «Земли» группы «Маша и Медведи» (за две серии он играет даже дважды, чтобы стало понятнее). В образе Ани порой угадывается Света из «Сестер» Сергея Бодрова-младшего, хотя Оксана Акиньшина 23-летней давности может и сейчас дать фору Михайловой.

Для актрисы, получившей широкую известность благодаря драме «Чики» Эдуарда Оганесяна, сыгравшей сложную роль у Кирилла Серебренникова в «Жене Чайковского», участие в «Амуре» стало большим испытанием, в чем она сама призналась. Воплотить сразу двух героинь, одна из которых повторяет пластику Данилы Багрова (этот канон обзавелся множеством интерпретаций, что теперь роднит его с Гамлетом), в редкие моменты обнажая хрупкость, задача тяжелая эмоционально и психологически. Наблюдать за таким персонажем тоже тяжело. Будто разглядываешь матрешку, пытаясь мысленно нарядить ее в какие-то уникальные черты, но видишь уже сотню раз виденное. Наверное, так выглядят «нормал пипл», то есть русские, которых Аня противопоставляет американцам и, похоже, всему миру, если смотреть на него ее глазами.

Вероятно, в последующих пяти эпизодах сестры Вдовины расцветут и засияют, но пока их история — лишь один из повторяющихся узоров на пестром ковре из 1990-х, который выловили из Японского моря.

Поделиться